Психика дороже: почему теннисистка Наоми Осака снялась с турнира и повлияет ли это на ее контракты
Три года назад Наоми Осака ворвалась на мировую арену после оглушительной победы над Сереной Уильямс на Открытом чемпионате США. К 23 годам она доказала, что играет по своим правилам.
27 мая теннисистка опубликовала в Twitter пост, в котором заявила, что не будет участвовать в пресс-конференциях во время Открытого чемпионата Франции, чтобы защитить свою самооценку и психическое здоровье. В воскресенье Федерация тенниса Франции отреагировала, оштрафовав спортсменку на $15 000 за первое пропущенное интервью, и пригрозила отстранить ее от участия в турнире. В ответ Осака отказалась от участия в турнире, опубликовав пронзительное заявление, в котором призналась, что сталкивалась с депрессией и тревожностью. На этот шокировавший многих шаг она пошла менее чем через год после того, как объявила о своем намерении покинуть Western & Southern Open в знак протеста против убийства Джейкоба Блейка — позднее, во время Открытого чемпионата США, она надевала маски с именами темнокожих жертв расового насилия и полицейской жестокости.
- Спасибо маме: как Наоми Осака становится самой высокооплачиваемой спортсменкой мира
- Плач Серены. Что мы знаем о Наоми Осака — новой звезде мирового тенниса
- Первый среди неравных. Почему теннисистки зарабатывают больше, чем другие спортсменки
Корпоративные спонсоры часто бегут от людей с такой позицией. Но Осака вряд ли с этим столкнется. Звезда тенниса заработала за 12 месяцев $60 млн, при этом $55 млн — благодаря рекламным кампаниям. Таким образом, она побила рекорд по доходам для спортсменок, который она же установила в прошлом году с итоговой суммой в $37 млн. Это позволит Осаке занять 12-е место в списке 50 самых высокооплачиваемых спортсменов мира по версии Forbes, который выйдет 4 июня, намного опередив таких звезд-мужчин, как Новак Джокович и Рафаэль Надаль — и превзойти саму себя (в прошлом году у нее было 29-е место).
Достаточно крута, чтобы не думать о контрактах
«Мы бы не вели этот разговор, если бы она сломала щиколотку, — комментирует Кристи Нордхильм, доцент кафедры маркетинга в Университете Джорджтауна. — Нам следует относиться к психическому здоровью так же, как к физическому. Повредила бы сломанная нога ее отношениям со спонсорами? Всякое бывает».
Для большинства профессиональных теннисистов сломанная щиколотка или публичный протест — все, что мешает появляться на телевидении — действительно вредят доходам. Спонсоры соглашаются платить ведущим игрокам внушительные суммы в надежде, что те, успешно выступив на крупных турнирах, предоставят их логотипам достаточно времени в эфире. Однако Осака — не просто профессиональная теннисистка.
Она молода, в ней сплелись разные культуры (ее мать — японка, а отец — американец гаитянского происхождения), она популярна — и потому находилась в центре всеобщего внимания еще до того, как начала яростную борьбу за социальную справедливость. Все это помогло ей стать иконой спортивного маркетинга. Поэтому ее спонсорские контракты не содержат условий о снижении гонорара в случае, если время, которая она проведет на корте, окажется ограничено, в отличие от большинства контрактов теннисистов. Более того, многие из ее ключевых спонсоров уже поспешили выступить в ее защиту, пусть некоторые фанаты и критикуют ее решение в соцсетях.
Nike быстро выпустил официальное заявление, в котором говорилось: «Наши мысли с Наоми. Мы поддерживаем ее и признаем, что для того, чтобы рассказать о состоянии ее психического здоровья, требовалась большая смелость». Ряд брендов, включая GoDaddy, Hyperice, Levi’s, Nissan, Nissin Foods и TAG Heuer, тоже выразили поддержку, направив по электронной почте официальные заявления схожего содержания, а Sweetgreen, Mastercard и Beats Electronics опубликовали посты в социальных сетях.
За последний год Осака, у которой прошлым летом было уже 15 рекламных контрактов, увеличила свое портфолио более чем до 20 спонсоров, причем среди последних оказались Google, Louis Vuitton и Workday. Ей почти нет равных в мире спорта: за последние 12 месяцев только Роджер Федерер, Леброн Джеймс и Тайгер Вудс заработали больше на спонсорских контрактах. Это говорит о том, что, несмотря на критику в соцсетях (а многие пользователи не стесняются в выражениях), Осака, вероятно, только начинает путь к вершине.
«Думаю, ей нечего опасаться — я считаю, что ее бренд никак не пострадает, — говорит Джо Фаворито, опытный консультант по маркетингу и лектор Колумбийского университета. — Будем надеяться, что исход этой истории окажется для нее позитивным и в личном плане, а не только в профессиональном, и это привлечет спонсоров».
Ценность откровенности
В последние годы психологические проблемы стали чаще обсуждаться в мире спорта, и многие звезды, в том числе Кевин Лав, Майкл Фелпс и Лиз Кэмбидж, поделились личным опытом.
Билл Саттон, директор консалтинговой фирмы Bill Sutton & Associates, которая специализируется на спортивном маркетинге, полагает, что откровенность Осаки в вопросе, который приобрел особое значение во время карантина, может вызвать интерес потенциального спонсора из области психического здоровья, например стартапа вроде Talkspace, который сотрудничал с Фелпсом. Дэвид Картер, преподаватель спортивного менеджмента в Школе бизнеса имени Маршалла при Университете Южной Калифорнии, говорит, что позиция Осаки может оказаться особенно привлекательной для B2B-брендов, которые разделяют ее мнение.
Это применимо и к высказываниям Осаки о социальных проблемах. «Год или два назад социальная ответственность занимала шестое или седьмое место в списке проблем, которые беспокоили бренды, а теперь она поднялась на первую или вторую строчку, — говорит лектор Колумбийского университета Фаворито. — Бренды хотят знать, что делают [спортсмены]».
В заявлении Осаки, сделанном в 31 мая, говорится, что она «проведет некоторое время вне корта», и если этот перерыв продлится до августа, спонсоры, которые рассчитывали, что она станет лицом Олимпиады в Токио, окажутся в неловком положении. Однако с учетом репутации на корте и позиций на прибыльном японском рынке Осака должна остаться одной из самых востребованных спортсменок.
«Ее лучшие дни как спортсменки и как посла брендов еще впереди, — говорит Фаворито. — Если она восстановит свое здоровье, как ей и хотелось бы, это будет отличная история возвращения. А ничто не привлекает нас в спорте больше, чем подобные истории».
Перевод Натальи Балабанцевой