История масонок: как женщины вошли в тайное общество, чтобы бороться за свои права
Могущественное секретное сообщество, контролирующее чуть ли не весь мир, составляющее заговоры и плетущее интриги — так нередко люди представляют себе масонов. На деле первые масонские организации, появившиеся в Великобритании в XVIII веке, были созданы совсем для других целей. Своей целью они называли построение идеального общества, которое было бы терпимым и справедливым. Члены организации считали друг друга «братьями». Однако на практике идеалы равенства и братства не предполагали, что абсолютно любой человек может вступить в движение.
Для многих масонов женщины долгое время были воплощением невежества и мракобесия. «Лица, допущенные в члены ложи, должны быть хорошими и верными, зрелыми и благоразумными мужчинами, рожденными свободными, — но ни рабами, ни женщинами, ни аморальными и скандальными людьми», — говорится в уставе масонства, так называемой Конституции Джеймса Андерсона, составленной в 1723 году.
По легенде, первой женщиной, посвященной в масоны, стала около 1712 года Элизабет Олдворт де Сен-Леже. Произошло это случайно: ее отец был главой масонской ложи, собрания проходили в его особняке, и однажды Элизабет случайно увидела одну из церемоний. Тогда участники ложи решили посвятить и ее, поскольку, став членом тайного общества, она с меньшей вероятностью стала бы рассказывать о нем.
Французское масонство в этом смысле с самого начала отличалось от английского. Положение женщин в обществе было иным благодаря литературным салонам, традиция которых восходит к XVI веку. Поэтому и в работе лож женщины принимали участие наравне с мужчинами. Как считает куратор Музея масонской истории Летиция Карлье, женщины могли даже возглавлять отделения лож попеременно с мужчинами, хотя ступень грандмастера оставалась для них недостижимой.
Приятная забава и «масонская овчарня»
Однако под влиянием английских масонов французские задумались о роли женщин. С 1774 года появились отдельные женские ложи, которые функционировали по особым правилам. Отныне «братья» брали над ними шефство, а сами женские ложи считались парамасонскими, или адоптивными (от французского adopté — «приемный» [ребенок]), то есть стали как бы «придатками» к мужским. К женщинам, входившим в адоптивные ложи, относились свысока. По словам исследовательницы масонского движения Франсуазы Гаспар, «эти ложи долгое время рассматривались масонами как приятная забава, «масонская овчарня» (входивших в них женщин, соответственно, сравнивали с овцами, которых надо пасти).
После начала в 1789 году Великой французской революции масонские ложи стали ассоциироваться со старым монархическим режимом. Хотя состоять в них могли не только аристократы, ложи вызывали подозрения. Слухи приписывали членство в них племяннице королевы Марии-Антуанетты и ее ближайшей подруге мадам де Ламбаль, чью голову на пике пронесли по улицам Парижа.
«Когда ложи возродились при Директории (орган исполнительной власти, действовавший с 1795 по 1799 год. — Forbes Woman), женщины-масонки почти исчезли. Несмотря на попытку императрицы Жозефины (жены Наполеона Бонапарта. — Forbes Woman) возродить адоптивные ложи, они прекратили свое существование», — пишет Франсуаза Гаспар.
С 1860-х годов масонки снова появляются во Франции. Возрожденное женское масонство во многом ассоциируется с именем Марии Дерэм.
«Равенство — ложная идея и ошибочный принцип»
Дерэм родилась в либеральной буржуазной семье, придерживалась феминистских взглядов, боролась за эмансипацию женщин и стала журналисткой, защищающей женские права. Она верила, что образование, как и возможность участвовать в общественно-политической жизни, должно быть доступно для всех вне зависимости от пола.
Дерэм интересовалась масонским движением, но пройти посвящение в масоны оказалось для нее почти непосильной задачей. Идея официального появления женщин-масонок воспринималась в движении как чересчур революционная. Не все масоны встретили восторженно официальное появление женщин в движении, разгорелись жаркие споры. Газета «Масонская республика» резко осудила идею создавать смешанные ложи; по мнению редакции, равенство мужчин и женщин — «ложная идея» и «ошибочный принцип».
«Нет, женщина не равна мужчине, нет, между этими двумя существами нет ни нравственного, ни физического равенства, — говорилось в статье, опубликованной 23 октября 1881 года. — Можем ли мы сказать, что черное равно белому? Можно ли установить равенство между двумя несравнимыми величинами? Мы, конечно, не из тех, кто считает женщину низшим существом, созданным природой для рабства. Но у каждого своя роль. У мужчины — активное проявление себя во внешнем мире, борьба и трибуны. У женщины — забота о домашнем очаге. Ей суждено быть советчиком перед битвой, утешительницей после поражения и наградой после победы».
Главный аргумент противников появления в ложах женщин был такой: женщины не могут отказаться от своего естественного «предназначения» быть матерью и женой. А значит, хотя демократия и прогресс — «прекрасные вещи», нужно, чтобы они «шли рука об руку со здравым смыслом».
