«Сестринская связь сильна»: как Джульен Лусенге 40 лет борется с насилием в Конго
Премия «Аврора» была учреждена в 2016 году гуманитарной инициативой «Аврора» от лица выживших во время геноцида армян. В знак благодарности их спасителям и с целью поддержать тех, борется за права и свободы других людей. Победитель получает $1,1 млн, из которых $100 000 оставляет себе, а $1 млн передает благотворительным организациям на свое усмотрение.
В 2021 году «Аврору» получила Джульен Лусенге, правозащитница из Демократической Республики Конго. Лусенге — соучредительница и президент конголезской организации «Женская солидарность за интегрированный мир и развитие» и Фонда конголезских женщин. На протяжении многих лет Лусенге оказывает поддержку жертвам военных действий и сексуального насилия. Кроме того, ее организации помогают найти и привлечь к ответственности агрессоров. За 40 лет благодаря усилиям Джульен Лусенге наказание понесли более 800 преступников. А клиника организации «Женская солидарность за интегрированный мир и развитие» оказала комплексную медицинскую помощь 7500 жертвам сексуального насилия.
На полученные от премии деньги Лусенге планирует финансировать проекты по борьбе с сексуальным насилием и образовательные программы в школах, цель которых — научить девочек говорить о насилии и о своих правах.
— Что включает в себя работа с жертвами сексуального насилия и его предотвращением?
— Борьба с сексуальным насилием — это не только базовая помощь женщинам, этого недостаточно. Надо так мобилизовать сообщество, чтобы люди поняли, как важно поддерживать переживших насилие, и прекратили их дискриминацию. Необходимо научить, убедить молодое поколение перестать замалчивать случаи насилия. Но это вопрос денег и многолетних ежедневных усилий.
Необходимы проекты длиной хотя бы в пять лет — проекты с комплексным подходом. Нужна не только базовая помощь жертвам, но и психологическая, медицинская, социоэкономическая и юридическая помощь. Нужно заниматься изменением социальной роли женщины, работать над вовлеченностью женщин в политику. Только так можно действительно изменить наше общество.
Я приведу пример: к нам пришли жительницы деревни Тенанбу. В деревне не хватало воды. Им приходилось вставать в два часа ночи, чтобы идти в лес к источнику. Они возвращались к 11 часам дня. По дороге за водой некоторых похищали, убивали, насиловали, а иногда сами женщины дрались у источника, поскольку воды на всех не хватало. Чтобы бороться с сексуальным насилием в их сообществе, нужно было провести воду в деревню. Мы поговорили с Foundation OAK (гуманитарная организация, занимается решением социальных вопросов, связанных с проблемами окружающей среды. — Forbes Woman), перевели часть их субсидий на бурение скважин и оборудовали восемь колонок в деревне. В первый раз за историю деревни жители увидели краны, из которых текла вода. С тех пор как мы провели воду, случаи сексуального насилия и похищения снизились, стало меньше случаев заражения диареей и тифом.
Борьба с сексуальным насилием — это не только медицинская помощь, это необходимость отвечать потребностям сообщества. Чтобы люди могли изменить свой образ жизни, нужно облегчить женский труд.
Если вы правда хотите помочь жертве насилия, недостаточно трех консультаций. Женщине нужна долгосрочная поддержка. Когда в результате насилия рождаются дети, мать не излечится от своих травм, если мы не поможем ей с ребенком. Мы поддерживаем женщину во время беременности, оплачиваем школу ее ребенку, пока он не вырастет. Если помощь ограничится несколькими консультациями психолога, женщина вряд ли справится. Помогать жертвам насилия — системная работа.
— Как говорить с пострадавшими и сообществом о сексуальном насилии?
