Комбайн с искусственным интеллектом и экзоскелеты: как женщины создают роботов в России
Индустрия роботов зачастую ошибочно ассоциируется с мужчинами. На деле популяризация этой технической отрасли, курирование образовательных программ и управление крупными технологическими фирмами в области роботизированного производства все чаще возлагаются на женщин — и они не просто преуспевают в этом, но и вносят заметный вклад в развитие робототехнических отраслей как в России, так и за ее пределами.
Ольга Ускова
Основательница компании Cognitive Technologies
Ускова с детства знакома с понятием «искусственный интеллект»: ее отец, Анатолий Усков, был заведующим Лаборатории искусственного интеллекта в ИСА РАН, входил в число создателей программы «КАИССА» — первого чемпиона мира по компьютерным шахматам. В начале 90-х Hewlett-Packard, IBM, Xerox, Epson активно использовали ПО его компании.
Сама Ольга свой путь в робототехнику начинала с научно-исследовательских работ в области автопилотируемого транспорта. «Серьезно я к этим исследованиям не относилась, — вспоминает она. — Инвестировать в это направление в 2012 году мне предложил муж. Вместе с разработчиками он затащил меня в коридор, где ездила беспилотная машинка с глазом-видеокамерой, гоняла мяч и играла в футбол. Они восхищенно кричали: «Смотри! Вот она видит мяч, толкает его. Давай делать беспилотники!»
После уговоров Ускова согласилась вложить в это направление пару миллионов долларов, и после того, как к разработкам проявила интерес немецкая компания Continental, всерьез приступила к разработке инвестиционной модели, нацеленной на дальнейшее развитие автопилота.
«В 2018 году на выставке CES в Лас-Вегасе мы произвели реальный фурор, впервые показав технологию комбинирования данных, полученных от разных сенсоров в модели компьютерного зрения. В отличие от многих команд, мы это сделали на нижнем уровне (то есть на уровне датчиков, сенсоров в отличие от среднего уровня программируемых контроллеров и верхнего уровня автоматизированных систем управления. — Forbes Woman), когда на вычислитель поступают «сырые» данные. Это позволило нам достичь промышленной точности детекции объектов», — вспоминает Ускова. — Мы изначально придерживались в своих разработках антропоморфного подхода, полагая, что круче бога никто ничего не создал, делали автопилоты, способные работать в любую погоду. Мы собирали датасеты в самых сложных условиях: в дождь, снег, туман. Умные комбайны с нашим ИИ умеют проводить уборку в пыли, ночью, собирать кормовые в мороз, видеть даже полегшую культуру».
Главная задача продуктов компании — обеспечение безопасности. «Мы научились моделировать интуицию человека, делать точный прогноз развития ситуации для всех ее участников, формировать сценарии безопасного движения, в том числе и в критических ситуациях», — рассказывает Ускова.
Разработки оказались успешными: в 2019 году Сбербанк и Cognitive Technologies объявили о создании «дочки» — Cognitive Pilot, которая стремится стать крупнейшим международным игроком на рынке наземных беспилотников. Компания вскоре получила престижную премию профессионального automotive-сообщества Tech.AD в Берлине как третья в мире компания — разработчик автопилотов.
Сегодня Ольга Ускова управляет бизнесом в сфере создания ИИ для беспилотного транспорта в России, европейских странах, США, Азии и Латинской Америке. В 2019 году под ее руководством был реализован контракт на создание системы компьютерного зрения для одного из ведущих мировых производителей комплектующих Hyundai Mobis.
Под руководством Усковой в 2020 году в России прошло массовое внедрение автономных систем в сельскохозяйственном секторе. В уборочную кампанию в автономном режиме более 350 комбайнов, оборудованных Cognitive Agro Pilot, обработали свыше 160 000 га площадей и собрали более 720 000 т урожая. Также активно развиваются проекты в сфере умного рельсового транспорта в России и Китае.
Светлана Рагимова
Популяризатор робототехники, автор телеграм-канала Robotics Channel
Сейчас Рагимова живет в Кремниевой долине и пишет книгу о применении искусственного интеллекта на практике в России, но начинала она с экспериментальной специальности в Харьковском политехе. «Когда мы поступали, было неизвестно, где пригодятся такие специалисты. Изучали предметы, которые нигде не преподавали: математическую лингвистику, экспертные системы, классификацию данных. Фактически это теория искусственного интеллекта, который сейчас стал реальностью. Тогда мы изучали все лишь на бумаге», — рассказывает Рагимова.
