Не та профессия: почему девочки не идут в IT, STEM и другие важные сферы
Оксана Косаченко — спикер первого международного форума Forbes Woman Day о гендерном равенстве в бизнесе, политике, обществе, мире.
Собранная «ООН-женщины» статистика показывает, что женщины чаще теряют работу, чем мужчины, и в целом имеют худшие условия на рынке труда. На каждый заработанный мужчиной доллар женщины зарабатывают всего 77 центов — и одновременно с этим они выполняют 76% от всего объема неоплачиваемой работы в мире (уход за домом и детьми). Если бы этот труд оценили финансово, то в разных странах он бы составил от 10% до 39% ВВП. Для России это особенно актуально: в рейтинге по индексу гендерного разрыва за 2020-й мы на 81-м месте.
Некоторые ограничения можно снять законодательно — как, например, в случае со списком запрещенных профессий, который сократился с 450 до 100. Но корни проблемы гораздо глубже. Дискриминация не возникает неожиданно на собеседовании или университетском экзамене — ее фундамент закладывается еще в школе и даже в детском саду.
«Тебе сюда нельзя» — «Да, мне сюда нельзя»
Стереотипы о том, что мужчина — добытчик и защитник, «сильный пол», а женщина — хозяйка и мать, «слабый пол», работают и сегодня, хотя и в немного измененном виде. Например, по данным НАФИ, 71% россиян разделяют мнение, что главное предназначение женщины — быть матерью и хорошей хозяйкой. Только 45% женщин считают, что женщина должна обеспечивать себя сама, зато 89% уверены, что обеспечивать семью должен мужчина.
В результате девочка, заинтересованная в какой-то из «мужских» профессий, еще на этапе профориентации сталкивается с негативным отношением окружающих. Даже если взять достаточно прогрессивную и, казалось бы, никак не зависящую от гендерных особенностей отрасль IT: родителей, готовых порекомендовать работу в этой сфере сыновьям, в три раза больше, чем тех, кто готов дать тот же совет дочерям. Другой пример — история автогонщицы Даники Патрик, которая все детство слышала шутки за спиной. Будущее показало, что эти прогнозы были ошибочны: Патрик выступала даже в культовых Indy 500 и поднималась там на верхние ступени пьедестала, и даже сейчас, когда ей по возрасту тяжело управлять машинами с открытыми колесами, она продолжает успешно выступать в кузовных гонках.
Давление со стороны окружающих и продвигаемые с ранних лет стереотипы приводят к тому, что старшеклассницы при выборе будущей профессии автоматически склоняются к «женским» занятиям. Они стремятся избежать проблем с трудоустройством в будущем или просто не рассматривают другие варианты в силу полученного жизненного опыта. Взглянем на уже упомянутый выше пример с IT не со стороны родителей, а с позиции детей: только 7% девушек-подростков говорят, что хотели бы связать свою жизнь с технологиями, в то время как среди юношей такой выбор делают 14%.
На встрече Forbes Woman Club Марта Леман, CEO Yva Technologies, поделилась наблюдением: «Я работаю в IT и никогда не ощущала дискриминации, но женщин в IT просто нет! Не потому, что им кто-то мешает, а потому, что они просто не идут в технические вузы, не выбирают для себя IT-специальности. Потому что слышат: «Тебе 20 лет, пора замуж».
Более того, девушки начинают сами продвигать стереотип о том, что предназначение женщины — семья. К примеру, в ОАЭ 70% всех выпускников вузов — женщины, но 82,3% работающего населения страны — мужчины. Женщины, получив образование, выбирают роль домохозяйки, потому что такими их привыкло видеть общество: 17% российских женщин разделяют точку зрения, что женщины хуже справляются с ролью руководителя.
Значимые фигуры
Исследование 2018 года, проведенное Microsoft, показало, что в возрасте 11-12 лет у девочек возникает интерес к точным наукам и инженерии (STEM), однако в 15-16 лет он резко снижается — одновременно с интересом к гуманитарным предметам. Впрочем, интерес к последним быстро восстанавливается, а вот к точным наукам многие девушки не возвращаются.
