Серфинг для всех: как женщины отвоевывали свое право покорять волны наравне с мужчинами
9 июня на Beat Film Festival состоялась премьера фильма Кристофера Нелиуса «Серфинг не для девчонок» — австралийской картины о профессиональных серфингистках конца прошлого века и их борьбе за право участвовать в соревнованиях наравне с мужчинами. Фильм можно посмотреть на «Кинопоиск HD» до 20 июня.
История серфинга насчитывает сотни лет и берет начало в Полинезии, но популярность вне полинезийской культуры он обрел лишь в 60–70-х годах XX века. Немалую роль в этом сыграл американский фильм «Гиджет» (1959), в котором шестнадцатилетняя девочка окунается в мир серфинга на пляжах Малибу. Так серфинг ушел в массы и стал знаковой частью американской поп-культуры, вдохновляя не только кинематографистов, но и, например, музыкантов: серф-культуре мы обязаны группой The Beach Boys.
Примерно в то же время начинают образовываться первые лиги и ассоциации серферов, однако серфинг еще долгое время остается любительским спортом — до основания в 1976 году организации ISP (International Professional Surfers), которая выводит его на профессиональный уровень. Основатели придумали новую систему судейства, а состязания стали проводиться в нескольких странах. С 1977 ассоциация ввела и женские соревнования.
Конкурс бикини и сексизма
Однако серфингисткам потребовалось много лет, чтобы их начали воспринимать всерьез. «Они никогда не будут так же хороши, как мужчины», «А ты ничего — для девчонки», «В профессиональном серфинге женщины не слишком сильны», — такие фразы приходилось постоянно слушать героиням фильма «Серфинг не для девчонок». К женским соревнованиям относились как к обеденному перерыву, часто во время них устраивали конкурсы бикини. Когда волны были плохими, организаторы «выпускали» девушек вместо парней, а потом жаловались, что на них скучно смотреть.
Персонажи фильма Кристофера Нелиуса (сценарист и режиссер) и Джули-Энн Де Руво (сценаристка) — известные спортсменки, звезды серфинга 80–90-х годов из США, Австралии и ЮАР, которым пришлось изрядно побороться за право участвовать в соревнованиях на таких же условиях, что и мужчины. Они рассказывают о финансовых трудностях, необходимости скрывать сексуальную ориентацию, огромной разнице в призовых фондах для женщин и мужчин и невыполнимых сексистских требованиях.
По волнам: как бывшая участница группы «Блестящие» Полина Иодис стала чемпионкой России по серфингу
Создатели берут интервью у культовых серфингисток того времени, дополняя их ностальгическими кадрами с главных серферских пляжей, репортажами с соревнований и любительскими архивными съемками. Рассказывая истории нескольких героинь, Нелиус и Де Руво одновременно показывают развитие серфинг-культуры в целом. История общая и истории частные гармонично перемешиваются. Личные воспоминания чередуются с новостными выпусками, рекламой 80-х годов и обложками журналов для серферов. Бодрые вступительные титры напоминают об эстетике популярных в 90-е годы зинов, а финальные сопровождаются, что символично, песней «Rebel Girl» культовой для феминистского движения группы Bikini Kill.
Героини «Серфинга» живые, объемные и целеустремленные, каждая — со своей предысторией, мотивацией, проблемами. Они восхищаются друг другом, расстраиваются, когда проигрывают. Они не лишены агрессивного духа соревновательности, но объединяются, чтобы изменить систему, которая не предоставляет им те же возможности, что и мужчинам.
Битва полов
Сексизм в спорте — отдельная большая тема, которая касается далеко не только серфинга. Казалось бы, женщины давно доказали, что могут наравне с мужчинами бежать марафон, а теннисистка Билли Джин Кинг еще в 1973 году обыграла Бобби Риггса в так называемой «Битве полов». Однако спортсменкам до сих приходится сталкиваться с пренебрежительным и неуважительным отношением как со стороны коллег, так и со стороны зрителей.
В 2016 году Cambridge University Press анализировали, как по-разному описывают женщин и мужчин в спорте. В то время как мужчины в основном характеризуются словами «великий», «сильный», «самый быстрый», главные характеристики женщин чаще касаются их возраста или семейного положения. Сексистские скандалы по сей день периодически вспыхивают в разных видах спорта и касаются и оскорбительных ремарок комментаторов, и случаев боди шейминга, и существенной разницы в оплате труда.
В 2004 году Зепп Блаттер, президент ФИФА, посоветовал футболисткам носить более откровенную форму («шорты поуже»), чтобы выглядеть более женственно. В «Серфинге не для девчонок» спортсменки рассказывают, как в одном из первых официальных турниров участницам пришлось надеть купальники с высоким вырезом бедра, в которых невозможно было кататься (одна героиня описывает свой опыт в такой «форме» буквально как клизму). Сексуальность и привлекательность ставились выше удобства и результата. «Они хотели, чтобы женщины катались как мужчины, а выглядели как женщины», — говорит в картине австралийская серфингистка Джоди Купер.
Бьешь как девчонка: как российский женский бокс отвоевывает место в мировом спорте
Спортсменки попадают в ловушку: они должны быть одновременно достаточно профессиональными, чтобы их принимали всерьез, и при этом женственными, чтобы привлекать внимание зрителей и спонсоров. Иначе их воспринимают либо как «мужиков в юбке» (например, в 2020 году президент российской Федерации тенниса Шамиль Тарпищев назвал сестер Уильямс «братьями»), либо как слабачек, недостойных состязаться наравне с мужчинами — или хотя бы в тех же видах спорта.
Спонсоры и деньги — тоже не для девочек
В женском серфинге изначально было в разы меньше денег, некоторые участницы соревнований не могли себе позволить поездки на турниры, некоторым приходилось между тренировками работать на нескольких работах, а наличие спонсора всегда зависело не только от спортивных достижений, но и от внешнего вида.
Недостаток внимания исходил не только от брендов и компаний, но и от самого профессионального сообщества. Женскому серфингу часто не хватало медиа-освещения: на обложках специализированных журналов женщины оказывались значительно реже. «Мы всегда шутили, что попадем на обложку, только если разденемся», — смеется Купер, и отчасти оказывается права, ведь иначе конкурс бикини покажется многим увлекательнее, чем женские турниры.
Особенно Нелиус подчеркивает разницу в призовых фондах для женских и мужских соревнований. В 1991 году она составляла более миллиона долларов: женщины получали в десять раз меньше, чем мужчины, а чемпионка 1993 года Полин Мензер вообще не получила ни копейки. Лишь в 2019 году (после скандала с фотографией победителей юношеского турнира в ЮАР, на которой отчетливо бросается в глаза разница между выигрышем чемпиона и чемпионки того года) серфингистки отвоевали право на равные призовые деньги — спустя более чем сорок лет после первых соревнований. И в этом — немалая заслуга каждой из героинь фильма, их предшественниц и преемниц, которые вместе проложили путь к этой большой победе.
Наталья Меркулова, Оксана Карас, Анна Пармас: женщины, которые снимают кино в России
Наталья Меркулова, Оксана Карас, Анна Пармас: женщины, которые снимают кино в России