— Как правило, пострадавшей сложно сказать о том, что с ней произошло. Иногда и нам тяжело задавать вопросы. Но необходимо понять, чтó именно случилось, чтобы зафиксировать этот факт, чтобы однажды жертва могла обратиться в суд. Мы начинаем разговор с того, что добиваться справедливости — естественная человеческая потребность. Мы пытаемся помочь женщине совладать с эмоциями. Когда она чувствует себя чуть лучше, она начинает говорить, а когда она замолкает во время своего рассказа, мы не торопим ее. Нам важно прислушиваться и присматриваться к каждому слову, жесту, паузе, вздоху, выражению лица — ко всему, что происходит во время ее рассказа, чтобы мы могли перенести на бумагу все детали, чтобы комиссар полиции, который будет читать написанное нами или слушать показания, мог правильно трактовать эти слова. Порой женщины не говорят напрямую, что их изнасиловали, они говорят, что подверглись жестокости. Мы должны понять, что за словом жестокость стоит изнасилование.
Когда мы приходим в сообщества, мы говорим о насилии в открытую, мы используем определение, данное законом, чтобы объяснить людям, что когда они совершают подобное преступление, то оно наказуемо. Мы должны говорить как есть, чтобы люди знали, что это бедствие, которое разрушает сообщество и жертв насилия, которое имеет последствия для человека, совершающего насилие.
— Насколько остро сейчас стоит проблема сексуального насилия в Демократической Республике Конго?
— Поскольку вооруженные группировки до сих пор активны и беззаконие продолжается, цифры растут с каждым днем. Каждый день женщины подвергаются агрессии, насилию, каждый день женщин похищают, держат в сексуальном рабстве. Так что количество случаев сексуального насилия только растет.
— Какова роль социальных сетей в предотвращении сексуального насилия?
— Социальные сети полезны, мы делимся информацией, историями успеха, рассказываем о нашей работе и привлекаем тех, кто готов сделать пожертвования. Также соцсети важны для создания женского движения. Мы объединяем женщин из разных провинций, они делятся информацией, проводят вместе различные акции, выступают против женской дискриминации и поддерживают переживших сексуальное насилие. С помощью соцсетей женщины получают возможность связаться с женщинами вне своего сообщества. Изнасилования происходят, но сестринская связь сильна.
— Как вы узнали о премии «Аврора» и приняли решение номинироваться?
— Моя коллега прочитала в интернете, что выдвинуться на премию может каждый. Она собрала досье, нашла друзей, которые предложили нашу кандидатуру и дали свои рекомендации. Я узнала об этом далеко не сразу, но так я оказалась в Венеции, где в 2021 году вручали премию. Всего в финал вышли пятеро претендентов. Я не была уверена, что выиграю, и не до конца понимала, насколько значимо происходившее вокруг.
— Как вы планируете использовать полученные от премии деньги?
— Как фонд, помогающий женщинам Конго, мы поддерживаем ряд местных ассоциаций. Например, Association des Mères pour le Développement et la Paix (Ассоциация матерей за развитие и мир), которая помогает матерям, вынужденным покинуть свои деревни, получить новую профессию. Их учат культивировать грибы, чтобы зарабатывать деньги и прокормить себя и детей. Другая организация, которую мы поддерживаем, Ligue Congolaise de Solidarité (Ассоциация матерей за развитие и мир), занимается выращиванием грибов и кормов, производством биогаза. Благодаря деньгам, полученным от «Авроры», мы сможем поддержать и другие гуманитарные организации, которые отстаивают гражданские права и мирные принципы в провинциях, где мы работаем.
Мы будем помогать тем, кому нужна помощь, и наша помощь будет целенаправленной, конкретной. Мы будем помогать вдовам и пожилым людям, мы будем оплачивать школу сиротам.
— Насколько существенно полученная сумма изменит вашу работу?
— С практической точки зрения премия действительно изменит нашу работу, потому что в кои-то веки нам не надо будет обосновывать перед спонсорами, благотворителями, почему мы просим денег. Это всегда проблема — объяснять, почему нам нужны деньги, пытаться доказать, что мы можем творить добро посредством проводимой нами работы. Все видят нашу работу, понимают ее важность, но найти ресурсы сложно. В этот раз у нас есть ресурсы, эти ресурсы помогут провести конкретную работу на месте. Они также дадут нашей работе видимость и тем самым улучшат ее качество.