«Гнездо» перевернутых ролей: фильм, где Джуд Лоу живет на содержании у жены, притворяясь миллионером
1980-е годы, США, любящий муж, британец Рори в исполнении Джуда Лоу приносит утренний кофе своей жене, Элисон, которую играет номинантка на премию «Эмми» за роль в «Фарго» Кэрри Кун.
Сцена с кофе становится структурообразующим элементом в картине: сначала она нужна, чтобы показать, какой Рори заботливый муж, затем герой будит жену, чтобы сообщить, что ему тесно в Америке, и здесь он не находит выражения своему потенциалу и настаивает на переезде на родину в Британю, а потом — приносит кофе, чтобы сказать, что он полный банкрот и попросить немного денег на такси.
Бизнесмена Рори пленяет идея возвращения домой и реализации американской мечты в Британии, однако слияния и поглощения компаний, которые он замышляет, скорее похожи на финансовые махинации, а все его экономические предприятия в Старом Свете терпят крах. Однако «Гнездо» — это не «Волк с Уолл Стрит» на британский манер: профессиональная сторона жизни персонажа нужна в картине только для того, чтобы показать трансформацию характера Рори, отразить суть его исканий. Рори — человек, который хочет выдать себя за того, кем не является, рядом с ним — жена, которая хочет не казаться, а быть.
Перед нами картина про брак, где жена является основой семьи, добытчиком денег, работягой, которая не гнушается любой работы, чтобы прокормить детей, пока муж с задатками Хлестакова проматывает состояние семьи и вешает лапшу на уши очередным потенциальным инвесторам, убеждая их в своем богатстве и могуществе.
Характер Элисон, сложный и многогранный, будет очень хорошо понятен русским женщинам. Она и бизнесвумен — у нее свое небольшое дело, конюшня, где она обучает верховой езде студентов, — и на все руки мастер — она не стыдится наняться на работу к соседнему фермеру, чтобы кормить коров и убирать за свиньями, чтобы заработать немного денег и сложить в тщательно спрятанный тайник, где муж их не найдет. При этом у Элисон всегда идеальный маникюр, она любит выходить в свет и носить вечерние платья, и шубу, которую подарил ей Рори.
У пары двое детей: вернее, Элисон вышла за Рори, когда у нее уже была дочь, а младший мальчик родился в их браке. «Ты с дочерью жила в нищей обшарпанной квартире, пока не встретила меня», — не преминет напомнить ей муж во время очередной громкой ссоры. «И где я оказалась?», — отвечает Элисон. И правда, где?
Против своей воли приехав с детьми за мужем в Лондонское предместье, она видит роскошный особняк XVIII века с витражами, старинной мебелью, длинными коридорами, обитыми деревянными панелями, — очевидно, слишком большой для их семьи. Это их новое «гнездо», британский семейный «рай», который вместе с подаренной шубой призван сгладить стресс от вынужденного переезда. Однако все не так, как кажется на первый взгляд: это место как будто специально извлекает из своих обитателей самые худшие черты и страхи, и персонажи, которые казались нам идеальными в начале фильма, постепенно начинают меняться под гнетом окружающей их затхлой «старины». Дети тоже тяжело переживают переезд.
«Часто родители говорят детям, что все в порядке, чтобы уберечь их, при этом они не осознают, что дети знают и слышат все, что происходит, и этому посвящена значительная часть фильма. Часто мы просто не понимаем, сколько вреда мы наносим детям, не признавая, что на самом деле происходит… Ведь каждый помнит, что в детстве подслушивал, как ругаются родители. Эти частные воспоминания в конечном счете становятся универсальными в картине», — рассказывает режиссер.
Фильм снят в очень сдержанной, пожалуй, аскетичной манере, почти без музыки (она появляется только пару раз в самых напряженных ситуациях), многие сцены сняты одним кадром, в котором используется внутрикадровый монтаж. Здесь не будет типичных «восьмерок» в диалогах и многочисленных крупных планов на лицах и деталях, диалоги или перемещения героев чаще всего даны на средних или общих планах, которые не меняются до конца сцены, лишь камера слегка «наезжает» или «отъезжает» от объекта съемки в зависимости от контекста истории.
Режиссер картины, лауреат «Санденса» Шон Дуркин, для которого «Гнездо» стал вторым полнометражным фильмом, создал эту историю, вспоминая о своей жизни: все детство он провел в разъездах между Лондоном и Нью-Йорком, при этом не относя себя ни к той, ни к другой культуре.
Исполнительница главной роли Кэрри Кун, представляя фильм на фестивале «Санденс», где в этом году состоялась его премьера, сказала, что для нее очень важно было воплотить на экране идею эгалитарного брака, которая мало распространена в кино. «Зато она распространена в жизни, я видела такой брак на примере своих родителей, их родителей, и своего брака, и рада, что могу говорить именно об этой модели отношений. У этой пары есть договоренности, которые они вынуждены пересматривать в зависимости от обстоятельств, мне кажется, что это очень правдивая ситуация», — отметила Кэрри.
Героиня Кун пожалуй, самый цельный персонаж картины, в отличие от Рори. Герой из примерного семьянина и отца, который развозит детей в школу и носит кофе в постель жене, становится беспринципным дельцом, пускающим пыль в глаза любому, кто готов слушать. На вопрос, чем он занимается, отвечает: «Я прикидываюсь миллионером». У него когда-то был миллион на счету, он был богат и думал, что это только начало, но оказалось, что это и был конец. На вопрос о том, зачем ему это надо, герой не находит ответа. Мир Старого Света быстро сломил его, он потерял репутацию, деньги, веру в себя.
Героиня, очевидно, любит мужа, но не доверяет ему. «У героини есть набор ожиданий, которые передала ей ее мать и предыдущие поколения, есть социальное давление по поводу того, какой должна быть жена, и при этом она сама — бизнесвумен, самостоятельный человек, и она не то чтобы зажата всеми этими категориями, она воплощает их в себе. Эта дуалистичность, способность сочетать в себе, казалось бы, несопоставимые вещи и стала для меня той темой, которую мне хотелось исследовать. Она есть и у Элисон, и у Рори, даже у детей после того, как они приезжают в Англию», — рассказывает режиссер картины.
В итоге «Гнездо» говорит нам о том, какую роль часто играет в семье женщина, являясь системообразующим звеном всех аспектов жизни: финансовой, духовной, физической. Все то, что мы так часто видим это в жизни, и так редко — на экране.