«Звоните Джейн»: фильм о подпольных абортах и женской взаимопомощи
Чикаго, 1968 год. На улицах идут студенческие протесты. Домохозяйка Джой (Элизабет Бэнкс), которой около 40 лет, наблюдает за арестами активистов из-за спин полицейских, затем садится с мужем в машину и едет домой, где их ждет 15-летняя дочь Шарлотта. Джой беременна вторым ребенком и оказывается, что эта беременность опасна для ее жизни. Однако аборты в США до сих пор не легализованы (до принятия закона остается пять лет), и прервать беременность можно только по решению консилиума врачей. Консилиум, сплошь состоящий из мужчин, отклоняет просьбу Джой об аборте. Они обсуждают героиню и ее ситуацию прямо при ней — будто она невидима и не имеет права голоса, хотя речь идет о ее жизни. Джой ничего не остается, как позвонить по объявлению, которое она увидела на улице: «Беременны? Звоните Джейн!» Под именем Джейн скрывается группа активисток, которые помогают женщинам избавиться от нежелательной беременности. Руководит ими Вирджиния (Сигурни Уивер), суровая, но справедливая женщина. Вскоре после операции Вирджиния звонит Джой и постепенно вовлекает ее в работу подпольного абортария.
Ни одну из активисток на самом деле не звали Джейн. «Звоните Джейн» — кодовая фраза, отсылавшая к «Пункту доверия чикагского женского союза освобождения по вопросам абортов» (Abortion Counseling Service of the Chicago Women's Liberation Union), который существовал в Чикаго с 1968 по 1972 год. Достоверно известно, что благодаря «Пункту доверия» было сделано подпольно около 12 000 абортов. История организации началась с того, что чикагской студентке Хезер позвонила подруга, чья сестра собиралась покончить с собой из-за нежелательной беременности. Хезер нашла врача, который согласился нелегально провести аборт. После этого к ней стали обращаться за помощью и другие девушки, попавшие в аналогичную ситуации, и Хезер решила открыть «Пункт доверия» как связующее звено между женщинами и врачами, готовыми делать нелегальные аборты. Первое объявление с призывом «позвонить Джейн» было опубликовано в студенческой газете.
Однако «Пункт доверия» не решал вопроса доступности абортов. Врачи не были готовы работать бесплатно, и цены на операцию начинались от $600 — огромной суммы для того времени. Кроме того, доктора, проводившие операции по прерыванию беременности (все они, кстати, были мужчинами) часто не скрывали презрительного отношения к пациенткам и открыто осуждали их. Активистки из «Пункта доверия» решили взять ситуацию в свои руки: они начали ассистировать врачам во время проведения абортов, а затем и самостоятельно проводить операции. За аборты, проводимые кем-то из «Джейн», денег не брали. Это помогло в том числе решить вопрос с оказанием помощи темнокожим пациенткам: в отличие от попавших в тяжелую ситуацию белых американок, им заплатить за операцию сумму, примерно эквивалентную сегодняшним $5000, было еще менее реально.
Героиня Элизабет Бэнкс становится одной из тех, кто делает подпольные операции. Однако, по версии режиссера Филлиса Нейджи, ни один ее поступок не обусловлен личным выбором или желанием. Когда Вирджиния, прототипом которой является Хезер, звонит Джой с просьбой подбросить до больницы клиентку из соседнего района, она просто не принимает отказа. Когда Джой хочет закончить свою работу в клинике, Вирджиния удерживает ее от этого поступка. При этом Джой вынуждена долгое время скрывать от мужа, чем она занимается, а за свою работу она не получает никакой оплаты. Всегда с укладкой и макияжем, она еще и успевает печь пироги дома и чувствует себя виноватой перед дочерью за то, что мало уделяет ей внимания. Разрываясь между манипуляциями семьи и Вирджинии, Джой просто делает то, к чему ее склоняет окружение.
Мировая премьера картины Филлиса Нейджи и сценаристов Хейли Шор и Рошан Сетхи состоялась еще в январе на Сандэнсе, — там же показывали документальный фильм HBO «Джейн». «Звоните Джейн» — почти фильм-близнец картины «Мой год в Нью-Йорке» Филипа Фалардо, открывавшей последний доковидный Берлинале в 2020 году. Там Сигурни Уивер играла аналогичного персонажа — строгую начальницу издательства, которая манипулирует молодой сотрудницей. Нейджи, написавший сценарий для фильма «Кэрол» Тодда Хейнса, дело в котором также происходит в 1960-е, безусловно, хороший стилист и умеет развлечь зрителя. Однако сценарий не справляется с поставленной задачей. Получается, Джой стала феминисткой, потому что так хотел кто-то другой? Но разве так рождаются настоящие революционерки?