Цена эмоционального интеллекта: как зарабатывать миллионы на обучении soft skills
Проект Skillfolio вошел в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards — 2021.
На экране четыре группы кружков: часть из них белые, остальные черные. Картинка появляется на несколько секунд, а когда она исчезает, надо вспомнить, в какой группе белых кружков было больше. Это пример задания из теста на внимательность, который проходят пользователи, регистрирующиеся на платформе Skillfolio. Таких тестов несколько, плюс опросник с вопросами вроде «Меня беспокоит, когда что-то идет не так, как я запланировал — Да/Нет/Иногда» или «Я уверенно чувствую себя в незнакомых компаниях — Да/Нет/Иногда». Проанализировав результаты, система дает оценку soft skills пользователя и рекомендует, на какие специальности ему стоит обратить внимание. Например, автору этого текста программа сообщила, что лучше всего у него с креативностью и кооперацией, хуже всего с системным мышлением и больше всего подходит роль продюсера. Чтобы развить сильные стороны и компенсировать слабые, платформа Skillfolio порекомендовала пройти несколько практик. Например, в одной предлагается провести «интервью с интересным человеком», опираясь на специальный опросник. Другая обещает сформировать «навык осознанного восприятия событий внешнего мира», научить избегать конфликты и кооперироваться с другими людьми. Заданиям рекомендуется уделять по 10–15 минут в день, по каждому можно получить обратную связь от тьюторов. Создательница Skillfolio Виктория Шиманская утверждает, что таким образом пользователь развивает эмоциональный интеллект и soft skills.
«Автокад» для soft skills
Еще в детстве Виктория Шиманская мечтала изменить систему образования: школу она считала скучным местом, в котором слишком мало свободы и творчества и слишком много формальных правил. Однако закончив с красным дипломом факультет психологии Ленинградского государственного университета, она пошла работать не в систему образования, а в издательский бизнес, где занималась PR и организацией мероприятий. Вернуться к детской мечте Викторию побудило поступление старшего сына в первый класс, когда у него возникли трудности с адаптацией к учебе. Чтобы помочь сыну, она стала сочинять и рассказывать ему сказку про «монсиков» — монстров, которые давали ему задания на развитие эмоционального интеллекта: гибкости, стрессоустойчивости, креативности, — то есть soft skills.
Постепенно из этих заданий выросла методика, которая начала помогать сначала детям знакомых Виктории, а потом и взрослым. В 2016 году компания «Монсики», которой принадлежали бренд «Академия монсиков» (под ним выпускались детские книги) и образовательный центр «Долина монсиков», получила премию «Предпринимательский прорыв года». В том же году 30% компании приобрела Юлиана Слащева, тогда только-только покинувшая пост гендиректора «СТС-медиа» (сегодня она возглавляет «Союзмультфильм»). В 2017 году про этих персонажей сняли мультсериал. А Виктория вместе с мужем Алексеем, управлявшим до того инженерными разработками в «Ростехе», решила запустить новый проект, который помогал бы развивать soft skills людям разных возрастных групп.
«В какой-то момент стало понятно, что методологические знания нужно соединить с технологической платформой. — говорит Виктория. — Например, архитекторы когда-то рисовали карандашом по линейке, а сегодня у них есть Autocad и другие цифровые инструменты. У психологов, коучей, тьюторов, психологов, педагогов — представителей целого спектра помогающих профессий — таких инструментов не было».
Такой платформой с инструментами, помогающими развивать эмоциональный интеллект, навыки коммуникации, креативности, критического мышления у взрослых и детей, и стала Skillfolio.
Нейрофизиология и эмоциональный интеллект
Шиманские запустили Skillfolio в конце 2017 года, после шести месяцев подготовки, которая заключалась, во-первых, в технической разработке платформы, которой руководил Алексей, а во-вторых — в доработке и адаптации методики, для чего Виктория привлекла более 50 экспертов, практиков и методистов из Психологического института Российской академии образования, РАНХиГС, МГИМО, СпбГУ, ЯГУ и других образовательных и научных институций.
