Борьба с насилием и прорывы в науке и кино: каким был 2021 год для женской повестки
Экс-канцлер ФРГ Ангела Меркель уступила первенство в рейтинге самых влиятельных людей планеты. Поп-дива Рианна впервые стала миллиардером, а основательница Wildberries Татьяна Бакальчук обошла всех миллиардеров мира по уровню прироста состояния. Певица Бритни Спирс наконец избавилась от опеки отца. Хлоя Чжао стала второй женщиной за всю историю премии «Оскар», получившей награду в номинации «Лучшая режиссура». В Польше и Техасе женщины борются за право на аборт, в Афганистане — за базовые человеческие права.
Мы постарались выделить ключевые события и тренды 2021 года, которые коснулись женщин.
Бизнес и социальная ответственность: героини Forbes Woman
В марте 2021 года Forbes Woman впервые представил рейтинг self-made женщин России, который стал альтернативой списку богатейших, где большую часть составляли женщины, получившие активы в результате брака или развода. В новый список попали те, кто самостоятельно заработал свой капитал. Первое место заняла основательница интернет-магазина Wildberries Татьяна Бакальчук — за 2020 год оборот компании вырос почти вдвое и достиг 437,2 млрд рублей. На втором месте рейтинга Ольга Белявцева, которой принадлежит доля в компании «Прогресс», а также хозяйство «Агроном-сад» и производитель полимерной продукции «Бипласт» (ее состояние оценивается в $550 млн). Замыкает тройку заместитель председателя правления ПАО «Новатэк» Татьяна Кузнецова (ее активы составляют $475 млн).
Кстати, в 2021 году Татьяна Бакальчук стала лидером и по приросту состояния: оно увеличилось более чем на 1000% и составило $13 млрд. Произошло это благодаря переоценке стоимости Wildberries после успешного IPO ее конкурента Ozon.
В 2021 году впервые стала миллиардером поп-звезда Рианна — она занимает 16-ю строчку в рейтинге self-made женщин, который составляет Forbes USA. Интересно, что заработать $1,7 млрд ей помогли вовсе не песни (последний альбом «Anti» был выпущен в 2016 году), а косметическая компания Fenty Beauty (на нее приходится примерно $1,4 млрд от всего состояния) и бельевой бренд Savage x Fenty.
Во второй раз Forbes Woman составил и рейтинг лучших компаний для женской карьеры. Лидер по-прежнему Danone, которая взяла на себя обязательство по достижению гендерного равенства в советах директоров и топ-менеджменте к 2025 году. Кроме того, в рейтинге 12 новых участников: Procter & Gamble, Adidas, Deloitte, Splat, 2GIS, «Катрен», банк «Русский Стандарт», «Метро Кэш энд Керри», «Уралкалий», Coca-Cola, «Сибур Холдинг» и «Вымпелком».
Вопросы гендерного равенства в бизнесе, политике, обществе, мире обсуждались и на международном форуме Forbes Woman Day, который впервые прошел в Москве этой осенью. В нем приняли участие представители крупного бизнеса, НКО, политические деятели, активистки, ученые и спортсменки. Участники говорили в том числе о том, почему права женщин в России не защищены, как внимание к повестке Diversity & Inclusion отражается на финансовых показателях бизнеса, почему женщины составляют большинство в социальных проектах, а в спорте или, например, науке они часто сталкиваются с предубеждениями. Все участники форума сошлись во мнении, что равноправие и разнообразие в командах и внимание к гендерной повестке — необходимое условие для развития любой сферы.
Чтобы поддержать малый бизнес, Forbes Woman второй год подряд совместно с ювелирной компанией Mercury вручает премию предпринимательницам, которые успешно развивают бизнес- и социальные проекты. Победительницы этого года — руководитель проекта «Культурно-ландшафтный парк «Голубино» Анна Клепиковская, которая развивает внутренний туризм; Алена Куратова и ее проект Skill for Skin, упростивший доступ к медицинской информации для сотен пациентов, оказавшихся запертыми дома из-за COVID-19; основательница компании-производителя инвалидных колясок Kinesis Ольга Барабанова и одна из разработчиков вакцины «Спутник V» Инна Должикова.
Говоря о вкладе женщин в социальную сферу, стоит упомянуть и ежегодный рейтинг 100 самых влиятельных женщин в мире. В нем произошли заметные изменения: экс-канцлер ФРГ Ангела Меркель уступила первое место филантропу Маккензи Скотт. Последняя еще в 2020 году выдала благотворительных грантов на общую сумму чуть более $5,8 млрд, а в июне 2021-го сообщила, что еще 286 НКО получили от нее $2,74 млрд. «Мы пытаемся раздать состояние, которое было заработано благодаря системе, нуждающейся в изменениях», — заявила Скотт.
