«Женщины должны учить женщин»: директор по контенту Coursera об образовании и карьере
Бетти Ванденбош стала исполнительным вице-президентом по контенту Coursera в 2020 году. До этого она возглавляла Purdue Global, онлайн-кампус университета Пердью, по программам которого учились 30 000 студентов. У Бетти Ванденбош есть степени MBA и PhD в области информационных систем управления.
— Coursera недавно опубликовала отчет Women and Skills Report. Какие глобальные тенденции вам кажутся наиболее интересными?
— Сокращение рабочих мест из-за пандемии больнее ударило по женщинам, нежели по мужчинам. И женщины осваивают новые навыки, необходимые для востребованных на рынке труда вакансий, с большей скоростью, чем до пандемии — и больше, чем мужчины. Причем многие идут в STEM (науку, технику, инженерию, математику. — Forbes Woman).
Для меня это очень много значит. Coursera была основана профессорами Стэнфордского университета Дафной Коллер и Эндрю Энгом, чтобы обеспечить всеобщий доступ к образованию мирового уровня. Благодаря Дафне, которая хотела, чтобы у женщин была возможность преуспеть в STEM, компания с самого начала фокусировалась на гендерной проблематике. Для многих женщин онлайн-курсы — единственная возможность хоть как-то учиться. Женщины ведь, как правило, очень заняты: у них дети, хозяйство, родители, о которых нужно заботиться, и если они хотят развиваться, расти профессионально, то им приходится приспосабливаться.
До того как присоединиться к Coursera, я сама была ректором Purdue Global — онлайн-кампуса университета Пердью. И этот опыт изменил мои представления об обучении и женщинах. Дело в том, что в Purdue Global их было больше, чем мужчин. Но в основном они обучались помогающим профессиям — сестринскому делу, уходу за детьми.
В отчете Coursera меня больше всего будоражит тот факт, что женщин становится все больше в STEM. Я сама пришла из этой сферы. И знаете — раньше женщинам там было довольно одиноко. Я начинала со степени бакалавра компьютерных наук, потом получила докторскую степень в IT. Женщины-профессора преподавали мне философию, коммуникацию, но информационным технологиям меня учили исключительно мужчины. А потом я получила работу и оказалась одной из двух женщин в большой компании, занимавшейся разработкой компьютерных программ. Поэтому видеть, что все больше женщин приходят в эту сферу, очень отрадно.
— Во всем мире у женщин меньше доступа к интернету. Не возникает ли здесь замкнутый круг? Нет образования — меньше денег — меньше доступа к интернету — невозможность получить образование.
— Мы в Coursera осознаем эту проблему. Поэтому все наши курсы доступны на мобильных устройствах. Можно скачать курс прямо на телефон и учиться офлайн. 49% женщин в России, которые учатся на Coursera, делают это с мобильных устройств, в то время как среди мужчин таких только 40%.
Кроме того, мы разбиваем курс на небольшие части, буквально по 10 минут. Благодаря этому заниматься можно даже тогда, когда время на обучение приходится выделять урывками. Приготовили ужин — выполнили задания. Уложили детей — позанимались еще немного. Не нужно куда-то специально идти и сидеть там три часа, достаточно иметь под рукой телефон. Я думаю, таким образом мы немного уменьшаем ограничение, связанное с отсутствием доступа к интернету.
— Но результаты такого микрообучения могут быть хуже, вы не думаете?
— Так может быть, когда занимаешься 10 минут, затем делаешь перерыв в две недели, а потом пытаешься вспомнить: что же я делал? Да, тут могут быть проблемы. Мы рекомендуем заниматься каждый день. Школьники же каждый день ходят в школу. Нужно взять такое обязательство. Тогда эту проблему — она, конечно, есть — можно преодолеть.
— Вы упомянули, что до того, как прийти в Coursera, были ректором цифрового подразделения университета Пердью. Традиционное университетское образование переживает серьезные перемены. Многие боятся ухода в онлайн. Что вы по этому поводу думаете?
— Вопрос в точку, потому что я и сама через это прошла. Президент университета Пердью Митч Дэниелс признал, что цифровые технологии никуда не денутся, и интегрировал в общую структуру университета цифровой кампус. Тем же самым, по сути, занимается Coursera: мы помогаем университетам по всему миру настраивать онлайн-обучение. Из-за пандемии это стало только еще актуальнее.
Многие люди пробовали учиться онлайн и остались недовольны. Но давайте не называть это онлайн-обучением. Когда кто-то просто говорит на камеру — это дистанционное обучение. А онлайн-обучение подразумевает разработку отдельных учебных планов и специальных методик преподавания. И если сделать все правильно, результаты онлайн-обучения могут быть даже лучше, чем результаты обучения офлайн, когда вы находитесь в аудитории с сотней других студентов, а маленькая фигурка в центре — это и есть лектор. У нас есть множество материалов для преподавателей, которые хотят освоить онлайн, — они лежат в открытом доступе в нашем ресурсном центре.
