Право на юмор: почему мы до сих пор не научились шутить на гендерные темы
Кажется, что юмористов-мужчин больше, чем женщин. Но если углубиться, женских имен начиная с ХХ века всплывет немало — от Любови Орловой и Фаины Раневской до участниц КВН, героинь Comedy Woman, блогеров вроде Насти Ивлеевой и звезд TikTok. А Эми Шумер, Мелисса Маккарти и Тина Фей и вовсе известны на весь мир и уже могут считаться классиками.
«Между собой девушки точно шутят не меньше мужчин», — уверена ведущая юмористического шоу, соосновательница агентства коммуникаций Belong Agency и участница TED Talks Ксения Дукалис. «Я всегда шучу, это часть меня и моего характера», — говорит она. Однако, по словам Дукалис, в публичном поле есть свои правила: «Действительно чувствуются фильтры: как полученные от родственников и среды, в которой ты росла, так и общественные. Например, когда я шучу и использую нецензурное слово, мне за это прилетает в комментариях, что девушке так нельзя».
У юмора нет пола, но есть гендер
Женский юмор (по крайней мере в России) на первый взгляд отличается от мужского. Тем не менее юмор как явление не зависит от пола, показывают исследования, включающие в себя в том числе сканирование мозга. И женщины, и мужчины шутят и оценивают чужие шутки примерно одинаково.
«Юмор смешной или несмешной вне зависимости от национальных, расовых, гендерных и прочих различий. Если по-настоящему смешно, то смешно всем, кто имеет чувство юмора», — говорит практикующий психолог Ольга Лысенкова. С тем, что понятие юмора само по себе универсально, согласна и кандидат филологических наук Инна Вержинская. Но она замечает, что природа юмора заключается «в комическом противоречии установившейся норме» и потому нельзя рассмотреть его вне контекста, который и определяет уместность. «Определения «тонкий», «плоский», «черный» юмор контекстуальны и воспринимаются различно в зависимости от гендера говорящего. Так, «женский», «мужской» юмор можно охарактеризовать как ситуативный», — говорит Вержинская.
Право на юмор традиционно принадлежало мужчине, потому что юмор — дискурс критический, аналитический и в определенном смысле властный, объясняет культуролог, специалист по сценическим и перфомативным практикам современности Ольга Рогинская. «Позиция юмориста — позиция власти над ситуацией. Это делает понятным наличие фигуры шута при официальной власти. Шут подсвечивал официальную позицию, выявляя ее недостатки, и служил для власти зеркалом. Поэтому попытка женщин сыграть роль человека, который смеется, всегда считалась нелегитимной. Если я отстаиваю право на шутку, значит, я настаиваю на своем месте в этом мире и праве оценивать ситуацию, подвергать происходящее сомнению», — говорит эксперт.
Женский юмор — инструмент и свидетельство эмансипации, развивает в своей магистерской работе эту мысль культуролог Анастасия Камышанова. В рамках патриархатной культуры женщину наделяют рядом функций, несовместимых с амплуа юмориста. Во-первых, за женщиной закрепляют сохранение культурных ценностей, в то время как комик занимается их переосмыслением. Во-вторых, субъект юмора может проявлять агрессию (превосходство) в отношении объекта юмора. Мужская агрессия нормализована, женская — практически нет.
«Женщина-комик нуждается в двойной легитимации: она должна доказать публике, что она феминна, несмотря на свой статус комика, и она должна доказать, что она способна шутить, несмотря на то, что она — женщина», — пишет Камышанова.
«До 45 лет смешно, а потом начинается»: Елена Новикова — о женском стендапе и сериале «Я не шучу»
Юмор мужчин также кажется смешнее в силу укоренившихся исторических событий, добавляет Вержинская: «Издавна сложилось убеждение, что мужчина брутальнее и сильнее женщины, мужчина-добытчик, ему больше приходится преодолевать какие-то трудности, чтобы прокормить свою семью, это его закаливает и заставляет смотреть на жизнь сквозь призму юмора. Юмор женщины больше носит характер ответной реакции на юмор мужчины».
Кроме того, не будем забывать, что юмор — это творчество. А женская творческая энергия до сих пор зачастую большей частью тратится на семью, поэтому мы меньше встречаем женщин в творческой сфере в принципе, замечает Лысенкова. С этим согласна и Рогинская, по ее словам, мужчина изначально смеется с ощущением права на это, в то время как у женщины много энергии уходит на само отвоевывание этого права и меньше ресурса остается на смех как таковой.
