Мария Склодовская-Кюри – супергероиня от науки: в прокат выходит фильм о жизни ученой
В жизни Марии Склодовской-Кюри, уроженки Польши, много слов «первая»: первая всемирно известная женщина-физик, первая преподавательница в истории Сорбонны, первый академик женского пола в медицинской академии Парижа, первая женщина-лауреат Нобелевской премии и первый человек, получивший эту премию дважды. При этом в общественной жизни она почти всегда была второй, оставаясь в тени: после развода с мужем, Пьером Кюри, который был для нее и верным коллегой, она еще долго не могла оправиться от «славы» жены великого ученого, будучи при этом, как минимум, немаловажным условием в уравнении. О жизни великой француженки рассказывает «Опасный элемент» — по-своему неординарная, но чаще всего обескураживающе обыкновенная картина в популярном жанре ЖЗЛ.
Автор фильма — Маржан Сатрапи, французский режиссер и художница иранского происхождения, которую прославила анимационная фантазия «Персеполис» по мотивам ее собственного комикса о жизни иранских женщин после исламской революции, резко ограничившей их в правах и возможностях. Эта необычная лента подкупала не только искренностью материала, но и колко-ироническим подходом: главная героиня, сама Сатрапи в детстве, образованная и умная девушка, в душе мечтающая стать революционеркой, вынуждена носить рабский хиджаб и тайком покупать альбомы Iron Maiden из-под полы. Мария Кюри из «Опасного элемента» в чем-то схожа с героиней «Персеполиса»: интеллигентная, но непримиримая рок-звезда от мира науки, способная заткнуть за пояс многих мужчин. Такой ее, по крайней мере, показывает Сатрапи. И выглядит фильм как комикс, что неудивительно: в основе лежит одноименный графический роман Лорен Реднисс, которую, что забавно, в двух крупных российских изданиях назвали Лореном Редниссом. Кажется, это тоже показатель актуальности заложенной в основе профеминистической начинки и фильма, и книги.
«Опасный элемент» — это, с одной стороны, классический байопик: факты из жизни Марии Склодовской-Кюри подаются в пресноватом, слегка вымученном формате, когда нам показывают жизнь важной исторической фигуры, скармливая информацию по крупицам. Вот молодая бунтарка, еще пока не сумевшая оформить свои мысли и стремления, вот ее опыты с радием и полонием, открытие радиации, Первая мировая война и рентгеновские аппараты. И, разумеется, профем-повестка в данном случае актуальная как никогда: Мария была и остается примером успешно эмансипировавшейся женщины, чью «самость» так и не приняли окружавшие ее мужчины. Одновременно с этим в фильме она показана не только страстной ученой, но и утонченной, красивой женщиной, в сердце которой много любви. Очень нежной и контрастной видится сцена, когда она и ее (тогда еще) будущий муж лежат на берегу речки, обнаженные целиком — это последний по-настоящему искренний момент, когда Мария позволяет себе проявить свою чувственность. Дальше ей придется быть куда жестче.
Эклектичность богатой на характер фигуры Склодовской-Кюри, которую (порой слишком интенсивно, но с чувством, толком, расстановкой) отыгрывает номинантка на «Оскар» Розамунд Пайк, смотрится очень органично. Эдакая супергероиня от мира физики, способная и радиацию укоротить, и мужчин поставить на место, и стране помочь. Это подчеркивается выразительным визуальным рядом: в некоторые моменты фильмом начинаешь любоваться. Это одна из тех вещей, которая отличает «Опасный элемент» от стандартных биографических фильмов. В некоторые моменты декорации местного Парижа кажутся выстроенными слегка подобревшим Николасом Виндингом Рефном: залитый мягким неоном, он превращает фильм в какой-то мюзикл, но без музыки и танцев. Так и хочется взять фломастеры и начать рисовать. События сменяют друг друга динамично, как в калейдоскопе, что, правда, можно посчитать и за недостаток. По факту в итоге образ сильной и независимой складывается, Мария Склодовская-Кюри действительно настоящая рок-звезда физики (и умерла, как и подобает, на сцене науки, настоящая radioactive), но среда, в которой она обитает, любовно выведенная рукой опытного художника (включая людей), выполняет роль фона, практически статичного. За экспрессией, к сожалению, обнаруживается некоторая пустота.
И эта пустота не дает фильму выйти за рамки очередной необязательной брошюрки о выдающихся личностях новейшей истории человечества. Желания и стремления понятны — тут очень неплохо смотрятся вставные видения героини «воспоминаниями о будущем» (открытие радиации — это не только рентген, но и атомные бомбы в Хиросиме и Нагасаки, Чернобыль и много чего еще), но дальше проговаривания банальных истин дело не заходит. Не помешало бы, как минимум, отойти от самой Кюри и выделить больше внимания ее дочери, которая повторила судьбу матери почти во всем. Сделать какую-то цикличность, провести параллель, дать больше отражений в зеркале — можно кривых, если только не слишком смешных. И этого не хватает. Эстетическое удовольствие от созерцания хороших актеров и живописного кинокомикса — здорово, но центризм главной героини превращает все вокруг в красиво раскрашенный во все цвета радиоактивной радуги дом из картона. Такая фигура явно заслуживает гораздо большего, чем просто набор неоновых открыток о величии науки рубежа XIX – XX веков.