Онлайн-обучение не всем подходит и не всегда необходимо, но оно останется с нами и никуда не исчезнет, пока будет интернет. Нам придется учиться и переучиваться, потому что меняются профессии. Онлайн в этом смысле — отличный способ получать знания.
— Некоторые надеются, что после пандемии мы все вернемся в офлайн, тем более что живого общения в последнее время так не хватало.
— Но пандемия открыла ящик Пандоры — некоторые вещи никогда уже не будут прежними. Я лично верю, что люди 18–22 лет, впервые поступающие в высшее учебное заведение, вернутся в аудитории. Но думаю, что многих из них ждет гибридное обучение, поскольку вместимость лекционных залов ограничена. Что-то они будут изучать под непосредственным руководством преподавателей (например, в лабораториях), что-то — в интернете. Образование людей постарше, которые уже работают, будет по большей части проходить онлайн.
— Как выбрать хороший вуз? Существуют многочисленные рейтинги университетов, но их при желании можно накрутить (например, за счет многочисленных однотипных публикаций и автоцитирования). Видите ли вы какие-то решения, какие-то новые механизмы, которые позволили бы отслеживать реальных лидеров образования?
— Честно говоря, этот вопрос выходит за рамки моей компетенции. Я считаю, что учащиеся должны ознакомиться с курсом, прежде чем его покупать. На Coursera такая возможность есть, потому что у большинства наших вузов-партнеров, выдающих дипломы, есть и открытый контент. Можете пройти короткий курс, понять, нравится ли вам, а потом уже получать степень. То, что этот курс предоставлен хорошим и престижным вузом, еще не означает, что он подходит именно вам. На Coursera мы работаем только с проверенными университетами. Чтобы стать нашим партнером, нужно получить одобрение консультативного совета, в который входят ректоры и президенты сильнейших учебных заведений мира.
— На рынке постоянно появляются новые образовательные курсы. Вам не кажется, что бум онлайн-образования может превратиться в пузырь?
— Я не сомневаюсь в том, что есть много образовательных продуктов низкого качества, поэтому, покупая курс, важно тщательно все обдумать и не торопиться. Но если говорить об онлайн-образовании в целом, я думаю, что оно с нами надолго. Некачественные программы уйдут, качественное образование останется.
— Есть ли какие-то тенденции в образовании, которые вас беспокоят?
— Есть тенденции, от которых я в восторге.
— Давайте тогда о них!
— Я в восторге от того, как образование, собранное по кусочкам, складывается во что-то большее. Например, из нашего отчета видно, как растет количество женщин, получающих профессиональные сертификаты начального уровня. Это программы для людей без какого-либо опыта в соответствующей сфере. То есть женщины проходят их, чтобы начать новую карьеру. IT, digital-маркетинг, управление проектами, обслуживание клиентов онлайн — это все курсы от Google, IBM, Facebook, Salesforce и т.п. Глобально количество регистраций на профессиональные сертификаты начального уровня увеличилось с 25% в 2019 году до 37% в 2021-м, в России за тот же период — с 26% до 40%.
При этом женщины выстраивают образовательные и карьерные траектории. Начинают с этих базовых сертификатов, чтобы сразу пойти работать в новой сфере. А затем записываются на продвинутые университетские курсы. Например, сертификат «IT-поддержка Google» дает 12 крéдитов (зачетных единиц. — Forbes Woman) и позволяет продолжить обучение в университете — здесь же, на Coursera. В России в 2019 году только 26% женщин, обучающихся на Coursera, получали сертификаты начального уровня. В 2021-м — уже 40%. Будем надеяться, что многие из них превратят эти сертификаты в степени.
— Мы говорим про STEM, но в том же отчете я вижу, что самый популярный курс у женщин — «Наука о благополучии».
— Он стал невероятно востребованным во время пандемии. Кстати, на втором месте — «COVID-19: отслеживание контактов» от Школы общественного здравоохранения Блумберга при Университете Джона Хопкинса. На четвертом — «Научитесь учиться». «Наука о благополучии» и «Научитесь учиться» занимают первые два места в списке курсов, популярных среди женщин в России, но если посмотреть остальные строчки, то после очевидного «Английский для развития карьеры» идет «Основы программирования на Python».
Мне еще кажется захватывающим тот факт, что женщины в России сильны в анализе данных так же, как и мужчины. Моя докторская диссертация была посвящена тому, как люди используют информацию для принятия решений. И когда я ее защищала, моими объектами исследования были мужчины, потому что женщины тогда не занимались управлением решениями на основе данных. Но сейчас, я верю, многое изменится.
