Мама в форме: как сообщество матерей футболистов меняет отношение к женщинам в спорте
В 2017 году Эльвира Лесничая придумала проект для активным мам футболистов как альтернативу конкурсам красоты для замужних женщин. Через год к ней присоединилась Надежда Васильева и стала директором по развитию сообщества. За пять лет они объединили тысячи матерей спортсменов по всей России, провели 50 благотворительных акций и запустили футбольные тренировки для женщин. В 2020 году создали онлайн-платформу, которая позволила расширить аудиторию сообщества и проводить конкурсы даже во время пандемии. В интервью Forbes Woman они рассказали, как меняется роль женщин в спорте, зачем нужно избавляться от устаревших методов воспитания спортсменов в России и почему удовольствие от игры в футбол не зависит от гендера.
— Как начиналась история «Футбольных мам»?
Эльвира Лесничая: Поучаствовав однажды в городском конкурсе красоты для замужних женщин, я поняла, как важна самореализация после декрета и возможность отвлечься от забот и быта. Я сама — мама юного футболиста, и я подумала, что для женщин, чьи дети тоже в спорте, это особенно важно, ведь почти все свободное время мамы уходит на сопровождение на тренировки и игры. Так родилась идея сделать конкурс «Миссис футбольная мама», где участницы рассказывают свою историю воспитания ребенка-спортсмена. Для этого мы придумали разные мероприятия: от кулинарного конкурса «Завтрак Чемпиона» до спортивного соревнования, где участницы играют в футбол, бьют пенальти и проводят эстафеты с детьми. А также в конкурсе обязательно проходит благотворительное мероприятие, ведь мамы — пример для детей и в добрых делах. Мы проводили ежегодную встречу со спортивным психологом, совместные походы на матчи и еще много разных интересных и полезных мероприятий для мам. Так в 2017 году был дан старт проекту «Футбольные Мамы».
— Надежда, на каком этапе вы присоединились к проекту?
Надежда Васильева: Я пришла как участница конкурса в 2018 году. Мне нравилось все, что там происходит. Корону победительницы я не получила, но получила намного больше. После конкурса Эльвира предложила помочь в организации ежегодного благотворительного турнира в помощь больным детям, и мы стали более плотно общаться. В следующем конкурсе в 2019 году я уже принимала участие как организатор. Тогда мамы собрались впервые как футбольная команда, чтобы сыграть в турнире под названием «Матч храбрости» в помощь детям с онкологическими заболеваниями. Все мамы играли в нашей брендированной форме. Это смотрелось круто, сами женщины были в восторге. Им было приятно, что и мужья, и дети пришли посмотреть игру и поболеть за них.
Так появилась идея делать тренировки для мам на постоянной основе. Первая тренировка состоялась в сентябре 2020, а уже в ноябре мы решили зарегистрировать некоммерческую организацию АНО «Футбольные мамы». Так как просто тренироваться неинтересно, мы стали делать турниры. Первый турнир провели ко Дню матери 28 ноября 2020. Был большой ажиотаж. Женские любительские команды приехали даже из других городов. Так все и закрутилось.
— Помимо конкурса, за эти годы вокруг вашей идеи выросло большое сообщество. Зачем это сообщество нужно, и за счет каких инструментов вы коммуницируете с его участницами?
Эльвира Лесничая: Во время пандемии появилась идея сделать онлайн-конкурс, который как раз и привлек много новых участниц в проект. Конкурс дал возможность мамам из любого города на всю страну рассказать историю воспитания своего ребенка-футболиста — для этого они снимали видео: как делают зарядку вместе с детьми и т.п. Самым трогательным этапом был конкурс поддержки — было удивительно наблюдать за тем, как друзья, знакомые и целые города объединялись, чтобы поддержать своих «футбольных мам». Мы размещали их истории у себя в соцсетях, а вся страна голосовала за победительниц. Мы будто всколыхнули эту тему — в каждом городе люди начали узнавать о простых мамах, которые воспитывают детей в спорте. Местные газеты публиковали у себя призыв голосовать за участниц. Конечно, это было всем интересно, потому что одно дело — наблюдать за жизнью селебрити, а другое дело — посмотреть, как живут ваши соседи. А женщинам было приятно, что о них рассказывают и замечают их труд, хвалят, благодарят, а не воспринимают все как должное.
Надежда Васильева: Многие мамы, которые наблюдают за нашими активными соцсетями, обращаются с просьбой организовать команду в одном из городов России. Мы даже с половиной еще не успели связаться, но будем этим активно заниматься в следующем году и помогать создавать команды, чтобы мамы могли тренироваться в своем городе.