Первоначальные вложения в запуск стартапа составили 10 млн рублей из собственных средств супругов. Команда на старте состояла из десяти человек, в основном программистов и администраторов. С тех пор их число удвоилось. Работа с методистами строится на проектной основе. Оплата зависит от объема работы, конкретных цифр Шиманская не называет. Сейчас в разработке новых инструментов принимают участие уже 150 специалистов из вузов России, США, Израиля, Латвии, Казахстана и других стран.
«Навыки эмоционального интеллекта по сути представляют собой определенные нейронные связи в мозге, и наша задача — их сформировать и закрепить. Именно для этого нужна ежедневная практика. Без нее вы даже из самого классного тренинга уже через неделю многое забудете. Мы чуть ли не единственные в России, кто не только знакомит с навыками soft skills, но и действительно их развивает. Это не просто «мотивашки» — это ключевой принцип нейрообучения», — подчеркивает Шиманская.
В 2021 году Skillfolio стал резидентом Сколково и сочинского Инновационного научно-технологического центра СИРИУС. На базе последнего проводятся очные тренинги и стратегические сессии, а также работает исследовательская лаборатория по методу биологической обратной связи — то есть во время экспериментов испытуемые с помощью специального оборудования мониторят свою мышечную активность, частоту сердечных сокращений, дыхание и другие физиологические показатели и учатся их контролировать. Полученные данные используются для развития методик Skillfolio.
Бизнес на эмоциях
Создав линейку продуктов для взрослых, стартап начал предлагать их компаниям — они могут воспользоваться инструментами Skillfolio по подбору сотрудников и их обучению soft skills. Онлайн-программы комбинируются с очными тренингами. Услуги платформы покупают РЖД, КРОК, NAOS (BIODERMA) и другие компании.
«Cо Skillfolio мы начали работать в 2020 году», — рассказывает Ксения Хизова, директор по продуктам и развитию бизнеса компании «СберКорус», разработчика и провайдера облачных сервисов для автоматизации B2B-процессов. — Совместно с командой мы разрабатывали около 10 курсов по soft skills. Кроме этого, мы с коллегами из Skillfolio записывали интервью с представителями разных отраслей. В рамках последнего совместного проекта записывали курсы по цифровым компетенциям. Не могу раскрывать конкретные цифры, но наши планы были перевыполнены на 50%».
Образовательным учреждениям Skillfolio предлагает помощь в диагностике и обучении студентов и педагогов. На этом поле проект сотрудничает с Санкт-Петербургским Дворцом творчества юных, Югорским и Томским государственными университетами, РАНХиГС, а также по инициативе департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа помогает модернизировать систему профориентации школьников в ХМАО.
Skillfolio старается расширять свое присутствие на разных площадках. Например, часть их тестов и онлайн-курсов бесплатно доступны для индивидуальных предпринимателей, которые зарегистрируются и пройдут диагностику на портале ГБУ «Малый бизнес Москвы». А курсы для школьников рекомендуются сайтом «Навигатор образования» Агентства стратегических инициатив, который работает при поддержке Министерства просвещения России.
В уходящем году команда Skillfolio получила грант в размере 20 млн рублей от Фонда содействия инновациям на разработку мобильного приложения, которое будет проводить диагностику эмоционального состояния человека и помогать ему управлять своими эмоциями, снижать тревожность и развивать стрессоустойчивость для экологичного взаимодействия с миром.
В 2019 году проект вышел на окупаемость, а годом спустя вошел в топ-50 крупнейших EdTech-проектов России по версии Holon IQ. Благодаря сколковскому бизнес-комьюнити у Skillfolio появились два частных инвестора, до того момента далеких от сферы образования и развития soft skills. По словам Виктории, они стали полезными миноритарными партнерами проекта: один — благодаря своим компетенциям в финансовой сфере, другой — благодаря опыту работы с крупными корпорациями. В 2021 году Шиманская ожидает получить около 60 млн рублей выручки (в 2020-м, по данным «СПАРК-Интерфакс», она составила 56,7 млн рублей). Прибыль, по словам предпринимательницы, обычно составляет 20% от выручки, остальное инвестируется в развитие платформы.
