К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Спасибо локдауну, теперь я счастлива»: как пандемия изменила отношение женщин к работе

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Как пандемия повлияла на наши карьерные стратегии? Консультант по маркетингу и блогер Наталья Кузнецова-Райс поговорила об этом с несколькими десятками русскоговорящих женщин, живущих в разных странах. Удаленная работа и гибкий график стали нормой жизни, но что важнее — многие наконец решились на неожиданные карьерные шаги

Кризисы только ускоряют процессы, которые до этого и так назревали в обществе. Неожиданный, непривычный, непредсказуемый и затянувшийся период неопределенности заставил каждую из нас остановиться и начать задавать себе сложные вопросы: «Куда я иду? Почему я делаю то, что делаю? А если завтра все кончится, буду ли я довольна тем, что сделала? А если этот кризис не последний, как лучше подготовиться к следующему?» Эти вопросы плюс локдауны разной продолжительности неминуемо привели к тому, что мы стали принимать новые решения относительно своей карьеры.

Удаленная работа

Пожалуй, одно из самых заметных благ, которое принес нам ковид, — взрывной рост количества возможностей на рынке удаленной занятости. Те компании, которые только подумывали о том, что можно нанять кого-то и не из своего города, бодро перешли к делу. Работники, в свою очередь, тоже не ограничивали себя и искали работу по всему миру: если место встречи изменить нельзя и оно называется Zoom — какая разница, откуда выходят на связь коллеги? Само понятие «выйти на новую работу» в 2020 году зачастую означало «зайти под новым именем в Slack».

Причем просторы удаленной занятости открылись не только ИТ-специалистам и дизайнерам, но и обладателям более консервативных профессий. Рассказывает Елена Немец, старший налоговый менеджер KPMG Israel: «До ковида я смотрела только позиции директора по налогам в израильских компаниях, работающих на международный рынок. А тут вдруг европейские компании и фонды стали рассматривать удаленных кандидатов. Появились также консалтинговые компании нового поколения — полностью или частично удаленные, с сеткой сотрудников по миру. За последние месяцы мне поступило целых пять предложений из-за пределов Израиля»

 

С Еленой соглашается Наталья Белых, медицинский редактор портала «Доктор на работе», живущая в Нальчике: «Летом 2020 года мне позвонили из компании, куда я подавалась за два года до этого. Тогда ответили, что берут только москвичей, а к июлю 2020 передумали и решили, что местоположение не так уж и важно».

Возможность продолжать работать на свою же компанию, но при этом поменять место жительства, тоже оказалась привлекательной для многих. Виктория (назвать полное имя не позволяет ее NDA) занимает хорошую позицию в лондонском офисе глобальной финансовой корпорации, при этом самостоятельно воспитывает ребенка пяти лет. Все эти годы Виктория чувствовала, что Лондон не очень хорошо подходит для того, чтобы совмещать карьеру и самостоятельное материнство: высокая стоимость всего, связанного с детьми, — садов, школ, нянь; неприемлемое соотношение «цена-качество»; не самая удобная инфраструктура детских дополнительных занятий. В 2020 году компания Виктории предложила схему для тех, кто хочет удаленно работать из другой страны, — переезд возможен, но зарплата будет скорректирована в соответствии с уровнем зарплат в новой стране. Виктория без раздумий согласилась на 20%-ное сокращение и уже полгода радуется жизни в Испании, где, по ее словам, вся детская инфраструктура доступнее, насыщеннее и дешевле.

 

Гибкая занятость

Если сначала работа из дома давалась нам нелегко, то постепенно многие распробовали вкус гибкой занятости и больше не желают возвращаться в привычные «с девяти до шести с понедельника по пятницу без возможности покинуть офис». Мы поняли, что балансировать между работой, семьей и другими важными аспектами жизни гораздо проще, если не тратить два часа в день на проезд и распределить активные 8–12 часов в день на свое усмотрение.

Гибкость оказалась настолько привлекательной, что 60% респондентов исследования HBR сообщили, что готовы на меньшую зарплату в обмен на бóльшую гибкость и возможность работать удаленно. Исследование Gallup тоже изучило этот вопрос: 44% сотрудников в США хотят продолжать работать из дома, а 39% хотят вернуться в офис. PWC опубликовал исследование, в котором говорится об изменения отношения к удаленной и гибкой работе: «Чтобы вернуть экономический рост, бизнес-лидеры должны осознать, что сотрудникам необходимы условия труда с большей степенью гибкости и персонализации». С этим выводом соглашается и EY: согласно их исследованию, 54% работников по всему миру готовы уволиться, если у компании не будет опции гибкой занятости.

Все эти цифры намекают на то, что вряд ли мы вернемся в доковидный тип работы. Компании ищут свой путь, и не всегда это проходит гладко – например, Apple и Morgan Stanley сообщили, что ждут всех в обратно в офис в сентябре, но не встретили единодушной поддержки среди сотрудников. A Deloitte и Amazon поступили иначе: Deloitte объявил о полной гибкости, а Amazon внедрил схему 50/50.

