К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Это не шоколадные медали: почему Камиле Валиевой нужна поддержка, а не оправдания

Камила Валиева (Фото Валерия Шарифулина / ТАСС)
Камила Валиева (Фото Валерия Шарифулина / ТАСС)
Допинговый скандал, в центре которого оказалась российская фигуристка Камила Валиева, поднял множество неудобных вопросов и табуированных тем. Почему раз за разом российские спортсмены попадаются на допинге и кто несет за это ответственность? Как совместить высокие достижения с заботой о здоровье, в том числе психическом? Стоит ли допускать подростков к взрослым соревнованиям и по каким меркам их судить? Разбираемся вместе со спортивной журналисткой Марией Командной

Камила вышла на лед, откатала короткую программу, замерла на финальных музыкальных аккордах — и начала плакать. И хотя в зале были только журналисты (болельщиков на Играх в Пекине на трибунах нет), почти все они встали и начали аплодировать. 

Да, Камила допустила помарку на тройном акселе, но главное — она справилась. После этого сумасшедшего давления, после — можно это только предполагать — самых сложных дней в ее жизни она справилась и даже выиграла короткую программу. Попади она в тройку или даже сорви несколько элементов, никто бы слова не сказал в упрек.  

Заседание, на котором решался вопрос о допуске Камилы к личным стартам, длилось семь часов. Камила была там все это время — за исключением 20 минут, отведенных на перерыв. Заседание проходило в воскресенье, решение было объявлено в понедельник, а уже во вторник Камиле нужно было выходить на короткую. Никакого времени, чтобы отдохнуть, отдышаться, прийти в себя. Допустили — и хорошо. 

 
Камила — абсолютный уникум фигурного катания

Все происходящее на Олимпийских играх в последнюю неделю напоминало плохо срежиссированный фарс. Но главное, что Камилу все-таки допустили до личных соревнований. Вероятность, что не допустят, была очень высока. 

Все началось в прошлую среду, когда стало известно о сомнительной пробе российского спортсмена, участвовавшего в командных соревнованиях по фигурному катанию. Домыслов было много, но никто не мог даже предположить, что проба принадлежит Камиле Валиевой — главной фаворитке Олимпиады в Пекине, девочке, которую поставил на первую полосу американский The Wall Street Journal и которая не проиграла в этом году ни одного старта, где принимала участие.

 

Камила — абсолютный уникум фигурного катания: ей принадлежат все три рекорда мира (в короткой, произвольной и по общей сумме баллов). А заговорили о ней как о будущей чемпионке, когда она выступала по юниорам. Ее программа «Девочка на шаре», вдохновленная картиной Пабло Пикассо, еще четыре года назад свела с ума болельщиков, которые прочили ей великое будущее. И они не ошиблись. 

Верится с трудом, но это первый полноценный взрослый сезон Камилы Валиевой. Мы могли наблюдать за ней и в прошлом году, но то было исключение, сделанное для нее из-за пандемии на домашних стартах, когда большая часть международных была отменена. Да, Камила еще ребенок, но по правилам МОК она может принимать участие в Играх: важно, что к старту сезона ей уже было полных 15 лет. Разговоры о ее возрасте вообще стали чуть ли не ключевыми в обсуждении допингового скандала: крики с призывом отстать от ребенка звучали чуть ли не громче призывов разобраться, что произошло на самом деле. 

Но допинговая история, разворачивающаяся вокруг Камилы, с душком не потому, что ей 15 лет, а из-за того, как и когда ситуация вскрылась. Пробу, в которой обнаружили следы триметазидина в количестве на грани обнаружения (то есть в минимальном), Камила сдала в декабре на чемпионате России. С того времени прошло полтора месяца — достаточно времени, чтобы объявить о результате и решить вопрос в чью-либо пользу, и достаточно, чтобы понять, кто вместо Камилы будет принимать участие в командных соревнованиях. Объявить о результате пробы сразу после выигранного командника — подло, держать Камилу почти неделю в страхе пропустить личные соревнования — мерзко. Принять решение не проводить церемонию награждения в командном турнире и в женских соревнованиях, если в тройке будет Камила, — просто некрасиво.

 

Мы пока не знаем, что произошло на самом деле. И нет уверенности, что узнаем. Просто потому, что в нашем спорте не принято об этом рассказывать. Мы до сих пор не знаем, кто несет ответственность за допинговые скандалы Сочи и за все, что случилось после. Так и живем — в надежде, что рано или поздно нас перестанут считать главными допинговыми злодеями в мире. Но пока это всего лишь надежды. Тем более после того, что случилось с Камилой. Никто не будет разбираться, что это за препарат, в каком количестве его нашли. Зачем, если самое простое — повесить ярлык: виновна. 

Да, триметазидин — кардиостимулятор, который входит в список запрещенных препаратов WADA. И вот тут нужно оговориться: неважно, какой препарат нашли в твоей пробе, — пусть даже тот, который можно купить в любой аптеке, как мельдоний или триметазидин. Факт нарушения есть факт нарушения, за которым идут серьезные разбирательства. 

Камила в силу своего возраста на Олимпиаде имеет статус «защищенного лица» — и это тоже сыграло свою роль в решении о ее допуске к личным соревнованиям. Ответственность несет не она, а родители и тренерский штаб, поэтому в ее случае ключевой вопрос звучит так: как в организм юной спортсменки попало запрещенное вещество? Пока официальный ответ, устроивший МОК, выглядит немного странно: оно могло попасть в организм Валиевой с продуктом, который употреблял ее дедушка. 

