«Мечты о создании справедливого мира оказались утопией»: к 100-летию Ирины Антоновой
Благодаря усилиям Ирины Антоновой в музее открылись такие знаковые выставки, как «Сокровища Тутанхамона», «Москва — Париж» и «Москва — Берлин». Она договорилась о том, чтобы «Джоконда» Леонардо да Винчи по пути из Токио в Париж сделала остановку в Москве и несколько месяцев выставлялась в Пушкинском музее. Антонова взяла на себя смелость достать из запасников и выставить в музее импрессионистов и постимпрессионистов из коллекции Щукина и Морозова, которые много лет хранились в музее, а в 1990-х — и трофейное «Золото Трои. Клад Приама», перевезенное советскими войсками по репарациям из Берлина.
«Конечно, мы судим о коллекциях музея по тем произведениям, которые в нем находятся, но иногда музей крепкими узами связывается и с художественными произведениями, которые не принадлежат ему и лишь однажды какое-то время в нем находились. На протяжении десяти лет в музее хранилось одно из самых великих и легендарных произведений мирового искусства — «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Она была вывезена из шахт под Дрезденом и спасена нашими солдатами уже после окончания Второй мировой войны вместе со многими другими произведениями искусства. Перед возвращением в Германию выставка «Сокровища Дрезденской галереи» четыре месяца экспонировалась в музее. Я думаю, что в памяти культуры, в памяти ныне живущих людей и в памяти тех, кто придет после нас, конечно, навсегда останется сам факт пребывания «Сикстинской Мадонны» в Пушкинском музее. Мы можем сказать: «Она была здесь!» — рассказывает Ирина Антонова в своих «Диалогах об искусстве. Пятом измерении».
Ирина Антонова стала первым куратором выставок, где русское искусство показывалось одновременно с европейским. «Рассматривая коллекции произведений искусств любого музея, мы найдем сквозные темы, объединяющие художественные произведения, созданные в разные века и в разных странах. Сюжетные основы изобразительного искусства очень разнообразны — это сам человек, его окружение, природа и то, что называется, вторая природа, то есть тот мир вещей, который человек создает. И есть главные, ведущие темы, которые волновали художников во все времена. Это, в первую очередь, темы любви, смерти, героизма, творчества. Такие темы носят название «вечных тем» в искусстве», — говорит Ирина Антонова.
С разрешения издательства АСТ Forbes Life публикует фрагменты книги «Ирина Антонова. Диалоги об искусстве. Пятое измерение» и вспоминает ключевые проекты Ирины Александровны в Пушкинском музее.