С Камалой Харрис, но без Ангелы Меркель: самые влиятельные женщины мира 2021 года
Ничто так не иллюстрирует динамику этого списка, как перемены на самом его верху. В третий раз за все те 18 лет, что Forbes USA составляет его, канцлер Германии Ангела не занимает первую строчку. С ее неизбежным уходом с государственной должности появляется шанс найти новый №1; в 2021 году эта честь выпала миллиардеру и филантропу Маккензи Скотт. В списке самых состоятельных женщин мира она занимает только третье место, но неограниченный доступ к деньгам и решимость жертвовать их на благотворительность, добиваясь значимых перемен, ставит ее выше конкурентов. «Мы пытаемся раздать состояние, которое было заработано благодаря системе, нуждающейся в изменениях», — заявила Скотт этим летом.
Сразу за ней, на втором месте, — вице-президент США Камала Харрис, которая после вступления в должность поднялась на одну позицию. Она поменялась местами с Кристин Лагард, президентом Европейского центрального банка, которая сейчас занимает третье место.
Все эти женщины иллюстрируют главный тезис, лежащий в основе методологии составления списка: недостаточно иметь деньги или власть. Человек должен что-то делать со своим состоянием, голосом или общественной платформой.
Взять хотя бы Розалинд Брюэр, в прошлом главного операционного директора Starbucks, которая в марте этого года пришла в Walgreens и в настоящее время является единственной чернокожей женщиной, возглавляющей компанию из списка S&P 500. Давний сторонник разнообразия на рабочем месте, Брюэр поднялась на 15 позиций и заняла 17-е место.
Или сооснователь BioNTech иммунолог Озлем Тюречи, которая стала одним из 20 новичков этого года: она дебютирует в списке под номером 48 не только потому, что является соучредителем биотехнологической компании, но и благодаря своей роли в разработке мРНК-вакцины от коронавирусной инфекции в партнерстве с глобальным фармацевтическим гигантом Pfizer.
На 94-м месте в списке дебютировала президент Танзании Самиа Сулуху Хасан, которая сыграла важную роль во внедрении антиковидных протоколов в своей стране. Есть в списке и президент Тайваня Цай Ин-вэнь, чья откровенная приверженность свободе и демократии перед лицом усиливающегося давления со стороны Китая подняла ее на 28 позиций, до 9-го места. «Мы должны защищать наши общие ценности, чтобы сохранить свободный и демократический образ жизни», — заявила она в конце ноября.
Влияние некоторых женщин из этого списка за последний год ослабло. Это особенно касается представительниц Китая, где жесткие меры председателя КНР Си Цзиньпина в отношении технологического сектора и деловой активности привели к снижению самостоятельности (и, как следствие, падению в рейтинге) Дон Минчжу из Gree Electric (опустилась на 11 позиций, до 58-го места) и генерального директора Yum China Джои Ват (опустилась на 39 позиций, до 73-го места).
Даже королева Елизавета II не застрахована от падений в рейтинге: она опустилась на 24 позиции из-за уменьшения количества публичных выступлений и репутационных кризисов, затронувших корону в уходящем году (в том числе сделанного герцогиней Меган Маркл заявления о расистских взглядах некоторых членов королевской семьи). Сейчас Елизавета занимает 70-е место в рейтинге.
В 18-й список 100 самых влиятельных женщин мира вошли представительницы 29 разных стран, которые занимаются финансами, технологиями, политикой, благотворительностью, развлечениями и т. д. Объединяет их чувство долга. Бывшая сотрудница Facebook Фрэнсис Хауген (100-е место) не собиралась публиковать данные о своем бывшем работодателе, но, по ее словам, не смогла остаться в стороне и молча наблюдать за тем, как компания ставит прибыль выше людей. Хауген рассказала о том, как алгоритмы социальной сети провоцируют разжигание агрессии и ненависти среди пользователей, как ее используют в преступных целях и для распространения фейков. Певица Тейлор Свифт (№78), записывая первые альбомы, не планировала перевыпускать их 10 лет спустя, — но сделала это для того, чтобы сохранить авторские права и показать другим артистам ценность их работы.
«Наш опыт не может быть продиктован тем, что нам разрешено или не разрешено делать», — говорит кинорежиссер Ава Дюверней (№80). Если выбирать какой-то один критерий попадания в этот список, то самым подходящим будет такой: это женщины, которые переписывают правила бизнеса, финансов и политики. Их работа сейчас нужна, как никогда.