Не все теоретические идеи удавалось реализовывать на практике — «железо» того времени еще не обладало нужными вычислительными мощностями. После окончания обучения Рагимова решила рассказывать обо всем, что происходит в мире технологий, и заняться популяризацией робототехники. «Уже 20 лет я делаю это на страницах различных изданий, технических и деловых, — рассказываю о новейших технологиях, исследованиях, прорывах, о которых узнаю из бесед с учеными и разработчиками на конференциях по всему миру. Последние 5-6 лет искусственный интеллект и робототехника — моя главная тема. Ведь то, что я изучала в теории в институте, наконец-то стало реальностью», — делится Светлана.
По словам Рагимовой, в Калифорнии ежегодно проводится Национальная неделя робототехники, на которой свои разработки могут показать как любители, так и настоящие профессионалы. В России подобных мероприятий практически нет: энтузиастам-робототехникам почти невозможно найти работу в этой области, и роботы остаются для них лишь хобби. Светлана хочет внести свой вклад в развитие индустрии роботостроения в России, рассказывая, какие бизнес-модели используются в других странах, что можно перенять из западного или азиатского опыта и как создавать успешные коммерческие продукты.
Также популяризатор убеждена, что в робототехнике не хватает женщин: «До сих пор считается, что это мужская профессия и девочкам это не может быть интересно по умолчанию. Это, конечно, далеко от правды. В США есть попытки популяризировать эту тему в женской среде. Давно существует сообщество Women in Robotics». В будущем Светлана Рагимова планирует создать аналог такого сообщества в России.
Надежда Зильберман
Автор курса «Мой друг — робот. Социокультурные аспекты социальной робототехники»
Надежда Зильберман успешно совмещает преподавание в вузе с развитием авторского курса на портале Coursera, который она запустила в 2016 году. «Тематику социальной робототехники мне предложили коллеги по кафедре: мы искали на тот момент перспективные направления для исследований, и это показалось вполне подходящим», — делится Надежда.
«Социальная робототехника — это про то, как нам сделать роботов, с которыми людям было бы комфортно взаимодействовать в социальном контексте. Это не просто роботы-пылесосы, убирающие наш дом, к ним требования — функциональность и эргономичный, эстетичный дизайн. Социальные роботы заходят в те сферы, где они претендуют в какой-то степени на роль субъекта. Это роботы сервисной сферы: официанты, няни, промоутеры, медперсонал, полицейские и т. д. Роботы будут включены в отношения, их будут воспринимать друзьями, партнерами, начальниками», — объясняет она.
Зильберман убеждена: в будущем роботы будут выстраивать отношения с людьми, вызывая определенные эмоции, но при этом они все равно останутся все теми же машинами без сознания, то есть, по сути, более сложными калькуляторами с внешностью чего-то живого. Важно, чтобы робот был понятен в коммуникации и функционален. «Для этого нужно знать много о том, как люди воспринимают роботов: так же, как других живых существ, или есть отличия? Очень много этических вопросов поставлено уже сегодня. Например, касательно секс-роботов. Или роботов, которые будут занимать позиции выше человека, обладать над ним властью, — например, робот-полицейский, военный или судья. Каковы будут последствия интеграции роботов в социальные структуры? Гуманитарию тут огромное поле для исследования», — говорит исследовательница. Надежда подчеркивает, что социальная робототехника для России пока что нова, но инженеры и разработчики уже проявляют к ней интерес.
В сентябре 2017 года курс «Мой друг — робот. Социокультурные аспекты социальной робототехники» стал победителем на международной конференции #EdCrunch в номинации «Лучшая практика внедрения онлайн-курса в образовательную программу».
Ксения Шашкина
Руководитель лаборатории беспилотных технологий Университета Иннополис
Прежде чем стать руководителем лаборатории, Ксения получила два высших технических образования — в сфере IT в НИУ ВШЭ и в автомобильной индустрии в НГТУ. Со второго курса Шашкина работала с НИОКР-проектами (научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами) — правда, начинать пришлось с документального сопровождения молодых исследователей. «Постоянное общение с нестандартными, горящими идеей людьми привело к вовлечению в непосредственно реализацию научных работ. Уже в составе нижегородской команды по разработке беспилотников я принимала участие в конкурсе беспилотных автомобилей «Зимний город», — вспоминает Ксения.
«Это был интересный опыт и хорошая возможность снять срез с текущей стадии развития технологии на территории России, потому что из заявленных 33 команд на конкурс все же приехало около 12, финалистов осталось 5, мы в том числе», — делится Шашкина. Сегодня она работает в Лаборатории беспилотных технологий в Иннополисе и занимается проектами не только по наземным беспилотникам, но и по надводно-подводным робототехническим комплексам и беспилотным летательным аппаратам.