Выгорание и проблемы со здоровьем — та цена, которую приходится платить за победы

Пока скандал набирал обороты, всплыло имя врача сборной по фигурному катанию и тренерского штаба Этери Тутберидзе. Раньше на него как будто никто и не обращал внимания. Это Филипп Шветский, в этом сезоне даже сопровождающий Валиеву на соревнованиях. В 2007 году Шветский был дисквалифицирован за работу со сборной России по гребле. Если коротко — тогда он признался во введении спортсменам легальных препаратов, но нелегальным способом, то есть внутривенно, методом переливания крови. Он взял всю вину на себя, а гребцам в результате скостили срок дисквалификации с четырех лет до двух.  

Такая история, к сожалению, не редкость: в российском спорте институту репутации и нетерпимости к допингу еще только предстоит появиться. Но само присутствие Шветского в тренерском штабе — уже хороший повод возмутиться для всех тех, кому хочется возмутиться. А таких много. В тренды русскоязычного сегмента Twitter не просто так вышел хештег #позорТутберидзе. В сообщениях — обвинения Этери Тутберидзе в том, что воспитанницы для нее лишь расходный материал, что она подвергает их таким физическим и психологическим нагрузкам, что они выгорают и лишаются здоровья в 17–18 лет.

 

Но именно воспитанницы Этери Тутберидзе выигрывают олимпийское золото, чемпионаты мира, Европы и финалы Гран-при. Именно они ведут «Ледниковый период» на Первом канале, а на их соцсети подписываются сотни тысяч человек. Именно с ними хотят сотрудничать бренды. К сожалению, выгорание и проблемы со здоровьем — та цена, которую приходится за это платить. Адекватная ли она? Каждый решает для себя. И да, на каждую успешную фигуристку приходятся сотни неуспешных — часто с поломанной психикой и испорченным здоровьем, но без сумасшедших контрактов и эфиров на Первом канале. И это тоже суровая правда жизни и суровая спортивная реальность.

В день, когда стало известно о положительной допинг-пробе Камилы, прошла почти незамеченной еще одна важная новость: введение возрастного ценза среди фигуристов. Окончательное решение будет приниматься в июне, но, скорее всего, через два года участвовать во взрослых профессиональных соревнованиях смогут только фигуристы, которым уже исполнится 17 лет. Причины — забота о ментальном и физическом здоровье несовершеннолетних спортсменов. Медкомиссия Международного союза конькобежцев признает: сейчас они испытывают слишком тяжелые нагрузки.

Но я бы не стала радоваться и говорить, что здравый смысл наконец восторжествовал. В последние годы доминирование учениц Тутберидзе было таким ощутимым, что в Европе и Америке стали падать рейтинги женского фигурного катания. Какой смысл соревноваться, если выиграют все равно русские? А какой смысл смотреть эти соревнования и вкладывать в них спонсорские деньги? Я не говорю, что решение ввести возрастной ценз — лишь прикрытие, чтобы побороть доминирование наших фигуристок, но отчасти это так. И потом, когда на Играх в Токио победила тринадцатилетняя скейтбордистка, это никого не смущало.  

О ментальном здоровье в спорте, к сожалению, в принципе говорить не принято, но когда это понадобилось — заговорили. Одну из первых попыток сделали в прошлом году отнюдь не в фигурном катании, а в теннисе и гимнастике. Наоми Осака снялась с турнира Roland Garros, а Симона Байлз не стала выступать на Олимпийских играх в личном многоборье. Но тогда даже спортивный мир разделился на два лагеря: кто-то поддерживал спортсменок, а кто-то искренне недоумевал. В хитовом сериале Apple «Тед Лассо» заглавный герой страдает от панических атак — даже по сериалу, который не стремится к документальной точности, видно, что эта тема в спорте до сих пор табуирована. 

 

Забота о ментальном здоровье спортсменов, которая, безусловно, нужна, не должна вестись ценой побед наших суперталантов. Пока в академии Тутберидзе так и не появилась взрослая фигуристка-звезда, но надежда есть: Анне Щербаковой и Александре Трусовой по 17 лет, да, без травм не обходится, но и о завершении карьеры речи не идет. 

С высокой долей вероятности эти Игры последние, в которых могут участвовать пятнадцатилетние фигуристки. Кейс Валиевой больше не повторится, а болельщики не смогут кричать: «Отстаньте от ребенка!» Природа этих возгласов понятна, но очень часто болельщики, которые кричат и пишут подобное, не берут в расчет следующее: Камила участвует во взрослых соревнованиях, где разыгрываются настоящие медали, а не сделанные из шоколада и обернутые в фольгу. В этих взрослых соревнованиях победитель получает все — призовые, популярность, дорогую машину. Великолепная медийная карьера Алины Загитовой, ставшей чемпионкой Пхенчхана, тому подтверждение.

Да, Камила Валиева не выйдет на официальное награждение, чтобы получить свои олимпийские медали (вторую еще нужно выиграть, но она выиграет): МОК перестраховывается, чтобы не вызывать в медиа лишних скандалов. Их сейчас и так достаточно. Но главное — Камила пережила все это, справилась со стрессом и  давлением, вышла и показала свой уровень.  

Сейчас, после короткой программы, хочется верить, что Камила выиграет свою Олимпиаду. Ей не нужен допинг, чтобы побеждать. Невозможно научиться прыгать четверные (а также тройные и даже двойные прыжки), съев волшебную таблетку. Камиле нужно победить не назло и не чтобы утереть всем нос — эта риторика как раз не подходит для взрослых стартов, а просто потому, что она шла к этому с самого детства и заслуживает этого своими выступлениями. А в спорте именно это главное. 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+