Эльвира Лесничая: На данный момент у нас проходят тренировки команды Football Mom — в Санкт-Петербурге, Самаре, Казани. Сейчас занимаемся организацией такого же в Москве. А чтобы поиграть и пообщаться с единомышленниками мы организовываем турниры Football Mom Cup для любительских команд. Он рассчитан как раз на женщин с нулевым уровнем. Потому что поиграть им особо негде, ведь турниры женских лиг предполагают определtнный уровень подготовки. А мамам тоже хочется прочувствовать атмосферу турнира, хочется показать себя, получить медаль, статуэтку «Лучший игрок». Первый такой турнир у нас прошел 29 ноября 2020 года.
Еще одно значимое направление нашей работы — съемка социальных роликов. Сообщество «Футбольные мамы» — это платформа для общения, поддержки и помощи друг другу. И мы выяснили, что многие родители не знают, как себя вести в определенных ситуациях — на турнирах, как поддержать ребенка после проигрыша, надо ли вообще мотивировать его на победу. Мы дружим со спортивным психологом Татьяной Карповой и вместе с ней решили снимать ролики, которые в доступной форме отвечают на вопросы родителей и освещают важные проблемы в футболе. Мы проводим мастер-классы для родителей и создали чат «Горячая линия» для обсуждения острых вопросов. Первый ролик о давлении родителей на детей вышел в прошлом году. Реакция была потрясающая. В Казахстане даже сняли на нашу музыку и текст точь-в-точь такой же ролик. Это показало, что тема актуальная. А еще многие футбольные школы размещали его у себя в группах, более 55 000 просмотров только в VK. Родители, посмотревшие ролик, говорили, что он очень трогательный.
Надежда Васильева: Некоторые узнают себя.
Эльвира Лесничая: Ролики помогают родителям, они смотрят на себя как бы со стороны и говорят: «Ладно, я так не буду. Я понял свою ошибку. Я не буду давить на ребенка». Сейчас мы снимаем новый клип про управление детьми в спорте, где по сценарию родители будто играют в компьютерную игру на футбольном поле: дают советы, кричат с трибун, тем самым мешая своим детям. Идея ролика дать возможность детям самим играть и самим учиться на ошибках.
— Кажется, что в российском обществе роль отца выключена из всех сфер воспитания ребенка, кроме одной — спорта. Зато здесь роль руководителя, ментора отдана исключительно отцу. У вашего проекта есть цель изменить эти стереотипы? И какую роль должна играть в этом смысле мама? Может ли это помочь изменить отношение к детям в профессиональном спорте?
Эльвира Лесничая: Я считаю, что роль мамы в футболе ребенка заключается в том чтобы не мешать, вовремя направить, где нужно — поддержать и дать возможность тренеру делать его работу. У нас, кстати, есть такая фраза, которую говорят дети в социальном ролике: «Дайте тренеру тренировать, а мне играть». Все гениальное просто. У наших мам, и не только футбольных, очень много энергии. Они и готовят, и стирают, и водят на тренировки детей, а многие еще и работают. Вообще так получается, что вся их жизнь вертится вокруг детей до 18 лет. Это делает их одной из самых незадействованных в спорте аудиторий. Потому что на себя и на спорт не остается времени. Мы приобщаем мам к футболу, к тренировкам, по сути, мы забираем их с трибун. И их энергия направляется в нужное русло. Вместо того, чтобы сидеть и обсуждать действия тренера, мамы сами играют в футбол.
Надежда Васильева: Так мама собственным примером показывает, что она тоже занимается спортом. Потому что ребенок всегда смотрит на родителей.
Эльвира Лесничая: Папы в роли наставников в спорте тоже переключаются на маму — помогают, начинают учить ее, как правильно играть, дают советы. Они приходят на футбольные турниры, болеют за мам, тем самым переключаются и не так сильно давят на детей. Получается, что «мамские тренировки» приносят пользу всей семье. Папы больше обращают внимания на мам, появляются общие темы, можно обсудить игру, женщины начинают разбираться в футболе. Это объединяет семью. И дети подключаются: «Мама, я тебя сейчас научу». Это так классно, что они меняются местами.
— При этом уже давно идут споры о том, могут ли существовать в современном мире старые методы воспитания спортсменов (активно применяющиеся в России), которые часто связаны с унижением детей и очень жесткими методами тренировок. То, что я наблюдаю на полях в Лужниках, когда там тренируют будущих профессиональных футболистов 9-10 лет, меня просто ужасает. Не кажется ли вам, что роль мамы как раз не в том, чтобы не лезть в тренировочный процесс, а в том, чтобы попробовать поменять систему в сторону какого-то базового гуманизма?
Надежда Васильева: У меня был печальный опыт с сыном, когда он еще ходил в детский сад. Я привела его на тренировку, а там на них орут, давят, прессуют. Дети играют, как маленькие мужики, у них там действительно борьба. Спустя месяц сказали, что мой ребенок им не подходит, потому что он ходит на тренировки, чтобы тусоваться: бежит по полю, увидел падающий листик и побежал за этим листиком. Но как еще он должен вести себя в 4-5 лет?