В первую пятерку рейтинга самых влиятельных женщин мира вошла и другая не менее известная благотворительница, экс-супруга основателя Microsoft Мелинда Френч Гейтс, которая управляет Фондом Билла и Мелинды Гейтс и занимается решением сложных глобальных проблем — от доступности образования до вопросов контрацепции и санитарии. Большую часть своей работы она посвятила защите прав женщин и девочек. В дальнейшем Мелинда намерена помогать компаниям, основанным женщинами, получать финансирование. Так, в июле инвестиционный бизнес-инкубатор Гейтс Pivotal Ventures объявил четырех победителей в конкурсе Equality Can't Wait Challenge («Равенство не может ждать»), каждый из которых получит приз в размере $10 млн на продолжение своей работы, которая поможет повысить значимость и влияние женщин в США к 2030 году.
Протесты и преследования
Между тем во всем мире женщины продолжают подвергаться преследованиям. Вот только несколько примеров, обративших на себя внимание в уходящем году.
В Мьянме 1 февраля 2021 года было свергнуто демократически избранное правительство, после чего по стране прокатилась волна протестов. Против захватившей власть военной хунты женщины выступали наравне с мужчинами. Против лидера страны, лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи было выдвинуто 11 обвинений, по одному из которых она уже приговорена к четырем годам тюрьмы. Ей вменили нарушение антиковидных ограничений, а также «подстрекательство к расколу в обществе». Свою вину она не признает.
А в августе в Афганистане к власти пришли боевики движения «Талибан» (признано в России террористической организацией и запрещено). В 1996–2001 годах они уже правили страной — это время многим запомнилось как период тотального бесправия женщин. За годы, прошедшие после падения режима талибов, афганские женщины начали получать высшее образование и заниматься бизнесом, вошли в парламент, смогли занять высокие государственные посты. Сейчас экономика страны на дне, по словам замгенсека ООН, 23 млн человек находятся на грани голода, учителя не получают зарплату, а миллионы детей лишены возможности учиться.
В начале лета во время Олимпиады в Токио в политический скандал оказалась втянута белорусская бегунья Кристина Тимановская. Все началось с разногласий с тренерами: они включили легкоатлетку в эстафету 4×400 метров, которую раньше Тимановская не бегала, при этом сама спортсменка узнала об этом накануне. Девушка пожаловалась на ситуацию в своем Instagram, после чего ее сняли с Олимпиады и хотели вернуть в Беларусь. В аэропорту Токио спортсменка обратилась за помощью к полиции и в итоге улетела в Польшу, где впоследствии получила гуманитарную визу. В разговоре с Forbes Woman Тимановская рассказала, что давно испытывала давление со стороны белорусских спортивных чиновников, и связала это со своими высказываниями в поддержку протестов лета и осени 2020-го.
Кстати, одна из организаторов мирных женских протестов Марина Ментусова была вынуждена эмигрировать из-за обвинений в экстремизме. «Этот сентябрь должен был стать началом нашего большого проекта по гендерному равенству, а стал нашим большим побегом», — написала она на своей странице в Facebook.
Тех, кто выступает с критикой власти, продолжают преследовать в Китае. Уже полтора года частичную голодовку держит журналистка Чжан Чжань, которая вела независимые репортажи из города Ухань, откуда началось распространение COVID-19. Она утверждала, что власти боролись за красивую картинку, а не за здоровье и благополучие граждан, рассказывала о низких зарплатах врачей и пустых полках магазинов — за это ее признали виновной в «разжигании ссор и провоцировании проблем». А в ноябре 2021-го давлению, вероятно, подверглась двукратная победительница турниров Большого шлема в парном разряде Пэн Шуай, которая обвинила в сексуальном насилии бывшего вице-премьера правительства Чжана Гаоли. Теннисистка рассказала о его домогательствах в китайской соцсети Weibo, однако пост был быстро удален, а сама спортсменка перестала выходить на связь. Позже она отрицала свое заявление. «Я никогда не говорила и не писала, что кто-то изнасиловал меня. Мне нужно очень четко подчеркнуть этот момент», — объяснялась Пэн Шуай.
Репродуктивное давление, насилие, абьюз
Еще одна новость из Китая — смягчение репродуктивной политики: в марте 2021 года года эксперты из Центрального банка Китая опубликовали доклад, в котором призвали отменить ограничения рождаемости, иначе целей, обозначенных в плане по социалистической модернизации к 2035 году, достичь не удастся. Однако эти ограничения, существовавшие с 1979 года, уже успели привести к гендерному дисбалансу.
