«В равенстве нет ничего сложного»: как Элис Пол возглавила борьбу суфражисток в США
Равенство с детства
Элис родилась 11 января 1885 года в Маунт-Лорел, штат Нью-Джерси. У ее родителей, квакеров Уильяма и Тейси, была своя ферма. Отец Элис занимал должность президента трастовой компании, так что семья ни в чем не нуждалась. Представители религиозного движения квакеров выступали за простую жизнь без излишеств, поэтому, несмотря на то что у семьи были горничные и наемные рабочие, дети с детства выполняли небольшие поручения по хозяйству и на ферме. Уильям и Тейси верили, что это важная часть воспитания, ведь каждый обязан работать на благо общества и стараться быть полезным. Мать часто говорила маленькой Элис: «Когда ты кладешь руку на плуг, ты не можешь ее убрать, пока не доделаешь работу до конца».
Также для квакеров были важны принципы равенства вне зависимости от пола и расы, которые разделяли и Полы. Тейси сочувствовала суфражисткам и брала дочь с собой на собрания, где обсуждали женское избирательное право. «Так что у меня никогда не было других представлений о том, как должно быть. Принцип [равенства полов] всегда был со мной», — говорила позднее в одном из интервью Элис.
Тейси хотела, чтобы все ее дети получили хорошее образование. Элис посещала лекции ведущих ученых своего времени, включая профессора математики Сьюзан Каннингем, которая была одной из первых женщин, принятых в Американскую ассоциацию математиков.
Элис Пол окончила колледж в 1905 году, в 1907 получила степень магистра, а в 1912 году — докторскую степень в Пенсильванском университете.
Тюрьма и принудительное кормление
В 1907 году Элис поехала в Лондон, чтобы учиться в аспирантуре Лондонской школы экономики. Вскоре она написала матери: «Я присоединилась к движению суфражисток». «Англичанки изо всех сил старались получить право голоса и всех призывали прийти и помочь. Так я и сделала»,— вспоминала Пол. Вместе с суфражистками, борьбу которых в Великобритании возглавляла Эммелин Панкхерст, она посещала митинги, участвовала в акциях и ходила общаться с представителями властей, требуя предоставить женщинам избирательные права.
Летом 1909 года Пол и еще 11 суфражисток были арестованы. В тюрьме Элис, как и английские активистки, объявила себя политической заключенной и начала голодовку. В итоге ее стали насильно кормить дважды в день — на протяжении месяца. Когда в 1974 году Элис давала интервью и речь зашла про принудительное кормление, журналист заметил, что эта практика выглядит «шокирующе». Пол же отметила, что ее больше шокировало другое: «Для меня было шоком, что правительство могло смотреть с таким крайним презрением на движение, которое не просило ничего, кроме такой простой мелочи, как право голоса. Сейчас это кажется почти немыслимым, не так ли? Со всеми этими миллионами и миллионами женщин, которые сегодня радостно выходят на работу, и никто, насколько я понимаю, не думает, что в этом есть что-то необычное».
После освобождения Пол продолжила участвовать в акциях суфражисток и попадала в тюрьму еще шесть раз. В 1910 году, после очередного ареста, Элис вернулась в США. На родине о ней уже были наслышаны: близость к радикальному крылу английских суфражисток принесла Пол известность. Когда Элис сошла с борта корабля на американский берег, к ней подошли журналисты и спросили, намерена ли она присоединиться к американским активисткам. Пол ответила: «Если возникнет необходимость бороться и победить. Я верю в борьбу».
Борьба без денег и поддержки
Спустя два года Национальная американская ассоциация за женское избирательное право попросила Пол возглавить комитет в Конгрессе, который должен был работать над продвижением давно обсуждавшейся поправки, дающей американкам право участвовать в выборах.
Еще в 1866 году Сенат отклонил предложение сенатора округа Колумбия Эдгара Коуэна дать женщинам избирательное право. В 1878 году другой сенатор, Аарон Сарджент, представил проект конституционной поправки, в которой говорилось: «Право граждан Соединенных Штатов голосовать не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку пола». Поправку передали в Комитет по привилегиям и выборам. Туда же поступило 30 000 петиций с требованием предоставить избирательное право женщинам. Однако в комитете решили «отложить рассмотрение вопроса на неопределенный срок».
