К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Привычка учиться в пижаме: как частное образование заработало на пандемии

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Эксперимент с дистанционным образованием показал: школы, детские сады и секции важны не только как источник знаний. Что будет определять их ценность в будущем? Основательница образовательного комплекса «Дари Детям Добро» Роза Саргсян рассказывает, чего ждут от частных образовательных учреждений клиенты — дети и родители, и стоит ли выходить на этот рынок сейчас

В 2020 году рынок дополнительного детского образования упал на 17%: из-за режима самоизоляции простаивали внешкольные творческие кружки, спортивные секции и так далее. Одновременно с этим рос рынок онлайн-образования — за прошлый год он увеличился примерно на треть. И, по оценкам экспертов, продолжит расти на 16% ежегодно как минимум до 2025 года. Тем не менее за время пандемии родители особенно сильно оценили, насколько важны детские сады и школы как инструмент социализации детей за пределами дома. Они позволяют детям общаться со сверстниками, а взрослым — спокойно работать и отдыхать от необходимости присматривать за детьми круглосуточно.

Но после возвращения в офлайн многих учеников и их родителей уже не устроит то, что предлагают им государственные школы и детские сады. Не всегда уместная дисциплина, стандартная форма одежды, огромные классы и группы, скучные уроки — это совсем не то, что нужно детям, которые за время онлайна привыкли учиться в пижамах и проходить дополнительные занятия в игровой форме. И здесь на арену выходит сегмент частного детского образования — пока еще не слишком развитый в России, но уже очень перспективный.

Если раньше сады и школы фокусировались на том, чтобы «впихнуть» в детей побольше знаний и подготовить их к вузу, то сейчас все больше внимания уделяется потребностям ребенка. На что же вправе рассчитывать родители за свои деньги?

 

Индивидуальный подход

Одна из основных болей и у детей, и у родителей в сфере государственного образования — огромные классы и группы. Мест в садах и школах не хватает, и в одной группе может быть 30–40 детей. Ни один учитель или воспитатель при всем желании не сможет в таких условиях уделить достаточно внимания каждому ребенку. И тогда некоторые дети — особенно ученики с особыми потребностями, отстающие или, наоборот, одаренные — могут чувствовать себя покинутыми и не раскрыть своего потенциала.

Решить проблему на данный момент могут только частные учреждения с ограниченным набором. Например, в начальной школе «Счастливые люди» в классах учится не более восьми человек, а в школе «Взлетная полоса» дети работают в малых проектных группах, пока учителя наблюдают за тем, какие вопросы они задают, как себя ведут, чтобы лучше понять, в каком направлении развивать каждого школьника.

 

Ментальное (и не только) здоровье

Исследования показывают, что наши ученики больше всех в мире испытывают стресс из-за успеваемости — об этом говорят 79% опрошенных. У государственных школ и детских садов часто нет ресурсов для профилактики ментальных проблем, к тому же это могут не позволять государственные стандарты — например, госшкола не может просто так отказаться от оценок. В некоторых частных школах Москвы оценок нет до шестого класса включительно — это снижает стресс у детей, позволяя им сфокусироваться на познании, а не на успеваемости.

Что касается детских садов, в небольших группах проще наладить процессы правильного питания, хорошей гигиены и проветривания, а также регулярных прогулок.

Лекции Шульман, спектакли Гоголь-центра и другие способы научить детей работать и думать

 

Ранняя профориентация

Многие, наверное, помнят тесты от школьного психолога, которые заполняли на классном часе — они обещали подсказать, кем вам лучше стать. Но результаты показывали лишь однотипный набор профессий, никак не облегчающий выбор. К счастью, сегодня подход к профориентации изменился — и стал намного более технологичным и персонализированным.

Например, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» есть тест SkillFolio — он помогает выявить таланты ученика и сузить список профессий, которыми тот мог бы успешно овладеть. Также школьнику подсказывает направление для развития тьютор — человек, который следит за прогрессом ребенка и может со стороны заметить то, что не видно изнутри.

20 лучших проектов: шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards — 2021

Начинать профориентацию можно и даже нужно уже в средней школе — и одного теста, даже самого лучшего, конечно, недостаточно. Профориентацией должны заниматься специально обученные люди, и проводить занятия стоит регулярно: приглашать людей разных профессий, которые бы поделились со школьниками своим опытом, устраивать экскурсии на производства или походы в профориентационные парки. Возможно, профориентационные курсы даже выделятся в отдельное направление — похожим сейчас занимается «Источник знаний», который называет себя «не школой» и предоставляет пространство для углубленного общения школьников по интересам.

Свободный рынок, прибыльный бизнес

Пока частное детское образование в России — это удел избранных. В среднем по стране частные детские сады посещает всего 5% детей. В Москве таких чуть больше — 8,5%, а вот, например, в городе-миллионнике Уфе власти только поставили цель достичь цифры 3%. Со школами дело обстоит еще хуже: частных школ на всю Россию всего 850, что составляет 2% от их общего числа, а посещает их только 0,77% детей соответствующего возраста.

 

Однако родители готовы тратить существенную часть своих доходов на образование детей. В среднем россияне выделяют на эту статью расходов 10% своего бюджета, но некоторые готовы потратить и до половины семейного дохода на частный сад или школу. Главное — чтобы образовательное учреждение было не просто «передержкой» для ребенка, а представляло реальную ценность.

Речь идет в основном про учреждения для дошкольников и младших школьников, ведь средняя и старшая школа — это уже совсем другой бизнес: там более высокие расходы, низкая маржинальность, и поэтому частными проектами там занимаются в основном меценаты — как, например, в случае со школой «Летово». А вот на детских садах и начальной школе вполне можно заработать, и это хорошие объекты для инвестиций — операционная прибыль может составлять до 22%.

Вряд ли частные учреждения в обозримом будущем полностью заменят госсады и школы — этот бизнес очень трудо- и ресурсоемкий, особенно это касается средней и старшей школы, и не каждый инвестор захочет так рисковать. Но, по некоторым оценкам, как минимум частные детские сады могут занять до 50% рынка дошкольного образования — а в сегменте обучения современным навыкам и soft skills доля частного сектора может приблизиться и к 100%.

Первые учительницы: кто боролся за возможность получать образование для женщин

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+