Эльвира Лесничая: Это все из 90-х идет, как вы правильно сказали, «старая школа». Но мамы могут своим примером это поменять. У нас на тренировках есть женщины, которые играют, чтобы победить, а кто-то играет в удовольствие. Мы сами — за удовольствие. И своего ребенка я так воспитываю. Гоша никогда не знает, какой счет, с кем он играет и где. Я после турнира его спрашиваю: «Вы выиграли или проиграли?» — тот самый вопрос, который психолог запрещает задавать. Потому что в каждой игре ребенок может чего-то достичь и каждая игра может стать его личной победой. Сын мне говорит, что не помнит счет : «Я дал классные голевые передачи». Это круто.
Мам мы тоже учим играть в удовольствие. Хотя в некоторых командах мам мы замечаем такую тенденцию: «Выиграть любой ценой». Зачем? Это немного отходит от изначальной цели «мамского футбола». Получайте удовольствие от процесса игры, общаетесь, обменивайтесь опытом. Мне кажется, в Европе это хорошо понимают. Когда мы ездили на детский турнир в Германию, не было ощущения, что это какая-то гонка за победой. Наоборот, родители и дети наслаждались игрой. Я тоже никогда не буду водить ребенка туда, где его прессуют или кричат на него. Считаю важным, чтобы он вырос счастливым человеком — и если футболистом, то тоже счастливым.
К сожалению наш русский менталитет говорит: ты должен быть первым во всем — или убей, или умрешь сам. Или победитель, или лузер. Естественно, это отражается и на футболе, и на родителях. Меня ужасает, что родители кричат, матерятся и даже подзатыльники дают за то, что ребенок ошибся на поле. Но знаете, в последнее время настроение и отношение родителей меняется. В наших социальных роликах мы как раз много освещаем эти темы, ведь ты не будешь с каждым наедине беседовать. Мы обращаем внимание на, скажем так, не совсем хорошие черты родителей и тренеров, на то, что они кричат и иногда унижают детей. Каждому надо начинать с себя. Мне кажется, женщина, мать — мягкая и мудрая — может направить и мужчину в нужное русло, и семью, и детей, и футбол в целом.
— Как вы работаете с партнерами, спонсорами? Есть ли у вашего проекта финансовая модель, или это скорее социальный проект?
Надежда: Изначально, так как мы делали много благотворительных проектов, нас стали воспринимать как благотворительную организацию, где все должно быть бесплатно, потому что вы же, мол, несете добро в массы. Но вообще мы считаем, что какие-то мероприятия должны быть бесплатными, а за другие нужно платить — такая смешанная система. Так как нашей некоммерческой организации только исполнился год, мы еще не подавались ни на какие гранты, но в следующем году планируем активно привлекать деньги и участвовать в грантовых конкурсах.
До этого у нас были бартерные партнеры по площадкам для мероприятий, партнеры для подарков. Были также партнеры из власти, бизнеса и другие НКО. Тренировки у нас платные и за участие в конкурсе есть оргвзнос. В следующем году мы хотим запустить линейку одежды, свой мерч. Будем работать над привлечением коммерческих партнеров. Кстати, на нашей игровой форме пока нет ни одного логотипа, кроме нашего. Идей, откуда брать деньги и как привлекать их, очень много. Просто пока на все не хватает времени.
Эльвира Лесничая: Мы позиционируем себя как социально-ориентированный бизнес. Я сейчас прошла обучения РАНХиГС, и мне было интересно понять, есть ли вообще в России социальный бизнес как явление. Почему-то считается, что социальное должно быть бесплатным и не иметь никакой коммерческой выгоды. Но как-то же оно должно себя содержать, развиваться и привлекать других людей? Делать благотворительный фонд и ходить попрошайничать — не наш путь. Интереснее сделать коммерчески успешный, привлекательный продукт, который будет нравиться всем — участникам сообщества, в первую очередь. Хотя часть мероприятий у нас доступны для всех, а многие и вовсе бесплатные. Но, конечно, для того, чтобы проект достиг нынешнего уровня, понадобились вложения — и немалые: на логотип, на сайт и так далее. Мероприятия, которые мы проводим, иногда приносят прибыль, а иногда — нет. На них идут наши собственные средства. Но с 2022 года мы планируем привлечь более крупных партнеров, потому что мы стали интересны людям как сообщество, которое влияет на аудиторию. Многие компании хотят с нами сотрудничать.
Надежда Васильева: Они понимают, что будут ассоциироваться с положительной аудиторией, с мамами, с детьми, со спортом. Многим компаниям это сейчас необходимо.
— При этом сейчас гигантский тренд на женский спорт, на женский футбол. Вы ощущаете, что за последние пару лет в России это действительно стало актуальной повесткой, и отношение к женщинам в спорте на самом деле меняется?
