Привычка учиться в пижаме: как частное образование заработало на пандемии
В 2020 году рынок дополнительного детского образования упал на 17%: из-за режима самоизоляции простаивали внешкольные творческие кружки, спортивные секции и так далее. Одновременно с этим рос рынок онлайн-образования — за прошлый год он увеличился примерно на треть. И, по оценкам экспертов, продолжит расти на 16% ежегодно как минимум до 2025 года. Тем не менее за время пандемии родители особенно сильно оценили, насколько важны детские сады и школы как инструмент социализации детей за пределами дома. Они позволяют детям общаться со сверстниками, а взрослым — спокойно работать и отдыхать от необходимости присматривать за детьми круглосуточно.
Но после возвращения в офлайн многих учеников и их родителей уже не устроит то, что предлагают им государственные школы и детские сады. Не всегда уместная дисциплина, стандартная форма одежды, огромные классы и группы, скучные уроки — это совсем не то, что нужно детям, которые за время онлайна привыкли учиться в пижамах и проходить дополнительные занятия в игровой форме. И здесь на арену выходит сегмент частного детского образования — пока еще не слишком развитый в России, но уже очень перспективный.
Если раньше сады и школы фокусировались на том, чтобы «впихнуть» в детей побольше знаний и подготовить их к вузу, то сейчас все больше внимания уделяется потребностям ребенка. На что же вправе рассчитывать родители за свои деньги?
- Родительские инвестиции. Как бросить офис и зарабатывать 380 млн в год на частных детских садах
- «Прикольная училка». Как студентка основала региональную сеть языковых школ и зарабатывает 12 млн рублей в год
- Уехать или остаться. Где учатся дети российских предпринимательниц
Индивидуальный подход
Одна из основных болей и у детей, и у родителей в сфере государственного образования — огромные классы и группы. Мест в садах и школах не хватает, и в одной группе может быть 30–40 детей. Ни один учитель или воспитатель при всем желании не сможет в таких условиях уделить достаточно внимания каждому ребенку. И тогда некоторые дети — особенно ученики с особыми потребностями, отстающие или, наоборот, одаренные — могут чувствовать себя покинутыми и не раскрыть своего потенциала.
Решить проблему на данный момент могут только частные учреждения с ограниченным набором. Например, в начальной школе «Счастливые люди» в классах учится не более восьми человек, а в школе «Взлетная полоса» дети работают в малых проектных группах, пока учителя наблюдают за тем, какие вопросы они задают, как себя ведут, чтобы лучше понять, в каком направлении развивать каждого школьника.
Ментальное (и не только) здоровье
Исследования показывают, что наши ученики больше всех в мире испытывают стресс из-за успеваемости — об этом говорят 79% опрошенных. У государственных школ и детских садов часто нет ресурсов для профилактики ментальных проблем, к тому же это могут не позволять государственные стандарты — например, госшкола не может просто так отказаться от оценок. В некоторых частных школах Москвы оценок нет до шестого класса включительно — это снижает стресс у детей, позволяя им сфокусироваться на познании, а не на успеваемости.
Что касается детских садов, в небольших группах проще наладить процессы правильного питания, хорошей гигиены и проветривания, а также регулярных прогулок.
Лекции Шульман, спектакли Гоголь-центра и другие способы научить детей работать и думать
Ранняя профориентация
Многие, наверное, помнят тесты от школьного психолога, которые заполняли на классном часе — они обещали подсказать, кем вам лучше стать. Но результаты показывали лишь однотипный набор профессий, никак не облегчающий выбор. К счастью, сегодня подход к профориентации изменился — и стал намного более технологичным и персонализированным.
Например, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» есть тест SkillFolio — он помогает выявить таланты ученика и сузить список профессий, которыми тот мог бы успешно овладеть. Также школьнику подсказывает направление для развития тьютор — человек, который следит за прогрессом ребенка и может со стороны заметить то, что не видно изнутри.
20 лучших проектов: шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards — 2021
Начинать профориентацию можно и даже нужно уже в средней школе — и одного теста, даже самого лучшего, конечно, недостаточно. Профориентацией должны заниматься специально обученные люди, и проводить занятия стоит регулярно: приглашать людей разных профессий, которые бы поделились со школьниками своим опытом, устраивать экскурсии на производства или походы в профориентационные парки. Возможно, профориентационные курсы даже выделятся в отдельное направление — похожим сейчас занимается «Источник знаний», который называет себя «не школой» и предоставляет пространство для углубленного общения школьников по интересам.
Свободный рынок, прибыльный бизнес
Пока частное детское образование в России — это удел избранных. В среднем по стране частные детские сады посещает всего 5% детей. В Москве таких чуть больше — 8,5%, а вот, например, в городе-миллионнике Уфе власти только поставили цель достичь цифры 3%. Со школами дело обстоит еще хуже: частных школ на всю Россию всего 850, что составляет 2% от их общего числа, а посещает их только 0,77% детей соответствующего возраста.
Однако родители готовы тратить существенную часть своих доходов на образование детей. В среднем россияне выделяют на эту статью расходов 10% своего бюджета, но некоторые готовы потратить и до половины семейного дохода на частный сад или школу. Главное — чтобы образовательное учреждение было не просто «передержкой» для ребенка, а представляло реальную ценность.
Речь идет в основном про учреждения для дошкольников и младших школьников, ведь средняя и старшая школа — это уже совсем другой бизнес: там более высокие расходы, низкая маржинальность, и поэтому частными проектами там занимаются в основном меценаты — как, например, в случае со школой «Летово». А вот на детских садах и начальной школе вполне можно заработать, и это хорошие объекты для инвестиций — операционная прибыль может составлять до 22%.
Вряд ли частные учреждения в обозримом будущем полностью заменят госсады и школы — этот бизнес очень трудо- и ресурсоемкий, особенно это касается средней и старшей школы, и не каждый инвестор захочет так рисковать. Но, по некоторым оценкам, как минимум частные детские сады могут занять до 50% рынка дошкольного образования — а в сегменте обучения современным навыкам и soft skills доля частного сектора может приблизиться и к 100%.