— «Научитесь учиться» — это тот самый курс математика Барбары Оакли? Знаменитый курс, сделанный женщиной.
— Кстати, да! И «Наука о благополучии» тоже сделан женщиной. И чем больше женщин будут учить других женщин, тем больше женщин будет в разных областях. Поэтому меня так радует то, что нашу компанию основала женщина из STEM.
В нашем отчете можно найти высказывание Дайаны Билимория — мы с ней вместе преподавали когда-то, она сейчас профессор в Кейсовском университете Западного резервного района. Она говорит о том, что мы хотим видеть и слышать людей из тех групп, с которыми идентифицируем себя. Женщины, в частности, чувствуют себя воодушевленными, когда видят других женщин на руководящих должностях. Поэтому мы в Coursera заботимся о гендерном и расовом разнообразии.
Если вы, например, начнете проходить курс по управлению проектами от Google, то увидите очень разных людей среди преподавателей. Кто-нибудь из них окажется похож на вас, и вы сможете сказать себе: «Что ж, и я смогу это сделать». У нас есть MBA-программа от университета Иллинойса. В ней участвуют люди из 90 разных стран — они знакомятся, узнают друг друга и, выполняя задания, видят, что не все думают одинаково. Один из самых быстрорастущих регионов с точки зрения представленности на Coursera — Африка.
— А есть данные о доле преподавателей-женщин?
— Примерно 39% курсов на Coursera во всем мире преподаются женщинами.
— Кстати, что вы думаете о гендерных квотах?
— Честно говоря, у меня нет мнения. Я считаю очень важным поощрять женщин к активному участию в разных сферах. И уверена, что если предоставить им возможность заявить о себе, то они докажут, что способны справляться не хуже мужчин. Я знаю, что компании добиваются успеха благодаря разнообразию и инклюзии. Но помогают ли этому квоты, я не знаю.
— Имеет ли смысл смотреть на научную деятельность с гендерной точки зрения?
— Короткий ответ: да, но тут важно пояснить, что я имею в виду. Безусловно, факты есть факты, данные есть данные, сравнения есть сравнения. Научный метод гендерно нейтрален. Однако есть то, что мы изучаем, — а есть то, как мы это делаем. И тут стоит задать себе вопрос: влияет ли на нас то, как мы росли, как нас учили, с кем мы работали, каковы наши взгляды на жизнь? Думаю, да. Возможно, между двумя женщинами с разным опытом различий даже больше, чем между женщиной и мужчиной, — не знаю. Но то, как вы формулируете вопросы и о чем вы думаете, отчасти зависит от того, кто вы есть.
Для меня важно, что есть разные точки зрения, которые позволяют задавать разные вопросы. И есть надежный научный метод, чтобы искать на них ответы.
— Что вас воодушевляет в вашей работе?
— То, сколько людей по всему миру действительно заботятся о том, чтобы делать качественное образование доступным. Coursera — социально ответственная компания: принимая решение, мы в первую очередь учитываем интересы учащихся. Так вот, мы не одиноки: существует множество компаний, для которых эта миссия также близка. Когда мы разговариваем с людьми в Google, например, их первые вопросы: «Записываются ли учащиеся на наши курсы? Проходят ли они их до конца?», и это только один пример.
— Что бы вы хотели изучить, если бы у вас было неограниченное время и возможность выбрать любой курс?
— В STEM у меня уже есть неплохой опыт, так что, думаю, я бы уделила время литературе и философии.
— Иногда мы слышим от наших спикеров — тоже женщин из STEM, — что, конечно, девушки в этой сфере сталкиваются с определенными трудностями, но порой они даже не пытаются пойти в IT или математику. Оканчивают школу и выбирают другие направления. Как думаете, что нужно делать, чтобы подталкивать их выбирать эту сферу?
— Не нужно подталкивать, это не работает. Со мной точно не сработало бы. Что работает? Поощрение, образцы для подражания, общение с теми, кто разделяет их интересы. Вот почему еще важны все эти данные о женщинах, которые проходят курсы по IT: чем больше их будет, тем больше других женщин поймут, что тоже могут двигаться в эту сторону.
— А кто был образцом для подражания у вас?
— Знаете, мой ответ может показаться бредовым, потому что у моего образца для подражания всего шесть классов образования. Это моя мама. Она росла во время Второй мировой войны, и ей не удалось закончить школу, тогда такое случалось. Но при этом у нее был математический склад ума. Этого склада и здравого смысла ей хватало, чтобы организовывать нашу жизнь. И всю жизнь она продолжала чему-нибудь учиться. Ей сейчас 89 лет, и она каждую неделю ходит на курсы.