Шашкина уверена, что интеграция роботов в нашу жизнь — это путь к снятию лишней нагрузки с человечества, а сама роботизация — естественная ступень эволюции. «Есть особенность в восприятии беспилотников, ведь это роботы, которые находятся среди обычного населения. Это не промышленные манипуляторы или строительная техника, которая используется только на спецплощадках. Это не геймифицированные технологии, которые выглядят безопасно, и их предназначение — развлекать людей. Беспилотник — это потенциально опасный робот, который ездит по одним с нами дорогам и летает над головами наших детей. Это накладывает свой отпечаток на распространение технологии как с социальной, так и нормативной точки зрения. Но я считаю своей ключевой задачей приложить все усилия к тому, чтобы беспилотники стали частью нашей жизни и при этом сделали ее безопаснее», — резюмирует Ксения.
Екатерина Березий
Соосновательница компании ExoAtlet Global
В ExoAtlet Березий отвечает за разработку стратегии развития, взаимодействие с ключевыми партнерами, а также руководит европейским отделением компании. Компания разрабатывает медицинские и промышленные экзоскелеты: первые помогают в абилитации людям с ограниченными возможностями, вторые сокращают нагрузку на мышцы и предотвращают травмы у людей, занимающихся физическим трудом.
Во время учебы в составе команды молодых робототехников из МГУ Екатерина заняла первое место на Всемирном фестивале по мобильным роботам, проходившем во Франции. Команда продемонстрировала передвижение интеллектуального антропоморфного робота без дистанционного управления. Робот повторял кинематику движения человека.
Участвуя в создании Центра прорывных инженерных технологий МГУ, Екатерина организовала сотрудничество между университетом и ведущими корейскими робототехническими вузами KIST и KAIST. Промежуточным результатом стало подписание между ними меморандума о взаимопонимании.
За плечами Екатерины более 60 выполненных проектов в качестве руководителя отдела промышленного дизайна в Студии Артемия Лебедева. В 2014 году она вместе с проектом ExoAtlet стала победителем на конкурсе Startup Village. Тогда же, в 2014 году, вошла в «топ-25 женщин, которых должен знать каждый робототехник», по мнению экспертов онлайн-издания Robohub.
Екатерина Березий — соавтор более чем 10 патентов в области робототехники и создания экзоскелетов (устройство, предназначенное для восполнения утраченных функций, увеличения силы мышц человека и расширения амплитуды движений. — Forbes Woman). «С постоянным совершенствованием технологий и появлением новых материалов в мире наметился и активно развивается тренд на применение экзоскелетов во многих сферах жизни: в медицине, на промышленных производствах и даже в качестве ассистивных устройств для пожилых людей», — рассказывает Березий. «В 2013 году мы начинали с создания медицинского экзоскелета для взрослых, а уже в 2021 году мы готовимся расширить модельный ряд экзоскелетами для реабилитации детей ExoAtlet Bambini и выпустить на рынок первую серийную модель экзоскелета для рабочих ExoAtlant Torso, которая позволит снизить нагрузку на позвоночник при подъеме и переносе груза, уменьшить риск травматизации рабочих и повысить производительность труда», — делится планами Екатерина.
Алиса Конюховская
Вице-президент Global Robot Cluster
По окончании философского факультета МГУ Алиса поступила в магистратуру НИУ ВШЭ, где обучалась по программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций», а в 2020 году она закончила MIT по программе «Искусственный интеллект: стратегии применения в бизнесе». Сейчас Конюховская не только вице-президент объединения Global Robot Cluster, которое помогает робототехническим компаниям по всему миру, но и успешный YouTube-блогер: она работает над развитием научпоп-канала ProРоботов, где проводит прямые эфиры с экспертами робототехники.
Робототехникой Алиса заинтересовалась еще на четвертом курсе университета и тогда же начала работать аналитиком в Национальной Ассоциации Участников Рынка Робототехники, которая с 2016 года курирует сбор статистических данных о робототехнике в России. Спустя два года она возглавила ассоциацию.
На посту главы НАУРР Конюховская увеличила число ее участников в три раза. Она консультирует государственные ведомства и корпорации по вопросам роботизации, а также содействует продвижению российских компаний за рубежом. Конюховская активно популяризируют робототехнику для широкой аудитории и в бизнес-среде и стремится доказать: роботы — это не что-то из будущего, а инструмент, который уже сейчас улучшает бизнес-процессы и качество жизни людей.
