К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как Фрэнсис Хауген показала миру темную сторону Facebook и попала в рейтинг Forbes

Фрэнсис Хауген публично дала показания перед Конгрессом, британским парламентом и Европейским союзом (Фото Jabin Botsford/The Washington Post/Bloomberg via Getty Images)
Фрэнсис Хауген публично дала показания перед Конгрессом, британским парламентом и Европейским союзом (Фото Jabin Botsford/The Washington Post/Bloomberg via Getty Images)
Бывшая сотрудница Facebook Фрэнсис Хауген в октябре 2021 года обнародовала внутренние документы компании, касавшиеся распространения фейков, политической пропаганды, разжигания ненависти и других серьезных проблем. Сама она утверждает, что хочет не навредить соцсети, а помочь ей стать более прозрачной. За это Forbes USA включил Хауген в список самых влиятельных женщин мира

Несколько месяцев назад почти никто не слышал о Фрэнсис Хауген. Однако этой осенью бывший менеджер по продукту Facebook привлекла к себе внимание законодателей со всего мира, явив им настоящее сокровище — документы с подробным описанием деятельности компании.

Хауген прославилась в октябре, когда опубликовала тысячи внутренних документов Facebook. Материалы, которые теперь известны как Facebook Papers, пролили свет на то, как социальная сеть решала — или, по мнению некоторых, усугубляла — такие серьезные проблемы, как разжигание ненависти, распространение фейков, показы рекламы детям, политическая пропаганда и другие. После обнародования документов Хауген публично дала показания перед Конгрессом, британским парламентом и Европейским союзом. 1 декабря она во второй раз приехала в Капитолий, чтобы встретиться с подкомитетом по вопросам связи и технологий комитета по энергетике и торговле палаты представителей США.

Forbes USA включил Хауген в список самых влиятельных женщин мира (Фото AP/TASS)

Хауген — нетипичная участница ежегодного списка самых влиятельных женщин по версии Forbes, который состоит преимущественно из глав компаний, политиков, знаменитостей и богатейших людей мира. Однако благодаря обнародованию Facebook Papers, а также умению объяснять сложные технические вопросы законодателям и одновременно предлагать варианты взаимодействия с IT-корпорациями она оказалась в рейтинге 2021 года на сотом месте. В 2020 году эту строчку занимала активистка Стейси Абрамс, которая выступает в защиту избирательных прав, а в 2019-м — лидер экологического движения Грета Тунберг.

 

Facebook, которая в разгар скандала вокруг документов Хауген была переименована в Meta, вынуждена защищаться от критики со стороны сотрудников, разоблачителей, защитников прав потребителей и других экспертов. Компанию годами обвиняют в нарушении законов о конфиденциальности данных, а теперь еще и в том, что она позволила распространять  враждебные высказывания и экстремистские материалы (они в том числе стали инструментом организации захвата Капитолия 6 января), и в том, что она препятствует свободной конкуренции. В статьях, посвященных Facebook Papers, Forbes USA писал о том, как устроены алгоритмы показа рекламы, как в соцсети травят женщин-политиков и как Instagram, который также принадлежит компании, вызывает проблемы с психологическим здоровьем.

«Я видела много социальных сетей, и в Facebook ситуация была значительно хуже, чем где-либо, — рассказывала Хауген в октябре в своем первом большом телеинтервью ведущему передачи 60 Minutes. — Facebook снова и снова демонстрирует, что предпочитает прибыль безопасности».

 

Некоторые из самых влиятельных людей США и европейских политиков выразили восхищение деятельностью Хауген. В октябре сенатор Ричард Блюменталь назвал откровения Хауген «бомбой». В ноябре Вера Журова, вице-председатель Европейской комиссии по вопросам ценностей и прозрачности, сказала, что если бы не разоблачители вроде Хауген, «органы власти не смогли бы убедить людей в важности новых законов».

До прихода в Facebook Хауген работала в нескольких других крупных компаниях Кремниевой долины. Она занимала должность менеджера по продукту в Pinterest, Yelp и Google, а также была техническим директором и соосновательницей приложения для знакомств Hinge. В июне 2019 года она присоединилась к Facebook в качестве менеджера по продукту и занималась вопросами политической дезинформации и контршпионажа. 

Хауген сравнивала своего бывшего работодателя с табачной индустрией, однако говорит, что не хочет разрушить Meta или какую-либо из ее дочерних компаний — будь то Facebook, Instagram или WhatsApp. Напротив, по ее словам, она хотела бы помочь им стать лучше за счет большей прозрачности, новых правил и изменений в существующих законах. Таких как, например, раздел 230 Закона о приличии в коммуникациях (Communications Decency Act, или CDA, принятый в 1996 году), который сейчас частично защищает IT-компании от юридической ответственности, поскольку гласит, что провайдеры и пользователи сети не должны рассматриваться как издатели и распространители информации, предоставляемой третьими лицами.

 

«Если люди просто возненавидят Facebook из-за того, что я сделала, значит, я не справилась со своей задачей, — заявила Хауген изданию Wall Street Journal, которое первым рассказало об утечке документов в серии статей. — Я верю в правду и примирение, нам следует признать реальное положение дел. Первый шаг — все задокументировать».

Хауген — не единственный бывший сотрудник Facebook, который в этом году делился с властями информацией о своем работодателе. Софи Чжан, опубликовавшая свой доклад в 2020 году, в октябре 2021-го дала перед британским парламентом показания о своей работе дата-сайентистом в команде, которая занималась фейковыми аккаунтами, созданными властями. Как сообщается, еще один разоблачитель, который пока сохраняет анонимность, передавал сведения в Комиссию по ценным бумагам и биржам.

Долгосрочные последствия действий Хауген будут зависеть отчасти от того, решат ли мировые лидеры принять новые законы с учетом предоставленной ею информации. Сама она планирует создать организацию, которая способствовала бы реформе соцсетей. Ясно одно: Хауген понимала, что она располагает ценной информацией, не стала молчать и, похоже, настроена бороться за прозрачность.

«Я должна подчеркнуть, что все это не будет иметь никакого значения, если не появятся механизмы для обеспечения прозрачности или подотчетности, — сказала она в своей речи перед парламентом Великобритании 1 декабря. — Никакие усилия по решению этих проблем не возымеют эффекта, если Facebook не обяжут раскрывать данные, подтверждающие ее заявления, или согласовывать с надзорными органами свои деловые решения».

Перевод Натальи Балабанцевой

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+