Пандемия COVID-19 нанесла особенно тяжелый удар по женщинам. К январю 2021 года только в США почти 3 млн женщин покинули рынок труда. По всему миру женщины потеряли за прошлый год более 64 млн рабочих мест и не менее $800 млрд доходов. Как следствие, по данным Всемирного экономического форума, время, которое потребуется, чтобы устранить глобальный гендерный разрыв в оплате труда, увеличилось с 99,5 лет до 135,6 лет.
Среди основных проблем, с которыми сталкиваются женщины по всему миру, — неразвитая система ухода за детьми, двойная нагрузка (на работе и дома), стресс, нехватка карьерных возможностей, низкие зарплаты и так далее. Во многих случаях коронавирус усугубил ситуацию настолько, что женщины были вынуждены уволиться.
Тем не менее этот разрушительный кризис принес с собой и веру в прогресс. Конгресс США обсуждает законопроект о мерах по поддержке ухода за детьми и пожилыми людьми. Удаленная работа превратилась из бонуса в приоритетную потребность. Кадровый голод усложняет поиск нянь и сиделок, однако он же стимулирует компании продвигать и поддерживать женщин, становясь более привлекательными работодателями для новых сотрудников.
Вместе с аналитической фирмой Statista американский Forbes выделил компании, лидирующие в том, что касается поддержки женщин как внутри, так и вне трудового коллектива, и впервые сформировал международный рейтинг компаний, которые больше других делают для женщин.
Для составления списка исследователи опросили 85 000 женщин в 40 странах. Респонденток попросили оценить своих работодателей по таким критериям, как равенство в оплате труда и условия отпуска по уходу за ребенком. Statista также попросила женщин оценить, как компании используют корпоративные и маркетинговые коммуникации — для продвижения гендерного равенства или для сохранения негативных стереотипов? Также была учтена представленность женщин на руководящих постах и в советах директоров.
Некоторые цели по-прежнему недостижимы. Из 300 ведущих компаний только 20 возглавляют женщины. Одна из них — Hershey Co., занявшая первое место. В 2017 году, когда Мишель Бак повысили до генерального директора компании, она стала первой женщиной, возглавившей эту шоколадную фабрику за всю ее 127-летнюю историю. Сегодня женщины составляют 42% совета директоров компании. К 2025 году планируется увеличить долю женщин в штате до 50%, а на руководящих должностях — до 42% по сравнению с нынешними 48% и 37% соответственно.
К 2020 году компании удалось достичь равенства в оплате труда в США. Теперь, по словам директора Hershey по D&I Алисии Петросс, компания нацелена на сокращение разрыва в оплате труда в своих подразделениях во всем мире. «Я счастлива, что в США мы наконец заговорили о справедливой оплате труда женщин и небелых сотрудников, — говорит она. — Справедливая оплата труда — залог того, чтобы женщины продолжили развиваться в этой и других отраслях».
Для достижения своих целей Hershey на пике пандемии запустила инициативу под названием Pathways Project — пятилетнюю программу по созданию более инклюзивных рабочих пространств и сообществ — и приложение HSY Care Connect. Это приложение — результат совместной работы отдела кадров и женской ресурсной группы (BRG, Business Resource Groups — восемь организаций внутри компании, которые представляют интересы различных групп, таких как люди с ограниченными возможностями, ЛГБТ+, люди старшего поколения и др.). Оно помогает найти ресурсы для ухода за детьми и пожилыми родственниками, транспорт и репетиторов.
Zoom Video Communications (9-е место в рейтинге) изменила подход к подбору и найму сотрудников: разнообразила каналы поиска, пересмотрела описания вакансий, чтобы они стали более инклюзивными, и стандартизировала процесс собеседований, чтобы сократить влияние предрассудков и повысить число женщин-сотрудниц. «Иногда по ту сторону экрана ты ищешь самого себя, — рассказывает директор по персоналу Линн Олдэм. — Структурировать собеседования было очень важно, поскольку это приблизило нас к цели — сделать процесс найма стандартным и прозрачным, сократить влияние предрассудков и постепенно нанимать сотрудников более эффективно».
Кроме того, Zoom старается поддерживать женщин, сотрудничая с благотворительными организациями. Как, например, Chloe Can — это британский проект, проводящий мастер-классы для подростков и подбирающий им наставников, которые подготовили бы их к началу карьеры. Когда организация была вынуждена приостановить личные встречи из-за введения карантина, Zoom предложил ей бесплатно пользоваться своими сервисами.
Estée Lauder Cos. сделала благотворительность приоритетным направлением. С 1989 года, когда у Эвелин Лаудер, невестки основательницы компании, был диагностирован рак груди, легендарная косметическая компания взяла на себя обязательство повышать осведомленность о заболеваниях молочной железы (Лаудер даже участвовала в создании розовой ленточки — символа борьбы с этой болезнью) и направлять средства на исследования. За последние три десятилетия компания пожертвовала на них более $108 млн.
Совсем недавно этот бренд начал сотрудничать с Амандой Горман, которая в прошлом году стала самой молодой в истории США поэтессой, выступавшей на инаугурации президента. Теперь вместе с Estée Lauder Аманда создаст программу по распространению грамотности среди женщин и девочек с финансированием в $3 млн. Кроме того, бренд присоединился к инициативе Five for 5 («Пять лет Цели №5») Фонда Организации Объединенных Наций. Цель устойчивого развития №5 — достижение гендерного равенства, в том числе преодоление разрыва в заработной плате и расширение возможностей для развития лидерских качеств женщин. Зампред правления Estée Lauder Сара Мосс говорит, что у компании уже есть программа наставничества, а также рабочая группа по расширению пакета льгот, касающихся ухода за детьми и пожилыми родственниками.
«У нас есть соответствующая корпоративная культура, стратегия, а также, честно говоря, доказательства того, что мы продвигаем и поддерживаем женщин», — говорит Мосс, отмечая, что 82% сотрудников компании по всему миру — женщины. Женщины занимают 59% позиций на уровне глобальных вице-президентов и выше и 44% мест в совете директоров. «Мы как бы говорим женщинам: вы можете добиваться успеха, вы можете быть кем угодно в этой компании, мы это продемонстрировали. Не в этом или в прошлом году, но на протяжении всей истории».
Методология
Для составления этого рейтинга Statista опросила 85 000 женщин в 40 странах. Все опросы были анонимными, что позволяло участницам открыто выражать свое мнение. Респонденток просили оценить своих работодателей по критериям, связанным с гендерным равенством, а также свою готовность порекомендовать работодателя другим. Их также попросили оценить других работодателей в своих отраслях. Кроме того, Statista попросила участниц оценить компании по таким критериям, как социальная ответственность, маркетинговые кампании и восприятие со стороны общественности — также с позиции гендерного равенства. Финальный рейтинг состоит из 300 компаний, которые получили наилучшие рекомендации и которые могут похвастаться наибольшим числом женщин среди членов советов директоров и топ-менеджеров.
Перевод Натальи Балабанцевой