Неуверенность, семья, враждебность: почему женщины отказываются от топовых вакансий
Женщины реже, чем мужчины, рассматривают и откликаются на топовые вакансии. Основные причины: неуверенность в собственной компетентности, опасение, что это негативно скажется на семье, страх, что женщину на такой позиции не примут. Об этом говорят результаты исследования, проведенного сервисом персонализированных рассылок вакансий Facancy (имеются в распоряжении Forbes Woman) среди людей, работающих на управленческих позициях с доходом выше 200 000 рублей.
Фактор семьи
Людей, откликающихся на управленческие вакансии, спросили о том, что им важно в самой вакансии. Соцпакет для семьи важен для 63% женщин и только 11% мужчин. Возможность работать удаленно частично или полностью важна для 54% женщин и 17% мужчин.
При этом 29% женщин отказываются даже рассматривать топовые вакансии, считая, что переход на такую позицию скажется на семье и личной жизни. Мужчины почти не упоминали такую причину отказа от вакансии как важную.
Женщины в шесть раз реже откликаются на вакансии со сменой места жительства, а если и рассматривают переезд, то предпочитают ближайшие крупные города либо города, где у них есть друзья или родственники. Кроме того, важными факторами являются возможность хорошего образования для детей и качество медицинского обслуживания. Все это негативно влияет на скорость карьерного роста у женщин, поскольку большинство управленческих карьер строится за счет мобильности — переезда в разные регионы и страны. При этом мужчины согласны, что переезд ставит вопросы об образовании для детей и уходе за пожилыми родственниками, но не считают проблему критической.
Наконец, некоторые женщины не рассматривают топовые вакансии потому, что если их зарплата будет много выше, чем зарплата партнера, то это приведет к ухудшению семейной жизни (либо придется скрывать свой уровень дохода от близких). Среди мужчин такую причину отказа от вакансии не указал никто.
Фактор самооценки
Женщины втрое реже читают и откликаются на вакансии с предельным уровнем ответственности (операционный директор, исполнительный директор, генеральный директор). Основная причина — неуверенность в себе («я не уверена, что мой уровень знаний и опыта достаточен для этой позиции»): ее назвали 37% респонденток. Мужчины равной квалификации выбирали этот ответ в четыре раза реже.
Эта же причина одна из основных, по которым женщины в четыре раза реже, чем мужчины, откликаются на позиции с глубокой технологической, RnD или инновационной составляющей.
В рамках исследования был проведен эксперимент: когда люди откликались на управленческие вакансии, где уровень зарплаты был известен, но не указан публично, их просили оценить уровень своих зарплатных ожиданий. В среднем женщины назвали зарплату на 20–30% ниже, чем мужчины. Такую зарплату они будут называть на собеседовании и такие оферы будут получать.
Фактор среды
Одна из причин, по которой женщины не рассматривают вакансии с технической составляющей, — убежденность в том, что «общество и бизнес не принимают женщину как технического и инновационного лидера». Это сильный сдерживающий фактор в карьере, поскольку сейчас управленческие карьеры строятся на стыке текущих компетенций управленца и новых технологий. Тем не менее пять лет назад, считают респондентки, гендерной дискриминации было значительно больше.
82% женщин называют важным преимуществом вакансии наличие дружного коллектива. Мужчины согласны с ними в 51% случаев. Они склонны приводить команды с собой, поэтому слаженность коллектива им не очень важна. Они готовы к корпоративным войнам, более того, нормально их воспринимают, считая, что управленческая позиция их предполагает.
Пределы карьерного роста
И женщинам, и мужчинам одинаково интересны высокоуровневые управленческие вакансии с зарплатой выше 350 000 рублей. Однако дальнейший карьерный рост (даже с высокой стартовой позиции) важен для 19% женщин и 72% мужчин. То есть, перейдя на высокую управленческую позицию, женщина чаще рассматривает ее как конечную точку, а мужчина — как промежуточную.
Индекс тревожности
Исследование позволило рассчитать индекс тревожности, связанный с активным желанием смотреть вакансии в других индустриях или на позициях с другим функционалом.
За бенчмарк (100%) была принята средняя тревожность по рынку (по всем индустриям или функциям и по всем участникам исследования, включая и женщин, и мужчин). Так, в нефтегазовой отрасли индекс тревожности сотрудников на уровнях top и upper-middle в полтора раза выше, чем в среднем по рынку, при этом у женщин он выше почти в два раза. У людей, работающих на позиции CEO, индекс тревожности более чем в полтора раза выше среднего по рынку, но у женщин почти на 9% ниже.
Исследование было проведено в сентябре 2021 года. Всего в исследовании приняло участие 8734 женщины. Анализировались их реакции на управленческие вакансии: какие вакансии им интересны, какие вакансии они внимательно читают, но не откликаются, на какие откликаются. Среди тех женщин, которые посылали свой отклик на вакансии, проводилось выборочное анкетирование.