Четвертый сезон «Рассказа служанки»: Элизабет Мосс берется за оружие
К четвертому сезону в сериале произошло многое, и новым зрителям (даже тем, кто прочитал роман Маргарет Этвуд) будет непросто разобраться, кто все эти герои. В начале сезона главная героиня Джун (Элизабет Мосс) в бегах — она помогла вывезти рожденных служанками детей и представительниц класса домохозяек-марф из тоталитарного Галаада в Канаду, но сама не успела на спасительный самолет. Теперь ее ищут власти Галаада, для которых похищение детей — формальный повод начать войну с Канадой. Но Джун не намерена покидать страну: в ее планах — подпольная борьба с режимом.
Сериал «Рассказ служанки» начинался как драма о женщине, которая из современного либерального государства со свободой слова, равноправием и лигалайзом вдруг попала в тоталитарный кошмар, где женщины во всем подчиняются мужчинам и низведены до репродуктивной функции. Ее личная драма, ужас перед новой властью и остроумные, едкие комментарии были тем, за что «Рассказ служанки» полюбили многие. Но к четвертому сезону сериал далеко отошел от своих корней, в том числе литературных, — роман Маргарет Этвуд, по сути, оказался только завязкой.
- Уроки «Рассказа служанки»: может ли Россия превратиться в тоталитарное общество, где насилуют и угнетают женщин
- Главная героиня. Как современные сериалы полностью изменили наше представление о роли женщины
- «При помощи страха можно управлять населением целой страны». Интервью с автором романа-антиутопии о последствиях мировой эпидемии
Чем дальше, тем больше сериал похож не на дневник (в первом сезоне зрители слышали не только то, что Джун говорит, но и то, что она думает), а на хронику партизанской войны. Главная героиня теперь не служанка, а лидер движения сопротивления Mayday, она сняла красный плащ и белый колпак и вышла на тропу войны. Ее будни – не обслуживание хозяев, а диверсии и атаки, вместо дома и походов в магазин — убежища и застенки. Джун занимает не только собственная судьба, но судьбы родины (так было и в другом сериале про борьбу угнетенных за свободу — «Мир Дикого Запада»). Словом, это уже совсем другой сериал. Но смена оптики не идет сериалу на пользу.
Ужас был в тихом повиновении, когда каждый сам за себя и против всех. Война оказалась менее страшной. Кроме того, стал заметен сценарный кризис: у служанок появился голос, но им, кажется, нечего сказать — хотя к сериалу привлекли новых сценаристов, в нем все больше самоповторов и откровенно необязательных флешбэков. Снимают его также другие люди: Рида Морано и Майка Баркера, которые работали над первыми сезонами, заменили новые режиссеры, три эпизода поставила сама Элизабет Мосс.
Вместе с увеличением масштаба выросло и число второстепенных персонажей. Но скажем честно: следить за происходящим в Канаде, где все, включая военных преступников, живут благополучно и заняты в основном рефлексией, не очень интересно. Персонажей так много (а создатели сериала не готовы жертвовать даже самыми необязательными из них), что каждому достается по 30 секунд экранного времени на серию. В результате действие развивается очень медленно, а сюжет распадается на части — разбираться, что же произошло, не только трудно, но и скучно.
Солирует по-прежнему Элизабет Мосс, она отличная актриса и вполне может рассчитывать на еще одну «Эмми», но в новом сезоне, кажется, ей нечего играть: значительную часть времени она либо напряженно дышит, пока ее связанную везут из одной тюрьмы в другую, либо корчится под пытками, либо ведет с мучителями диалоги примерно следующего содержания: «Это твоя вина». — «Нет, это твоя вина» (впрочем, даже их Мосс способна вытянуть).
«Рассказ служанки» остается одним из самых феминистских произведений искусства кино: мужчины, ставшие бенефициарами описанного в нем тоталитарного режима, отобрали у женщин все их права — работать, учиться, читать книги, самим создавать семью и рожать детей, лишили их даже имени. И несмотря на то, что это выдуманная реальность (сама Этвуд определяла жанр романа как «спекулятивная фантастика»), она оказалась очень правдоподобной. Запрет распоряжаться своим телом (в том числе репродуктивной функцией), религиозный фундаментализм, домашнее насилие и сексуальное принуждение более чем реальны и в нашей действительности. Из-за этого многих женщин так впечатлил «Рассказ служанки»: до описанных в нем ужасов — подать рукой.
В четвертом сезоне неполноправными в Галааде оказались не только служанки, но и привилегированные госпожи — они тоже во всем зависят от мужчин и так же беззащитны перед ними, как и менее статусные женщины. Но развивать гендерную теорию создателям сериала некогда, у них война — за права женщин, конечно, но за этим лесом не видно деревьев.