 

Разумеется, эти изменения пришлись по душе женщинам, которые традиционно находятся ближе к воспитанию детей и быту и которые острее почувствовали на себе все прелести локдауна в самом начале. Многие соглашаются, что отныне наличие гибкой занятости будет необходимым условием их трудового контракта. «Я никогда не пойду работать в компанию, которая не дает flexibility, — делится Екатерина Гринович, BI-инженер (Business Intelligence Engineer) в Amazon из Люксембурга. — Я считаю, что компании, которые этого не осознают, — мертвые компании»

Ей вторит Александра Ляху, сотрудник Лондонской школы бизнеса: «Мне в этом году вернулись карьерные возможности, которые, казалось, исчезли с рождением детей, — теперь я не выгляжу белой вороной, говоря, что один-два раза в неделю мне нужно работать из дома».

Самозанятость

По данным управления занятостью США, 4 млн человек оставили свою работу в апреле. Это самая высокая цифра с 2000 года, когда началась вести подобная статистика, поясняет The Washington Post. Высокие цифры наблюдаются и в Великобритании — исследование обнаружило, что 38% всех занятых хотели бы поменять работу в следующем году.

Что же происходит? Помимо обретенного удобства гибкой и удаленной работы, есть еще один важный фактор: ощущение смысла и значимости того, что именно мы делаем. В корпорациях с их сложными оргструктурами сотрудники часто чувствуют отчуждение от продукта своего труда. Те, кто был в подобной ситуации, знают, что это снижает мотивацию и рождает апатию, что, конечно, не приближает нас к осмысленной и наполненной жизни. Те преимущества, которые давала большая компания, — возможность находиться в красивом офисе, общаться с коллегами, участвовать в социальной жизни — во время пандемии утратили свое влияние. Оставшись один на один с работой, люди стали задаваться вопросом «А к чему я на самом деле был привязан?» И если во время локдауна сотрудники обнаружили, что сама работа не приносит удовлетворения, они принимают решение уволиться. FastCompany уже назвал этот феномен The Great Resignation.

Ольга Сударева, соосновательница Rollingva, Италия: «Во время бесконечного карантина я поняла, что больше не могу быть наемным сотрудником. Спустя почти девять лет иммиграции наконец потеряла страх перед самозанятостью, открыла ИП в Италии, добираю знаний в IT и развиваю школу иностранных языков. Во время карантина училась программированию и продвижению онлайн, в целом, занялась тем, чем давно мечтала».

 

Катерина Султанова, дизайнер пространств, проект «Д.О.М (Дизайн. Отношения. Мировоззрение)»: «Раньше я работала в дизайнерском бюро в коммерческом сегменте, но с приходом пандемии весь коммерческий сектор посыпался. Я вынуждена была уйти из компании. Мне всегда было интересно изучать, как внешнее пространство связано с внутренним и как сделать его максимально органичным и поддерживающим. В ковид добавилось одно новое измерение: работа из дома. Масса людей стали делать ремонт, чтобы перепланировать свое жилье. В ответ на эту потребность мы с подругой-психологом Ольгой Гуровой открыли компанию, где создаем пространства, в которых люди смогут жить и работать максимально гармонично».

Многие женщины, рассказывая о своей трансформации во время локдауна, говорят об ощущении «сейчас или никогда». Вирус спровоцировал немало дискомфортных размышлений: о конечности жизни, о ненадежности отраслей, которые до этого казались устойчивыми, о том, что проторенные карьерные дорожки могут оказаться зыбкими. Поэтому, как ни парадоксально, для многих карантин оказался топливом, которое запустило изменения.

Рассказывает журналистка и основательница PR-агентства «Triple A» Анна Карабаш: «До ковида у меня было небольшое агентство, где я полагалась на себя и одного сотрудника, часто отказывалась от проектов просто потому, что больше мы вдвоем не могли взять. Но кризис, вызванный вирусом, оказался для меня пассионарным взрывом: я решила больше не ждать, а реализовывать все идеи и проекты, о которых думала. Я осмелела и поняла, что могу гораздо больше. Я наняла еще несколько человек, и наш оборот вырос за это время в три раза. Мы специализируемся в сферах, которые имеют прямое влияние на жизнь и благосостояние людей, — образовании, фарме, медицине. Таким образом, наш результат всегда имеет для меня личное и общественное значение».

Карьерное планирование: как продумать стратегию своего будущего

 

Поиск себя и новая стезя

Вынужденная пауза оказалась для многих возможностью подумать о своем призвании и радикально поменять курс. Многие из женщин, которые приняли участие в нашем опросе, рассказали, что именно тот факт, что они остались наедине с собой во время пандемии, заставил их прислушаться к зову души.

