«Настя, соберись!»: как в одном человеке уживаются несколько личностей и что будет, если они поругаются
Сценарный успех нового шоу онлайн-сервиса «КиноПоиск HD» оправдан как минимум количеством авторов, которых привлекли к его созданию, их тут целых семь человек. Среди них — Николай Куликов, сценарист наиболее успешных и популярных фильмов последних лет (от «Я худею» и «Легенды №17» до свежего «Огня»), и два создателя крайне популярного «Физрука», включая шоураннера Константина Майера. Все остальные сценаристы — женщины, и это правильно: все-таки сериал посвящен женщине и ее психологии. В режиссеры позвали дебютантку в плане проектов такого масштаба Веру Смолину, обладательницу десятка наград на различных фестивалях за короткометражный фильм «Парад планет», посвященный взаимоотношениям матери и дочери. В главной роли — одна из лучших молодых российских актрис Любовь Аксенова. Что же из этого вышло?
Главная героиня сериала — выпускница МАРХИ Настя, не так давно со скандалом уволенная их архитектурного бюро за попытку поставить на место заказчика-сексиста, обнаружившего «эклектичный фаллос» в созданном ею проекте жилого комплекса. У Насти есть две лучших подруги, любимый муж, которого почти не бывает дома, и желание иметь классическую нуклеарную семью с ребенком, подгузниками и детским садом. И все бы ничего, но скоро зрителя знакомят с пятью «сторонами личности», которые живут в голове у Насти. Это бойкая и дерзкая Сестра, любимое альтер-эго героини, раскованная кокетка Богиня, творческая и веселая девочка Бусинка, добрая-предобрая Хозяюшка и прагматичная матриарх Алла Кирилловна. До поры до времени они, глядя на мир глазами своей хозяйки, живут в дружбе и согласии, помогая Насте и друг другу решать встающие перед ними вопросы. Но в жизни героини происходит кризис — и теперь только она может помирить между собой перессорившиеся части собственной личности.
«Настя, соберись!» — российская вариация знаменитой «Головоломки» Пита Доктера и Рональдо Дель Кармена, только с рейтингом 18+. В картине Доктера и Кармена зрителю показывали, как работает психология 11-летней девочки на примере пяти антропоморфированных эмоций, царящих в ее голове, от Радости до Отвращения. Смешные человечки, каждый со своим характером и способностями, проделывали путешествие через сознание девочки, построенное на основе фрейдистско-юнгианской теории об устройстве личности. Концепция сериала «Настя, соберись!», на первый взгляд, кажется практически сворованной у пиксаровского мультфильма: те же эмоции, только названные Сторонами личности, тот же взгляд «из головы» главной героини, путешествия в ее подсознание в поисках нужных воспоминаний и так далее.
Но не зря Кристофер Букер в книге «Семь основных сюжетов» и Жорж Польти в «Тридцать шесть драматических ситуаций» доказали, что со времен Гомера сюжеты перетекают друг в друга. И «Настя, соберись!» отлично этот тезис иллюстрирует — как раз на примере бытовых мини-сюжетов, в которых из одного в другой перетекает и наша жизнь. С первой же серии зрителю предлагают понятную каждому моральную дилемму девушки, которой муж, успешный бизнесмен (его играет Семен Серзин, отметившийся режиссурой «Человека из Подольска») предлагает выбор: по своим каналам найти ей новую работу или зачать ребенка. Смотреть сериал интересно с той точки зрения, что сценаристы с юмором и обстоятельно показывают, как работает внутренняя логика на примере конфликта сторон личности Насти: Хозяюшка мечтает пеленать ребенка и варить мужу супчики, Сестра кричит про подавление личности, Богиня также предпочтет семейным обязанностям женскую эмансипацию.
Отчаявшиеся домохозяйки: какая связь между финансовой зависимостью и домашним насилием
Это, с одной стороны, почти всегда очень смешно, а с другой — обладает удивительным терапевтическим эффектом. Наблюдать за тем, как ссорятся и мирятся между собой Стороны — отличный способ взглянуть со стороны на самого себя, а заодно, возможно, лучше понять, как устроена психология друга, партнера или родственника. Разумеется, по «Настя, соберись!» не получится написать труд по психологии личности. Многие ситуации в жизни героини гиперболизированы и утрированы для наглядности или комичности. И, тем не менее, кажется, это шоу, которое может хотя бы попытаться помирить прогрессистов и консерваторов в поисках ответа на вопрос о роли женщины в мире, переживающем новую нравственную революцию. Ответ простой: любая — каждая сторона личности Насти одинаково интересна, и именно в союзе разнополярных мнений находится гармония.
Жаль только, что мужские персонажи в фильме проработаны чуть хуже: по крайней мере, если судить по первым двум сериям. Зато можно смело заявить, что образ главной героини проработан детально. В ситкомах редко так подробно и наглядно раскладывают все составляющие характера и темперамента героев. И в этом главное достоинство проекта. Оказывается, сериальный формат структуре «Головоломки» очень даже к лицу. Концентрируясь на одной-единственной героине, которая всегда находится в центре повествования, он благодаря простой и эффектной драматургии дарит зрителю множество интересных персонажей. А это главное свойство хорошего шоу.