Репродуктивное насилие в отношении женщин мы видим не только в Китае. Штат Техас 1 сентября принял один из самых жестких в США законов об абортах, также известный как «Закон о сердцебиении». Система оказания женщинам медицинской помощи по искусственному прерыванию беременности после обнаружения собственного сердцебиения у плода оказалась фактически парализована. По новому закону можно привлечь к ответственности даже таксиста, который отвезет женщину в больницу для прерывания беременности.
Тревожная ситуация наблюдается и в Польше, где в начале года ввели запрет на аборт в случае дефектов у плода. Незаконные аборты грозят врачам тюремным заключением на срок до восьми лет. В начале ноября стало известно о женщине, которая умерла от сепсиса, потому что врачи слишком долго затягивали операцию по прерыванию беременности, несмотря на отошедшие околоплодные воды и тяжелые пороки плода. Во многих городах прошли многочисленные демонстрации против жестких законов об абортах.
Еще один яркий кейс ущемления прав женщин — история Бритни Спирс, которая находилась под опекой отца Джеймса Спирса в течение 13 лет. Как стало известно в июне 2021 года, он полностью контролировал ее жизнь, заставлял работать против воли, лишил доступа к личным финансам, а нанятая им охранная фирма вела наблюдение даже в спальне певицы. Присутствовало в этой истории и репродуктивное насилие — Джемс Спирс запрещал дочери беременеть, под его давлением она была вынуждена установить внутриматочный контрацептив. 14 ноября по решению суда опека была прекращена, сейчас адвокаты певицы добиваются привлечения к ответственности всех, кто ограничивал ее свободу, преследуя корыстные интересых.
Тема абьюза остается актуальной и для России, где до сих пор не принят закон о профилактике семейно-бытового насилия. В феврале 2021 года Консорциум женских неправительственных организаций опубликовал результаты своего исследования: анализ приговоров за 2018 год из открытой системы ГАС РФ Правосудие показал, что 61% процент от общего числа убитых женщин были убиты партнерами или родственниками. Одна из известных сторонников закона о профилактике семейно-бытового насилия Оксана Пушкина покинула Госдуму после прошедших осенью выборов.
Зато в число депутатов восьмого созыва вошла бывший мэр Якутска Сардана Авксентьева, известная тем, что за время своей работы она пересадила чиновников на такси, предложила выставить на продажу здание мэрии, голосовала против поправок к Конституции и выступала в защиту мигрантов на антимигрантском митинге. В январе 2021-го она покинула свой пост. В сентябре, выступая на Forbes Woman Day уже в статусе депутата Госдумы, Авксентьева критиковала нынешнюю редакцию закона о профилактике семейно-бытового насилия, однако признала, что «в законе есть вещи, которые, безусловно, должны быть поддержаны и реализованы».
Прорывы
Есть и хорошие новости: 2021 год стал прорывным во многих сферах. Например, в медицине, где продолжается борьба с пандемией коронавирусной инфекции.
Так, к созданию вакцины от компании Pfizer/BioNTech приложила руку иммунолог Озлем Тюречи (в упомянутом списке самых влиятельных женщин мира она занимает 48-ю строчку). К созданию вакцины Moderna — американская исследовательница венгерского происхождения Каталин Карико, которая вместе с коллегой Дрю Вайсманом получила премию Breakthrough Prize. В команде разработчиков российской вакцины «Спутник V» почти половину составляли женщины. Еще одна заметная фигура в медицине, к чьему слову прислушивается весь мир, — эксперт ВОЗ по реагированию на COVID-19 Мария Ван Керкхове. Именно из ее уст мировое сообщество узнает о новых штаммах, данных о заболеваемости и мерах по сдерживанию пандемии. Без критики, конечно, не обошлось: Марию Ван Керкхове осуждали то за слишком медленную реакцию на новые данные о вирусе, то, напротив, за скорую перемену позиции.
Уходящий год был удачным для женского кинематографа. Хлоя Чжао стала второй женщиной за всю историю премии, взявшей приз за режиссуру с фильмом «Земля кочевников». Она получила сразу четыре номинации как лучший режиссер, автор адаптированного сценария, монтажер и продюсер (номинация «Лучший фильм»). Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля получил хоррор Джулии Дюкорно «Титан», поднимающий вопросы о женской идентичности и принятии себя. А российский режиссер Кира Коваленко была удостоена второй по значимости награды Каннского кинофестиваля — Гран-при программы «Особый взгляд» — за фильм «Разжимая кулаки», рассказывающий историю осетинской девушки.