В 1912 году будущее поправки было туманным, хотя ее принятие стало бы победой для американского суфражизма. По мнению Элис, в Национальной американской ассоциации за женское избирательное право «к работе вообще не относились серьезно»: иначе почему борьбу за принятие поправки в Конгрессе доверили «молодой девушке»? «Они поставили одно условие, и оно заключалось в том, что мы никогда не должны посылать им счета даже на один доллар, — вспоминала она. — На нашу работу мы должны собрать деньги сами. Моя предшественница, миссис Уильям Кент, жена конгрессмена из Калифорнии, рассказала, что ассоциация дала ей $10, а в конце срока она вернула сдачу».
У Элис Пол был список людей, которые, по данным суфражисток, поддерживали движение. Однако когда она приехала в Вашингтон, выяснилось, что эта информация практически бесполезна — большинство людей из списка умерли или переехали. Поддержку Элис и ее соратнице Люси Бернс была готова оказать только «крошечная горстка» сочувствующих. «Когда вы молоды, когда вы еще ничего особенного не сделали сами, вы воображаете, что это будет не так сложно, — говорила Пол. — Мы, вероятно, не стали бы этим заниматься, если бы знали, какие трудности нам предстоят».
«Почему ты не на кухне, где тебе самое место?»
Элис решила организовать первый национальный парад в поддержку избирательного права женщин. 3 марта 1913 года, за день до инаугурации нового президента Вудро Вильсона, шествие состоялось. Эта дата была выбрана Элис неслучайно. Исследовательница Клэр Делахай, автор статьи «Президент Вудро Вильсон и суфражистки: от политики к символизму» замечает, что парад был в том числе напоминанием «об исключении женщин из политической жизни, показывал, что половина населения не выбирала лидера, который вот-вот вступит в должность».
«Парад также был репрезентацией потенциального политического мира, в котором женщины будут иметь свое место, — объясняет эксперт. — Наконец, это шоу — способ привлечь внимание президента. Действительно, когда он прибыл в столицу в тот день, он был удивлен, обнаружив, что никто не приветствует его, потому что толпа пошла смотреть парад, который суфражистки интерпретировали как первую победу над президентом».
В параде, по данным Пол, приняло участие от 5000 до 10 000 человек, а посмотреть на них собралась толпа в 500 000 человек. «Демонстранты приехали со всей страны за свой счет. Мы просто разослали письма повсюду, на каждое имя, которое смогли найти», — рассказывала Элис. Участницы шествия направились маршем от Капитолия к Белому дому.
Некоторые из зрителей начали нападали на суфражисток. Очевидцы затем заявили, что полиция при этом «вела себя более или менее безразлично», наблюдая за происходящим. Элис говорила: «Мы услышали много оскорблений, к чему всегда были готовы. Знаете, обычные вещи вроде: «Почему ты не дома, на кухне, где тебе самое место?»
«Просто создавать как можно меньше трудностей и хлопот»
Вудро Вильсон встретился с Элис Пол и еще тремя суфражистками 17 марта. Президент заявил, что сам поддерживает право женщин на участие в выборах, но пока не время для внесения поправок в Конституцию. Элис была с этим не согласна. «Мы должны поставить вопрос об избирательном праве перед президентом как можно публичнее, — писала она в одном из писем, — Чтобы он понял, что мы осознаем, что он несет ответственность за все, что происходит или не происходит в Конгрессе. Нам очень нужно заставить его занять позицию по этому вопросу».
Активистки под руководством Элис все чаще публично заявляли о себе. В газете «Суфражистка» появилась карикатура на Вильсона. В другой раз суфражистки перебили президента во время одного из выступлений. Это было своего рода ораторское состязание, отмечает исследовательница Клэр Делахай. Методы Пол не понравились Национальной американской ассоциации за женское избирательное право. «Приличия, уважение к президенту и законы были важны для Анны Говард Шоу, главы ассоциации», — утверждает Делахай. Анна считала, что поведение Элис и ее соратницы Люси Бернс, напоминающее действия миссис Панкхерст в Англии, только разозлят Конгресс. «Лучшее, что мы можем сделать в настоящее время, — это просто создавать как можно меньше трудностей и хлопот», — говорила Шоу.