Надежда: С появлением сообщества к нам часто обращаются, потому что видят, что мамы могу привести девочек в спорт. Футболу важно привлечь маму, потому что иначе она, скорее всего, поведет дочку на танцы, музыку, балет. Футбол все еще считается более мужским видом спорта. Почему-то к баскетболу или волейболу нет такого отношения. Но существует такой стереотип, если девочку отдать в футбол, она будет похожа на мальчика. Мы говорим, что это не так. Мы сами надеваем форму, сами тренируемся. Но мам, у которых девочки занимаются футболом, не так много даже в нашем сообществе. Думаю, это скоро изменится. Мы планируем снять серию роликов про девочек и мам, показать, как они вместе тренируются, чтобы привлечь их в футбол.
— А у вас есть тренировки для девочек?
Надежда: Нет, только для мам, но летом, когда мы проводили тренировки на улице, приходили женщины, у которых несколько детей. И мальчики, и девочки, еще маленькие, с удовольствием бегали и возились с мячом. Возможно, увидев маму на поле, девочки захотят дальше пойти и тоже заниматься футболом. В три года у них уже есть тяга к мячу.
— Какие у вас глобальные цели? Что планируете реализовать в следующем году?
Эльвира: Мы как раз подготовились и составили план на 2022 год. Честно скажу, это случилось впервые, потому что обычно у нас все происходит быстро и по ходу движения. Сейчас в приоритете у нас — турниры. В Санкт-Петербурге планируется Межрегиональный турнир по любительскому футболу, приуроченный ко дню рождения Петра I — «Кубок Петра», на который пригласим все команды из разных городов России. Хотим сделать новый формат конкурса, но об этом расскажем позже. Еще в позапрошлом году у нас была идея брать интервью у мам успешных футболистов. Пока мы смогли поговорить с мамой Андрея Аршавина и Владислава Радимова. Но мы думаем поговорить еще с несколькими — и написать небольшую книгу о легендарных мамах. У меня есть личная цель взять интервью у мам Роналду и Месси.
А основная идея — выйти на международный уровень. Во время карантина мы поняли, что это возможно. Нам хочется обмениваться опытом с мамами не только в России, но и за рубежом. Провести международный турнир, привлечь в любительский футбол мам из других стран. Мне кажется, это будет такой классный праздник, когда приедут женщины со всего мира — поиграть, познакомится и пообщаться.
Надежда: Сейчас мы запартнерились с Клубом болельщиков сборной России. У них большой опыт в организации фестивалей в разных странах. Пандемия скоро закончится, и мы будем выходить на международный уровень.
— Как на вас лично повлиял этот проект? Мы ведь часто говорим, что все, что связано со спортом и вовлечением женщин в командные виды спорта, влияет на их характер, на их жизненные взгляды, помогает преодолевать стереотипы.
Надежда: Мне футбол нравился с детства, я вместе с папой болела. А в нашем проекте собрано в принципе все, что мне нравится. Можно заниматься спортом, общаться с новыми интересными людьми, собирать женское сообщество единомышленников, запустить свою линию одежды. Можно ездить в путешествия, на турниры. Все, что тебе нравится, ты можешь внедрить в этот проект и развивать. Мои дети уже будут говорить, что любовь к футболу им привили и мама, и папа.
Эльвира: Для меня, наверное, он все-таки про преодоление. Мне столько раз говорили: «Зачем вообще ты это делаешь? Тебе что делать нечего?». И до сих пор говорят. Зачастую нет сил или настроения идти дальше. Бывает, что-то не получается, где-то отказывают, опускаются руки. Мы хотим отменить мероприятие, а потом такие: «Нет, мы не сдаемся». Внезапно откуда-то берутся силы, мы идем и делаем. В этом году было ощущение, что все будто разваливается, рассыпается — и тебе кажется: «Ну, все, вот оно, точно в этот раз ничего не будет». Но мы выкручиваемся. Это уже какая-то лотерея, и ты думаешь: «Как я могу все это сейчас бросить или закрыть? Нет, мы будем идти вперед, мы будем дальше развивать этот проект. Мы — мамы, а мамы могут все!». Наши девочки, наши футбольные мамы, их энергия, их отзывы позволяют двигаться дальше и придают сил. Это действительно наше совместное дело. Проект помогает другим. После конкурсов или турниров мы получаем отзывы, что меняется жизнь многих мам в лучшую сторону. Кто-то начинает больше верить в себя, кто-то меняет работу, кого-то даже повышают по карьерной лестнице, кто-то переезжает в другой город после конкурса. Кто-то находит друзей.
Надежда: А у кого-то отношения в семье улучшились. Но главное, ты понимаешь, что действительно какую-то радость и пользу несешь людям.