«Отказывались называть женщин сестрами»
Мария Дерэм не была согласна с позицией большинства «братьев»-масонов. «Во Франции мужское превосходство является последней формой аристократии», — говорила она. Мария не просто хотела стать частью масонства — она хотела совершить революцию в движении. Так борьба за включение женщин в ряды масонов стала битвой за эмансипацию и равные права.
Некоторые из «братьев» разделяли позицию Марии и были против дискриминации по признаку пола. В 1879 году в международном масонском движении произошел раскол. Ведущая ложа, Великий Восток, потеряла прежнее влияние, и от нее отделились двенадцать автономных организаций. Одна из таких «раскольнических» лож в 1882 году приняла Марию Дерэм.
«В наших храмах мы не чувствовали всю полноту свободы, так как не были свободны принять тебя к нам, сестра, — говорилось в приветственной речи. — Мы изменили принципам равенства, поскольку отказывались относиться к женщинам как к равным, и нам не хватало братства, потому что мы добровольно отказывались называть женщин своими сестрами».
В 1893 году Мария сама провела обряд посвящения для тридцати женщин и стала одной из основательниц смешанной масонской ложи «Право человека». В него могли свободно вступать все вне зависимости от пола. «Международный смешанный масонский орден «Право человека» подтверждает равенство мужчин и женщин, — говорится в уставе организации. — Орден хочет, чтобы они по всему миру и в равной степени извлекали пользу из социальной справедливости».
«Осторожны, но не скрываются»
Современное женское масонское движение во Франции во многом соответствует идеалам Марии Дерэм. Его участницы занимаются защитой прав женщин, решают экологические проблемы и участвуют в благотворительных проектах. «Мы все здесь находимся на одном уровне, и мы учимся в полной мере занимать свое место в обществе как женщины, — говорит Катрин Лиоте, глава Великой женской ложи Франции. — В ходе одного из наших ритуалов мы говорим: «Мы никогда не должны забывать, что являемся одним из полюсов человечества».
«Свободные и ответственные женщины, отказывающиеся от догм и готовые мыслить. Женщины, осознающие свой потенциал, которые хотят реализовываться в более эгалитарном обществе», — поясняется на официальном сайте организации.
Членский взнос составляет менее €30 в месяц, а стать масонкой может «любая женщина, которая находится в поиске смысла». «Так как мы не секта, войти в наше общество гораздо сложнее, чем выйти, — рассказывает Лиоте. — Вы можете присоединиться к ложе с помощью знакомой масонки. Вы можете оставить свои контактные данные на нашем сайте и написать нам».
На официальном сайте Великой женской ложи Франции поясняется, что кандидатка, которая обратилась с просьбой принять ее в организацию, «очень быстро» получает обратную связь. Потенциальную масонку попросят прислать некие «документы» (какие именно, в ложе не объясняют), затем она должна будет пройти нечто вроде собеседования. Кандидатке предлагается подготовить себя к посвящению как ко «второму рождению», том числе изучить ритуалы и символику и быть готовой «работать над тем, чтобы реализовать себя в полной мере».
Современные масонки не являются тайным обществом, по словам Катрин Лиоте, они «осторожны, но не скрываются». Однако на запрос Forbes Woman представители Великой ложи Франции не ответили.
В 2021 году во Франции, а также в странах Восточной Европы, Африки и Ближнего Востока насчитывалось 450 женских лож, в которые суммарно входили 14 000 женщин. Женская масонская организация под эгидой французской существует и в России. Ее отделение «Гамаюн» открылось в 2017 году в Санкт-Петербурге. На сайте организации говорится, что она работает над созданием второй ложи в Москве: «Все последующие создания лож будут способствовать распространению света универсального масонства, объединяя женщин вокруг принципов свободы, терпимости, братства и уважения друг к другу».
В ответ на запрос представительницы «Гамаюна» предложили Forbes Woman задавать вопросы о российском женском масонстве аналитическому психологу Галии Галиевой. По ее словам, российское женское масонство активно развивается. На собраниях масонки обсуждают те же вопросы, что и французские участницы ВЖЛФ: «Это достоинство и неприкосновенность женщин, экономическое и финансовое положение, обеспечение доступа к равному образованию с самого раннего возраста, возможность заключать брак для однополых пар, биоэтика, положение женщин-мигрантов, борьба с проституцией, гендерное равенство и другие проблемы современного общества».
Несмотря на существование «Гамаюна», российские мужчины-масоны по-прежнему отказываются принимать в движение женщин. В 2021 году глава Великой ложи России Андрей Богданов объяснил это тем, что «масонство — консервативная организация и очень редко меняет свои правила и законы». Масоном может стать только «свободный человек добрых нравов», а вопрос свободы, по мнению Богданова, «для женщины решился по большому счету только в конце прошлого века».