В 1916-м Элис окончательно разошлась с Национальной ассоциацией за женское избирательное право. Их суфражистская организация стала независимой и получила название Национальной женской партии. А в уже в январе 1917 года Пол предложила новую стратегию воздействия на Вильсона: суфражистки должны постоянно организовывать пикеты перед Белым домом — чтобы президент не смог не забыть об их требованиях.
«Молчаливые стражи» у Белого дома
Пикетчицы у Белого дома получили прозвище «молчаливых стражей». Акция длилась 18 месяцев. Суфражистки стояли у ворот Белого дома с табличками, на которых было в числе прочего написано: «Мистер президент, как долго женщины должны ждать свобод?» Активисткам приходилось нелегко: часто прохожие реагировали на них агрессивно, особенно после того, как в апреле 1917 года США вступили в Первую мировую войну.
«Люди стали чуть ли не жестокими. Они вырвали плакаты у нас из рук и тому подобное», — рассказывала Элис. В конце концов Пол и другие активистки были арестованы. Их обвинили в препятствовании движению транспорта. Элис приговорили к семи месяцам тюрьмы. В заключении она объявила голодовку. Пол вновь стали насильственно кормить и угрожали отправить в психиатрическую больницу на принудительное лечение.
О заключении Пол и о том, что ей приходится выносить, писали в газетах. Статьи об Элис вызывали сочувствие у читателей, и количество сторонников суфражизма росло. Наконец в сентябре 1918 года президент Вудро Вильсон обратился к Сенату с предложением немедленно принять поправку, которая дает право женщинам участвовать в выборах. 4 июня 1919 года 19-я поправка к Конституции была одобрена сенаторами, а в августе 1920 года она была ратифицирована.
«Придется изменить мышление американских женщин»
Суфражистки одержали победу, и после 1920 года многие из них оставили активизм. Но для Элис Пол получение женщинами избирательного права было только промежуточным результатом. В 1923 году она объявила, что начала работу над проектом новой поправки к Конституции. Активистка хотела, чтобы равенство полов было официально закреплено. Ей удалось добиться внесения поправки на рассмотрение в Конгресс. Однако на первом же слушании все женские организации выступили против поправки «на том основании, что она лишит их алиментов и заставит работать на шахтах».
«Для нас (самой Элис и ее сторонниц. — Forbes Woman) — и для Конгресса — было очевидно, что сначала нам придется изменить мышление американских женщин», — говорила Элис. Годами и десятилетиями она разговаривала с представительницами разных женских движений и убеждала их в том, что поправку необходимо поддержать. Параллельно в 1938 году Элис основала Всемирную женскую партию со штаб-квартирой в Швейцарии и начала сотрудничать с ООН. В 1945 году ей удалось убедить включить пункт о равенстве полов в устав Организации Объединенных Наций.
Усилия Пол в конце концов принесли свои плоды. В 1972 году Поправка о равных правах (Equal Rights Amendment, сокращенно ERA) была вынесена на обсуждение в обеих палатах Конгресса. Ее одобрили, но для окончательной ратификации необходимо было, чтобы как минимум 38 штатов проголосовали за.
«Я никогда не сомневалась, что равные права — правильное направление. Большинство реформ, большинство проблем сложны. Но для меня в обычном равенстве нет ничего сложного», — утверждала Элис. Даже в преклонном возрасте она продолжала бороться за равенство и женские права.
Элис Пол умерла в 1977 году в возрасте 92 лет. ERA не ратифицировали в США до сих пор. Несмотря на это, Элис Пол все же удалось кардинально изменить жизнь американок. Во многом благодаря ее упорству и несгибаемой воле женщины в США поверили в свои силы и смогли добиться избирательного права. Фигура Элис стала одной из ролевых моделей для феминисток. Про ее жизнь и борьбу в 2004 году был выпущен байопик «Ангелы с железными зубами», где роль Элис сыграла Хилари Суэнк.