Мировое признание получили и русские рестораторы: гид Michelin впервые отметил 69 московских ресторанов. Женщины все еще составляют на российской гастрономической сцене меньшинство, однако среди тех, кто попал в знаменитый Красный гид, есть, например, шеф-повар Biologie Екатерина Алехина (обычная звезда и зеленая звезда за экологичность) и шеф-повар Ульяны Суздалкиной Pavilion (рекомендация).
За пару дней до вручения звезд Michelin закончилась Нобелевская неделя. В этом году среди нобелиатов только одна женщина — филиппинская журналистка, главный редактор издания Rappler Мария Ресса. Она получила Нобелевскую премию мира вместе с главным редактором российской «Новой газеты» Дмитрием Муратовом — «за усилия по защите свободы слова и самовыражения, что является основополагающим условием для демократии и прочного мира». И в России, и на Филиппинах журналисты подвергаются давлению властей: в нашей стране издания (как и НКО) одни за другим оказываются в реестре иноагентов, а Филиппины и вовсе считаются одной из самых опасных стран для журналистов. С 1992 года здесь были убиты 87 репортеров. Несмотря на это, Мария Ресса опубликовала ряд расследований, который доказывают, что президент Дутерте использовал «фабрику троллей» и фейки для управления общественным мнением.
Быть сильной и быть собой
На прошедшей в 2021 году Олимпиаде (в 2020-м Игры пришлось отменить) женщины принесли российской сборной, выступавшей под флагом ОКР, 26 из 40 золотых медалей, 40 из 80 серебряных и 11 из 27 бронзовых. Фехтовальщицы Софья Позднякова и Софья Великая разделили золото в командном зачете. Поздняковой присудили первое место и в личном зачете – она обошла лидера прошлых игр Великую. Золото получила легкоатлетка Мария Ласицкене. А синхронистка Светлана Ромашина завоевала две золотые медали, выступая в дуэте и в группе, и стала самой титулованной синхронисткой в истории: всего у нее семь олимпийских золотых медалей (не считая нескольких десятков чемпионатов). Спортсменки из разных стран ставили рекорды, проявляли чудеса выдержки и боролись с хейтом, — как, например, корейская лучница Ан Сан, чья прическа показалась некоторым зрителям Олимпиады «слишком феминистской».
Но были и те, кто отказался от жесткой борьбы ради возможности быть собой. Например, теннисистка Наоми Осака в конце мая снялась с турнира «Ролан Гаррос», объяснив это заботой о своем психологическом здоровье — спортсменка призналась, что сталкивалась с депрессией и тревожностью. На церемонии открытия Олимпиады она зажигала олимпийский факел, но до медалей не дошла, проиграв в третьем раунде чешской теннисистке. Американская гимнастка Симона Байлс, приехав на Олимпиаду, отказалась от соревнований в опорном прыжке и на брусьях из-за проблем с психическим здоровьем. Впрочем, позже она выступила на бревне и завоевала бронзовую медаль.
Борьба женщин за возможность быть собой и делать выбор, не оглядываясь на стереотипы и ожидания окружающих, продолжается во многих сферах. Например, о праве свободно самовыражаться и принимать свое тело не первый год говорят приверженцы бодипозитива. С одной стороны, все чаще в журналах и рекламных кампаниях мы видим девушек plus size. С другой — не всегда общество оказывается готово увидеть реальное, а не отретушированное тело.
Например, в марте 2021 года adidas снял в рекламной кампании #WatchUsMove продюсера Карину Чистякову, — в результате она получила порцию фэтшейминга. В ноябре Nike выпустил рекламу с новозеландской танцовщицей Пэррис Гебель. Она входит в список Forbes «30 Under 30» и работает с такими мировыми звездами, как Рианна, Дженнифер Лопес, Ники Минаж. Однако аудитория не оценила рекламу, раскритиковав нестандартную фигуру Гебель.
Впрочем, пока одни критикуют бодипозитив, другие голосуют за него рублем: так, упоминавшийся выше бренд белья Savage x Fenty, принесший миллиарды Рианне, стал успешным благодаря широкому размерному ряду и бодипозитивным рекламным кампаниям, в постановке которых участвовала в том числе та самая Пэррис Гебель. Тренд затронул даже ветеранов индустрии — например, марка нижнего белья Victoria’s Secret объявила, что откажется от эксплуатации женской сексуальности, а ее амбассадорами теперь будут не модели, а женщины, известные своими достижениями. В их числе футболистка и ЛГБТ-активистка Меган Рапино, plus-size модель Палома Эльсессер и другие.