В прогрессивном мире разделения на женский и мужской юмор быть не должно, считают эксперты. Ксения Дукалис уверена, что на каждую шутку про устройство женского организма найдется шутка про устройство мужского. Но небольшое гендерное неравенство в некоторых обществах сохраняется: мужчины шутят над широким кругом тем, а женщины — над мужчинами. «Это выступает первой потребностью — осмыслить женскую роль, моменты профессиональной, личной нереализованности. И в первую очередь достается роли домохозяйки и отношениям между женщиной и мужчиной рядом», — говорит Рогинская. И пока культурная память содержит традиционное представление о гендерных ролях, темы для женщин будут ограничены этим кругом.
Юмор способствует карьерному росту мужчин. А женщин?
Шутят не только в неофициальной обстановке. Юмор — важнейшая составляющая профессиональной жизни. Он способствует производительности труда и сплачивает коллектив, предотвращает стресс и препятствует выгоранию. А здоровый сарказм и вовсе может увеличивать креативность.
Директор по правовым вопросам X5 Retail Group Екатерина Лобачева вспоминает, что юмор сопровождает ее еще со студенческих времен. «Юмор всегда был и остается моим спутником в любых сферах и вопросах. И мне он помогал всегда — начать общение, закончить переговоры на веселой ноте, разрядить обстановку даже на очень серьезных совещаниях. Вообще улыбка всегда спасает ситуацию! Из последних примеров — в ходе официального визита федерального министра и губернатора на Распределительный центр Х5 Retail Group несколько шуток в начале помогли разрядить атмосферу и заставить улыбнуться участников мероприятия. И все прошло легко и спокойно», — рассказывает юрист и добавляет, что, по ее мнению, от девушки окружающие ждут улыбки. «А если она сопровождается тонким юмором, то это вдвойне приятно», — рассказывает она.
«В моем коллективе все построено на веселом обсуждении даже самых критичных ситуаций. Я сама по характеру большой оптимист и всегда стараюсь мыслить позитивно, поэтому всячески приветствую хорошее настроение даже при обсуждении ошибок и выводов из них», — делится своими принципами Лобачева.
Чувство юмора не является главным качеством, но не стоит его недооценивать при создании хорошей рабочей среды. Опрос рекрутинговой компании Robert Half в 2017 году показал, что 91% руководителей считают, что чувство юмора важно для карьерного роста. И 84% уверены, что люди с хорошим чувством юмора делают свою работу лучше.
Но если говорить о женщинах, все опять не так однозначно. Исследователи из Университета Аризоны и Университета Колорадо в Боулдере в 2019 году выяснили, что карьера женщин может пострадать, если они используют юмор на работе. Ученые провели эксперимент, в рамках которого показали фокус-группе четыре видеоролика с участием менеджера розничной торговли (в двух играет мужчина-актер, в двух других — женщина), делающего презентацию. В одной версии презентации был сценарий без юмора, а в другой актеры включили в него шутки на рабочем месте. Смешных мужчин испытуемые воспринимали и оценивали выше, чем несмешных, но с женщинами все оказалось наоборот.
Исследователи объяснили результаты действием стереотипов. Мужчины на работе считаются амбициозными, целеустремленными и рациональными. Юмор прекрасно смотрится вместе с этими качествами, поскольку он воспринимается как нечто, помогающее снять стресс на работе. Таким образом, мужской юмор интерпретируется позитивно. Но на женщин часто смотрят как на людей, менее сосредоточенных на своей работе, так как у них больше семейных обязанностей, и потому женский юмор интерпретируется негативно — как помеха.
Впрочем, эксперимент брал во внимание лишь первые впечатления участников. В более долгосрочной перспективе целеустремленная женщина с чувством юмора может восприниматься лучше. А женщину в руководящей роли он и вовсе может сделать ближе к подчиненным.
Так, партнер McKinsey Наталья Бокша известна своим чувством юмора — сотрудники ее команд в обратной связи каждый раз отмечают, что ценят руководителя в том числе за поощрение шуток. «Я и сама с удовольствием рассказываю смешные истории, за годы работы их накопилось много», — говорит топ-менеджер. Бокша считает, что во времена пандемии лидеру (она особенно подчеркивает, что в этом контексте не видит разницы между мужчиной и женщиной) просто необходимо обеспечивать ощущение психологической безопасности и эмоциональной устойчивости и в рабочем коллективе, и при взаимодействии с контрагентами. «Юмор является прекрасным элементом разрядки обстановки и настраивает участников дискуссии на позитивный лад. Я сама лично очень ценю людей с хорошим чувством юмора и предпочитаю работать именно с такими», — уверена Бокша. Однако уточняет, что есть два условия: «шутка должна быть уместной и не должна никого обижать».
Действительно, исследование 2018 года показывает, что чувство юмора начальства влияет на работу. Дело в том, что руководители шутят часто (возможно потому, что чувствуют себя «расслабленнее»). Но при возрастании общего количества шуток растет и число неуместных, что негативно влияет на атмосферу в коллективе. Шутки начальства чаще бывают агрессивными или «доброжелательно» переходящими границы.