Авторы исследования перечисляют факторы, способствующие росту интереса девочек к STEM: наличие ролевых моделей, практические занятия, поддержка от учителей и наставников, ориентированность на решение прикладных задач и равенство. Так, 59% респонденток признали, что они чувствовали бы себя более уверенно, делая карьеру в сфере STEM, если бы знали, что мужчины и женщины имеют равные возможности. О критической важности поддержки девушек в STEM со стороны взрослых говорится и в исследовании Girls Scout Research Institute.
В качестве инструмента повышения такой информированности можно рассмотреть встречи, сотрудничество и обмен опытом между школьницами и женщинами, уже построившими успешную карьеру. Такая программа реализуется, например, в США: IDRA Eac-South (подразделение IDRA, Intercultural Development Research Association — «Ассоциации исследователей межкультурного развития», которая выступает за равный доступ к качественному школьному образованию) организует проекты, в рамках которых студентки колледжей общаются с наставниками-женщинами, развивая собственное представление о STEM.
Другой проект, FabFems, собирает международную базу данных о женщинах, работающих в области STEM, «которые могут послужить молодым девушкам вдохновляющим примером для подражания». Система поиска позволяет найти женщину-эксперта, готовую предложить тот или иной вид взаимодействия (от карьерного консультирования до менторства) в той или иной сфере (от IT до биофизики). Кроме того, на сайте приводится список ссылок на сайты женских профессиональных сообществ — «Женщины в NASA», «Женщины в энергетике», «Женщины в блокчейне» и т. д.
Похожий проект есть и в России: сайт She is an expert — сообщество женщин-экспертов, «которые готовы транслировать знание и делиться опытом». В базе более 500 женщин, работающих в самых разных, в том числе гуманитарных, областях. Как объясняют создатели сайта, цель проекта — повысить видимость женщин-экспертов и помочь им справиться с синдромом самозванца.
Вакцина против гендерных стереотипов: как работает женское менторство в России и мире
Безопасное пространство
Уже упоминавшаяся IDRA предлагает организовывать отдельные клубы для школьниц и школьников, обучая девушек отдельно от юношей. Согласно данным Ассоциации, девочек часто беспокоит, что «парни всегда стараются быть главными, стараются красоваться, а девушки этого не делают. Мы хотим, чтобы все были включены в работу». Раздельное обучение может помочь снизить психологическое давление на школьниц.
Инициатива уже получает развитие — например, работает программа She Code Connect, помогающая увлеченным девушкам войти в STEM. Были примеры подобных проектов и в России: можно вспомнить курс «Кодинг для девушек» от Moscow Coding School. Пока что подобные начинания сталкиваются с определенным общественным противодействием – Moscow Coding School даже обвиняли в «создании гетто для девушек», но идея создания безопасного пространства, в котором студентки не будут ощущать необходимости соревноваться со студентами мужского пола, выглядит интересной и перспективной.
«С женщинами проще»: победительницы рейтинга богатейших self-made женщин на Forbes Woman Club
Поддержка близких
Основа для гендерных стереотипов может быть заложена задолго до начала школьного обучения. Исследование, проведенное Нью-Йоркским университетом, показало, что уже к шести годам девочки чаще считают себя менее умными, чем мальчики. Авторы исследования отмечают, что изменить ситуацию может продвижение идеи Кэрол Двек из Стэнфорда: «Успех зависит не от врожденных способностей, а от усердной работы в течение долгого времени». Донести суть этой идеи до ребенка — задача как педагогов, так и родителей.
Кстати, именно поддержке со стороны родителей придает ключевое значение Techbridge Girls (организация, специализирующаяся на поддержке девушек в STEM). Ее основатель, доктор философии Линда Кекелис рекомендует родителям и педагогам внимательно следить за тем, что девочки узнают из СМИ и массовой культуры, обращая их внимание на позитивные образцы для подражания, — а также оказывать девушкам моральную и профессиональную поддержку в их интересах.
Сочетая описанные инструменты, внедряя их в российскую практику, мы сможем изменить ситуацию с гендерным неравенством в профессиональной среде.