Рассказывает Юлия Батькаева: «Я ивентщик и многие годы успешно росла в этой профессии. У меня всегда была интересная, насыщенная и хорошо оплачиваемая работа. Но прошлый год всю нашу отрасль убил. Я решила, что это повод задать себе вопрос о том, что для меня действительно важно. Я сходила на две коучинговые программы и сделала много упражнений для самопознания. После чего ответ стал очевидным: сфера образования — это самая значимая для меня область деятельности. Я начала переупаковывать свои навыки, чтобы искать новую работу в этой области. Кстати, за это время мне поступило четыре предложения из других отраслей, но очень важно видеть цель и не соглашаться на second best. Это особенно сложно, когда есть дети и финансовая подушка довольно быстро тает. Конечно, временами мне было страшно и некомфортно. Но в начале этого года я вышла на работу мечты — менеджером направления английского для детей в онлайн-школе «Фоксфорд». Пригодились мои навыки проектного и процессного менеджмента, работы с кросс-функциональными командами, а также мой пятилетний опыт волонтерства в SelfMama — я хорошо понимаю поведение и мотивацию молодых мам. Я счастлива, что все так сложилось. Мой внутренний голос никогда не молчал, но когда у тебя есть успешная карьера, этот голос почти не слышно. А когда стены стабильности пошатнулись, то я обратила на него внимание и выиграла».

Полина Козловская — в прошлом журналист, медиаменеджер в крупных изданиях и коммерческий директор «Дождя», в период пандемии радикально сменила направление и открыла пекарню «Городской батон». «Я довольно давно думала об открытии своего ресторана или кафе, но инвестиции казались неподъемными. Во время пандемии, когда стало слишком много времени, чтобы думать о будущем, меня осенило: «Почему я сразу замахиваюсь на кафе, ведь можно начать с чего-то поменьше?» Так родилась идея «Городского батона». Сначала у меня был маленький отдел в магазине, и я делала закупки в пекарнях. Но потом стало понятно, что при такой схеме ты сильно зависишь от поставщиков, и в мае этого года я открыла собственное производство. Я всему учусь с нуля — так же, как когда-то разбиралась с диджитал-медиа или с коммерческим менеджментом телеканала. Я много экспериментирую, ведь предпринимательство требует такого же уровня творчества, как и продюсирование шоу. Например, я увидела, что наши онлайн-продажи для В2В-сегмента работают лучше, чем офлайновый магазин, и сейчас я сосредоточила свои силы на этом. Почему выпечка хлеба? Во-первых, я люблю сам процесс, а во-вторых, когда ты долго занимаешься смыслами, хочется делать что-то руками. Кстати, ко мне приходит довольно много людей из медиа или рекламных агентств, чтобы постажироваться на реальном производстве. Несмотря на все сложности пищевого бизнеса, я наслаждаюсь каждой минутой».

Никогда не поздно: как кардинально сменить сферу деятельности после 40 лет

 

Личный бренд

Ковид поставил вопрос личного бренда ребром: если он есть, то ты найдешь заказчиков даже в самой турбулентной ситуации, а если его нет… то нужно начать его создавать вчера.

Своей историей делится Ксения Барковская, которая обрела работу мечты в «Яндексе» благодаря органически отстроенному личному бренду: «В период между 2018 и 2020 годом я занималась видеопродакшеном, снимая интервью и обучающие курсы. Пандемия застала меня в шаткой ситуации, когда, с одной стороны, команда значительно выросла, а с другой, текущие проекты стали закрываться. Я заняла выжидательную позицию и точно не знала, что делать дальше. В это время на меня вышел знакомый, который видел мои работы и рассказал мне о «Яндекс.Практикуме» — подразделении, которое обучает ИТ-профессиям с нуля. Нужно отметить, что «Яндекс» всегда был моей мечтой, но я даже не знала, как к этой мечте подступиться, настолько она казалась недосягаемой. После второго интервью — группового, крайне стрессового — мне позвонили и сделали предложение. Я смотрю на это как на чудо: все, что я делала раньше совершенно бесплатно — вела блог, общалась с людьми, делала интервью, писала тексты, инициировала какие-то марафоны, работала организатором, — вдруг слилось в одно, и мне теперь за это платят деньги. Все накопленные навыки превратились в конкретный функционал профессии, о существовании которой я раньше даже не подозревала (это профессия куратора и комьюнити-менеджера на курсе). Таким образом, мой личный бренд и пандемия, которая заставила искать новые пути, подарили мне новое направление в жизни, в котором я абсолютно счастлива».

2020 был очень сложным для многих. Но любой кризис – это всегда и новая точка роста. Нашим героиням кризис позволил начать новую главу в карьере.

Все мнения, приведенные в этой статье, являются личными и не отражают позиции указанных компаний

 

Лучшие годы: женщины, добившиеся успеха после 50 лет

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+