Простое правило: смеются все над чем-то, а не кто-то над кем-то
Современная культура отмены (остракизма) началась в том числе с плохих шуток. Поэтому юмор называют обоюдоострой саблей. Дурная шутка легко может перечеркнуть карьеру, которую человек выстраивал десятилетиями. Уже классическим считается пример PR-специалиста Джастин Сакко, или «самой ненавидимой женщины в Twitter». Перед посадкой на самолет Сакко написала: «Лечу в Африку. Надеюсь, что не подхвачу СПИД. Шучу, я ведь белая!» Когда самолет сел, она не только уже не работала в компании, но и стала изгоем онлайн и офлайн.
Ведущая кувейтского телеканала в 2018 году была отстранена от работы после того, как пошутила в эфире о внешности своего коллеги, хотя шутка была достаточно безобидной. Передавая слово корреспонденту-мужчине, который не был готов к эфиру и поправлял свой головной убор, она сказала, что ему стоит прекратить это делать на камеру, поскольку он и так хорош собой. Руководство канала приостановило сотрудничество с журналисткой до выяснения обстоятельств: начальство посчитало, что она отошла от формального регламента, который необходимо соблюдать в официальных СМИ.
Ксения Дукалис напоминает о важности чувства такта: «Я понимаю, когда шутка неуместна, и это не всегда вопрос события: собеседования, свидания или даже похорон. Все зависит от контекста беседы, от того, с кем ты говоришь и о чем, насколько это близко человеку».
«Шутка тогда хороша, когда смеются не над кем-то, а все вместе над чем-то. Смеяться над кем-то, ставя человека в неловкую ситуацию, может только тот, кто лишен чувства юмора, — злой и неразумный человек. Шутка хороша, когда она делает людей радостнее, добрее, счастливее, ведь смех высвобождает накопившуюся энергию и расслабляет», — говорит Лысенкова.
Возможно, в какой-то момент у героев вышеописанных кейсов возникла потребность обличить нечто нехорошее, размышляет Рогинская. «Это значит, что в этом профессиональном контексте нет других сфер, в которых можно выразить свое недовольство. Такие ситуации возникают, когда душно, тесно и нет возможности выплеснуть и конструктивно обсудить накопившееся», — полагает она. Возможно, такие случаи вредят карьере, но они помогают женщине увидеть, насколько достойно ли ее место работы.
«Никакие шутки не позволительны, если они не дружелюбны и направлены на личности, это недопустимо», — предупреждает Лобачева.
Юмор хорош лишь с учетом фоновой грамотности, квалифицированности, высокой степени психологической зрелости и социализации его автора, соглашается с ней Вержинская: «И женщине, и мужчине позволено шутить о таких вещах, которые не оскорбляют чувств и достоинств того человека, в адрес которого направляется шутка. Знание национальных особенностей юмора позволит быть лингвокультурологически и психологически грамотным при коммуникации и актуализации шуток».
Будущее за смехом, который не связан с гендерными ролями. Исследования и здравый смысл показывают, что гендерная принадлежность — одно из последних понятий, над которым стоит смеяться. «Как только смех освободится от гендерной зависимости, сама постановка вопроса о женском и мужском юморе уйдет в прошлое. К слову, студенческий юмор гораздо менее гендерно зависим», — отмечает Рогинская. По ее мнению, при воспитании детей задача развития чувства юмора должна быть одной из первостепенных, поскольку наряду со множеством других факторов смех является важным условиям того, чтобы человек был счастлив и успешен: «В России мы либо серьезные, либо сентиментальные, в отличие от той же англосаксонской культуры. Но стоит помнить, что за тотальной серьезностью всегда стоят серьезные комплексы. Также важно понимать, что мир богат и разнообразен и не так уж и серьезен, как мы думаем, стремясь к успеху. Надо проявлять меньше пафоса, ведь ничто не вечно. Понимание этого делает нас свободнее и спокойнее. Смех — это созерцание».
Возможно, скоро популярность приобретут онлайн-курсы по конструированию безопасных шуток, но пока каждый действует на свой страх и риск. Можно ли как-то подготовить шутку? Как ведущая юмористического шоу Дукалис видит определенные схемы-паттерны, которые используют при создании шуток, но говорит, что они почти всегда имплицитны. «Максимум, что я делаю — смотрю шоу и пытаюсь пародировать акценты или манеру героя двигаться, а при просмотре стендапов отмечаю, как именно комик достиг нужного эффекта. Юмор строится на гротеске, необычном разрешении ситуации, аналогиях и других факторах — если писать шутки схематично, мне кажется, получатся неживые анекдоты», — делится тактикой подготовки к выступлению ведущая.