От платформы к университету
На старте у Skillfollio было 10 диагностических инструментов и 250 практик для повышения компетенций. С момента запуска их число выросло в несколько раз. В 2021 году платформа нацелилась на превращение в цифровой университет новых гуманитарных профессий. Теперь с ее помощью можно выучиться на коуча, психолога, профориентатора, HR-специалиста или повысить свою квалификацию в этих областях. К 2025 году список профессий должен расшириться до 50. В частности, планируется добавить больше специальностей в сфере HR: well-being-менеджер, эксперт по развитию талантов, эксперт по построению горизонтального карьерного развития, комьюнити-менеджер и другие. Расширение списка специальностей и добавление новых практик в линейку должно позволить проекту, по прогнозам его основательницы, в 2022 году удвоить оборот, доведя его до 100 млн рублей.
Пользователям, завершившим курс, выдаются дипломы государственного образца о прохождении курса повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Выдавать такие дипломы Skillfolio начали в 2021 году, после того как получили образовательную лицензию и уже успели выдать около 300 удостоверений о повышении квалификации. До этого они выдавали удостоверения совместно с Московским институтом психоанализа, МГПУ и региональными ИРО (Институты развития образования).
Двухнедельная программа повышения квалификации педагога до эксперта по развитию soft skills и эмоционального интеллекта стоит 15 000 рублей. Для детей 4–10 лет услуги платформы стоят от 5600 рублей (месячный интенсив для эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка) до 36 000 рублей (годичная программа, направленная на то же самое). Бизнесу комплексная программа обучения сотрудников «Профилактика выгорания и стрессоустойчивость» (три двухчасовых вебинара и два дня обучения по шесть часов) обойдется в сумме в 450 000 рублей (обратная связь и сопровождение от коуча, а также выходная диагностика — за отдельную плату).
В России Шиманская пока не видит большой конкуренции в сфере программ развития soft skills. Однако в последние годы все больше курсов в этой области стали запускать и крупные корпорации, такие, как «Сбер» и «Яндекс», и другие образовательные платформы, например, «Нетология». Появляется больше тренингов по обучению креативному и критическому мышлению, профориентационных программ для школьников и в университетах.
Экспансия и другие планы
Skillfolio уже выходит на зарубежные рынки. Часть платформы переведена на казахский язык в рамках проекта по диагностике и развитию эмоционального интеллекта студентов и преподавателей нескольких учебных заведений Казахстана, включая Nazarbayev Intellectual Schools и Казахский женский национальный педагогический университет. Выбор Казахстана в качестве стартовой площадки для экспансии Шиманская объясняет тем, что в этой стране сейчас большой спрос на образовательные технологии. В следующем году планируется запустить полностью англоязычный вариант платформы, а потом добавить еще один язык — сейчас решается, испанский это будет или китайский. Упомянутое выше приложение для управления эмоциями, которое разрабатывают в Skillfolio, сразу будет международным, на нескольких языках.
Также в наступающем году планируется усилить маркетинг проекта: по словам самой основательницы, до сих Skillfolio вкладывались в него меньше, чем могли бы. «Нас очень хорошо знают в среде образования, рекомендуют компании друг другу. Но такого широкого узнавания, как у SkyEng или Skillbox, мы пока не достигли», — признает Виктория. В 2022 году эту ситуацию она надеется исправить.
Для дальнейшего развития платформы нужны инвестиции, и сейчас компания ведет переговоры с несколькими фондами, названий которых не разглашает. «Также мы готовы влиться в экосистему какой-либо крупной компании и в 2022 году ставим целью увеличить обороты, чтобы быть готовыми для стратегических инвестиций, — рассказывает предпринимательница. — Мы верим в перспективы нашей технологии и в большие возможности для ее дальнейшего масштабирования».