Екатерина Камышникова
Директор и совладелица Quantum Systems
«Для меня робот — универсальный инструмент, вокруг которого мы, как интегратор, создаем целый мир, решая при его помощи почти любые задачи, от пересчета банкнот до дезинфекции помещений» — так Камышникова описывает принципы работы компании Quantum Systems, которая продвигает и реализует «нетрадиционную» роботизацию.
«Мы активно разрабатываем собственные продукты. Еще в 2015 году мы представили первый в мире универсальный офис самообслуживания MonRo (Money Robot). Применение робота в качестве транспортного механизма и гибкая система хранения позволяют на небольшой площади развернуть и филиал банка, и МФЦ, и вендинг, и постамат, и многое другое», — рассказывает Екатерина. Проект уже интегрировал свое техническое решение для пересчета банкнот в кассовых центрах «Сбера». Также его опробовали в Центральном банке РФ.
«Параллельно мы работали над роботом-садовником, состоящим из мобильной платформы и манипулятора. Робот сам ориентируется на местности, находит объект для обработки и понимает, что с ним делать», — делится Екатерина. «С наступлением пандемии на базе этой технологии мы собрали робота-дезинфектора, обрабатывающего, помимо воздуха в помещении, еще и поверхности. К тому моменту на рынке уже были представлены некоторые решения по роботизированной дезинфекции, но все они не могут гарантировать стопроцентной обработки. Мы решили это исправить. Робот максимально эффективно использует ресурс УФ-источника и дозирует объем облучения, проводя им на близком расстоянии от поверхности. Может использоваться в людных местах безопасно для окружающих».
Сейчас Камышникова и Quantum Systems развивают в основном сервисную робототехнику, которая бы решала задачи заказчиков «изящно и бюджетно». «Там, где иные автоматизаторы предлагают построить новый цех со множеством конвейеров, мы можем сделать несколько компактных роботизированных ячеек, не выходя за пределы существующего производственного участка. Это дешево, компактно и быстрореализуемо. Именно эти возможности и дарят нам роботы», — говорит Камышникова.
Антонина Бондарева
Генеральный директор ABAGY Robotics Systems
Компания ABAGY Robotics Systems разрабатывает программный продукт для управления промышленными роботами в режиме реального времени без необходимости ручного программирования. Даже сегодня основными индустриями, где используются роботы, остаются серийные производства, такие как автомобилестроение и электроника. «Все дело в создании управляющих программ для роботов. На создание программы сварки для кузова грузовой машины может уйти один месяц. И потом эту программу используют в производстве тысячи раз. Правда, чтобы все было так легко, надо положить перед роботом идеально собранную заготовку. Если будут отклонения, то программу придется корректировать, а на это уходит много времени. Получается, что использование роботов на несерийном производстве, где пришлось бы постоянно создавать программы, было экономически неэффективно», — объясняет Антонина Бондарева.
Именно эту задачу решает софт от ABAGY: он позволяет сократить время программирования и упростить процесс. «С помощью нашего софта управляющие программы создаются автоматически, также автоматически происходит адаптация программ к реальному объекту, то есть без вовлечения человека. В результате программа для того же самого кузова создается софтом за полчаса», — говорит Антонина.
Она закончила Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов по специальности «маркетинг» и после выпуска продолжила заниматься развитием продуктов и бизнесов на рынках Европы, США, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Субсахарской Африки. Она помогала стартапам, выводила продукты на российский и международные рынки, устраивала критические разборы идей, организации и управления компаниями. «До сотрудничества с ABAGY я была далека от робототехники на профессиональном уровне — у меня нет специального технологического образования или знаний в программировании», — рассказывает Антонина. «В рамках общего развития я интересовалась современными технологиями, темами Индустрии 4.0 (концепция новой, четвертой промышленной революции, сформулированная президентом Давосского форума Клаусом Швабом. — Forbes Woman), роботизации, большими данными, искусственным интеллектом. Меня увлекали идеи будущего, в котором мы будем жить. На тот момент я и не могла представить, что в жизни мне выпадет шанс быть частью проекта, который совмещает в себе все эти темы».
«Многие предприятия в России и за рубежом признаются, что уже сейчас они сталкиваются с нехваткой рабочих, особенно квалифицированных кадров. На заводах преобладают специалисты в возрасте, а молодежь не стремится обучаться прикладным профессиям, таким как сборщик, сварщик, маляр, и другим. К тому же пандемия показала, насколько производства зависимы от наличия рабочих на заводах», — отмечает Бондарева, подчеркивая, что будущее — за роботизацией производств.