Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на автомобильную кругосветку в компании собаки. За ее передвижениями в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии путешественницы испытывают на себе все неожиданности колумбийских дорог, оказываются на закрытой границе Эквадора, а потом открывают для себя священное озеро Коча и встречают потомков коренных индейских народов.
От озера Коча я еду по красивейшей трассе №10. Проходит она на юго-западе Колумбии через Анды, на высоте от 2000 до 3000 метров над уровнем моря. Дорога соединяет города Пасто в провинции Нариньо и Мокоа в провинции Путумайо и служит связующим звеном между этими регионами.
Самый сложный участок начинается от города Сан-Франциско. Трасса, прорезающая величественные джунгли, считается одной из самых опасных в мире. Это однополосная гравийная дорога, часто без защитных ограждений и с очень крутыми обрывами. Извилистая, каменистая, местами очень узкая, но с большим трафиком. За ней прочно закрепилось название Trampolin de la Muerte — Дорога смерти. Множество крестов, установленных вдоль дороги, предупреждают об опасности и напоминают, к чему может привести малейшая беспечность. Кажется, что дорога не приспособлена для тяжеловесов и общественного транспорта. Но по ней тянутся и грузовики, и пассажирские автобусы.
Trampolin de la Muerte — не только единственная связующая нить между регионами. У нее большое историческое и политическое значение. Дорога была построена в начале 30-х годов прошлого столетия, чтобы облегчить переброску войск во время территориального конфликта за Амазонию между Колумбией и Перу.
Сейчас это место для связи с природой, где можно найти уединение и насладиться лучшими пейзажами и без того очень красивой страны. Большую часть времени здесь пасмурно и туманно. Солнце и чистое небо бывает лишь несколько раз в год. Мне повезло, и я попала как раз в один из таких редких дней. Пока я медленно пробиралась по Дороге смерти, дождей почти не было.
В самом неожиданном месте — блокпост. Проверка документов, досмотр транспорта. На меня не обращают внимания: машина скромная, за рулем женщина, к тому же иностранка. Но я, уставшая от напряженного движения по опасным изгибам дороги, сама делаю остановку рядом с блокпостом. Купила нехитрую еду в придорожном ресторанчике, заварила чай, перевариваю впечатления и наблюдаю за потоком проезжающих машин.
Впереди один из самых интересных участков маршрута. Мы приехали в Сан-Агустин. Этот город считается археологической столицей Колумбии. Вокруг него много памятников доколумбовой эпохи. Вот, например, Чакира. Главное место занимает фигура женщины с поднятыми руками, высеченная на скале. Считается, что это изображение богини Чакиры, а место это предназначалось для астрономических наблюдений за солнцем. Индейские народы определяли по светилу удачное время для сельскохозяйственных посадок и сбора урожая. Рядом на камнях еще несколько рельефов и петроглифов. Интересно, что эти резные камни не были раскопаны или восстановлены археологами, и они не являются частью какого-либо погребального захоронения. Все это сохранилось именно так и именно там, где было изначально.
Несколько шагов вниз по деревянным ступеням, и я на обзорной площадке. Под моими ногами — внушительный каньон Магдалены. Так и стояла бы там вечно.
Добраться до Чакиры можно только на внедорожнике или на лошадях. Проехав один опасный спуск по рыхлому склону, я решила не рисковать и оставила машину у ворот частной фермы. Мы отправились с Гретой пешком, это примерно полчаса неторопливым шагом по живописной грунтовой дороге. Сильно удивилась, когда на парковке возле Чакиры увидела легковушку. Вот лихач, подумала я, как же он будет отсюда выбираться, ведь обратно то надо ехать в горку?
И вот мы уже нагулялись с Гретой по Чакире, насмотрелись пейзажей, рассмотрели каменные скульптуры и петроглифы, и той же дорогой вернулись к машине. Но перед нами застряла та самая легковушка, что я заметила на парковке. Она забуксовала в грунте и встала как раз на подъеме в горку. Для моей Элантры это не самый крутой подъем, мы и выше брали, и круче. Но надо было ее объезжать, это значит, что я потеряю скорость и тоже застряну рядом.
«Через час придет помощь, мы вызвали эвакуационный джип», — сказал мне водитель потерпевшей бедствие машины. Но прошло два часа, прежде чем неудачника вытащили на буксире. Во время спасательной операции пошел дождь. Вот теперь я точно застряну, подумала я, наблюдая, как и без того мягкая земля становится мокрой жижей. Я разогналась, немного побуксовала на самом верху холма, жижа потаскала колеса моей Элантры влево-вправо, но дождь уже успел сделать свое дело, и я выехала на горизонтальный участок.