«Нет» значит «нет». Как половое воспитание 90-х сделало секс опасным для подростков
Почему девушки-подростки впадают в депрессию? Какое у них представление о сексе? Почему отношения с матерями всегда противоречивы и сложны? Психолог Мэри Пайфер рассматривает проблемы девушек-подростков в своей книге «Воскрешение Офелии. Секреты девочек-подростков». Книга переиздавалась в США 25 раз и переведена на более чем 40 языков мира, а в конце августа выходит и в России в издательстве «Питер». Forbes Woman публикует отрывок о сексуальном воспитании девушек, чье взросление пришлось на 90-е годы в США.
В нашей культуре царит полная неразбериха в отношении сексуальности. Мы втолковываем дочерям, что нужно быть личностью, а СМИ внушают им, что главное — красивое тело. В кино и по телевизору мы видим духовно богатых людей, которые ведут себя свободно и вступают в беспорядочные половые связи, но при этом нас предупреждают, что секс без ограничений может быть опасен. Мы запутались в двойных стандартах и ожиданиях, которым никогда не сбыться.
В 1990-х в штате Род-Айленд было проведено исследование жизни подростков, которое выявило у них полное замешательство по этому вопросу. Тинейджеров попросили ответить на вопрос: «При каких обстоятельствах мужчина может вступить с женщиной в сексуальные отношения без ее согласия?» Среди опрошенных 80 % сказали, что мужчина может применить силу, если пара состоит в браке, 70 % — если пара собирается пожениться, 61 % заявили, что насилие оправданно, если у пары уже были сексуальные отношения. Более половины опрошенных считали, что такое поведение возможно, если женщина сама напросилась. 30 % заявили, что это допустимо, если известно, что женщина занималась сексом с другими мужчинами, или если ее так сексуально возбудили, что она не в состоянии себя контролировать, или если она пьяна. Более половины опрошенных считали, что «если женщина одевается вызывающе и одна идет по улице, то сама напрашивается на изнасилование».
Итак, становится ясно, что никто из этих подростков не понимает, что у мужчины никогда нет права принуждать женщину к сексу. В наших культурных моделях женского идеала отражается двойственное отношение к женщинам и сексу. Мужчинам полагается быть сексуально активными и привлекательными. А женщинам надо быть то ангелами, то проявлять животную сексуальность, днем вести себя как леди, а ночью — как распутница. Мэрилин Монро осознавала это противоречие и умела его использовать. Она была и невинным пушистым котеночком, и страстной тигрицей, и ребенком, и секс-бомбой. Неудивительно, что девушки совершенно запутались и не понимают, когда им нужно быть сексуальными. Девушки получают два вида сексуального воспитания в школе: одно — на уроках, другое — в школьных коридорах. В классе изучают анатомию, развитие плода и роды. Ученикам показывают фильмы о том, как происходит зачатие (о сперматозоидах и яйцеклетках). (В отношении полового воспитания в школах также нет единодушия, и многие родители считают, что о таких вещах должны рассказывать дома.)
В некоторых школах говорят о сексе, контроле рождаемости и венерических заболеваниях, но, к сожалению, это в большинстве случаев неэффективно. В основном это совершенно не помогает ученикам определиться с тем, что для них важнее всего: осознать собственную сексуальность, разобраться с противоречивыми ожиданиями на этот счет и получить рекомендации, как вести себя достойно в сфере сексуальных взаимоотношений.
В средних классах школ в 1990-е годы потеря девственности считалась признаком зрелости. Подружки подбивали друг друга заняться сексом с малознакомыми парнями. Многие девушки так стремились завоевать одобрение сверстников, что поддавались на эти провокации. Но двойные стандарты все равно сохранялись. Тех же самых девушек, которых подбивали на секс в воскресный вечер, в понедельник утром обзывали шлюхами. А парни, которые добились от них секса на вечеринках, избегали их в школьных коридорах. В городе Линкольн на стене туалета в кафе «Красное и черное», где местные подростки танцевали под музыку в стиле гранж, была надпись, которая свидетельствовала о такой путанице. Там было написано: «Все должны заниматься любовью со всеми», а внизу была приписана другая строчка: «Вот так и умирают от СПИДа».
Девушки-подростки 1990-х годов приобретали первый сексуальный опыт со смешанными чувствами. Секс сбивал их с толку, казался опасным, волновал, вызывал стыд и внушал надежды. Девушки осознавали собственные сексуальные влечения и стремились узнать о них больше. Они интересовались противоположным полом и хотели нравиться парням. Секс ассоциировался у них со свободой, взрослой жизнью и искушенностью. В кино сексуальные контакты изображались как нечто восхитительное и увлекательное. Но девушки волновались о том, что раскритикуют их фигуру и неопытность. Вдруг их застукают родители? Вдруг они попадут за грехи в ад? Они боялись беременности, венерических заболеваний, страшились опозориться, волновались, вдруг они недостаточно сексуальны и не удовлетворят своих партнеров. Секс для них был связан с унижением и деградацией женщины, и они наслушались всяких грязных словечек, связанных с этим. Они опасались эмоционального и физического насилия.
В основном девушки таили все переживания в себе, ведь взрослые и искушенные ничего не боятся. В 1990-х больше половины юных женщин от пятнадцати до девятнадцати лет уже занимались сексом. Это вдвое больше по сравнению с 1970-ми годами. По сравнению с 1970-ми количество пятнадцатилетних девушек, которые занимаются сексом, выросло в пять раз. И вдвое возросло количество тех, у кого было более одного сексуального партнера. Мой опыт работы психотерапевтом показывает, что пятнадцатилетние девушки не были готовы ни к каким сексуальным взаимоотношениям, кроме поцелуев и прогулок, держась за руки. Девушки в этом возрасте слишком юные, чтобы понимать и здраво оценивать свои поступки. И не в состоянии решать, вступать ли в половые отношения. Девушки слишком восприимчивы к давлению сверстников. У них в голове все перемешалось: любовь, секс, популярность.
А когда они сексуальны, то часто попадают в беду. Они еще ни эмоционально, ни интеллектуально не готовы взять на себя ту ответственность, которая при этом возникает. Решение заняться сексом должно быть подобно движению к Полярной звезде, то есть нужно понимать, кто ты, каковы твои ценности и долговременные цели. К старшим классам многие девушки уже достаточно созрели и готовы к сексуальной жизни, но самые зрелые и здоровые среди них часто избегают секса.
Я хочу здесь провести различие между половым актом и сексуальным опытом разного рода. Для девушек нормально получать удовольствие от развивающейся у них сексуальной восприимчивости и стремиться ее изучать. Можно быть сексуальной и при этом оставаться девственной. Но в 1990-е годы не существовало общепринятого или простого способа отказать парню в занятии сексом. Поэтому многие девушки старались не ходить на свидания и не позволяли к себе прикасаться, потому что не знали, в какой момент нужно сказать стоп. Забавно: из-за того, что многие девушки были информированы о пределах дозволенного в области сексуальных взаимоотношений, они предпочитали даже не целоваться.
Когда я была студентом-медиком в 1970-е, моя первая работа в качестве врача заключалась в том, чтобы проводить курсы полового воспитания с неблагополучными девушками в исправительном государственном учреждении. Им было от тринадцати до пятнадцати лет. Все они вели активную половую жизнь. Двое были беременны, одна подверглась групповому изнасилованию, одну втянули в занятия проституцией, еще у одной была репутация школьной секс-бомбы. Когда мы уселись вокруг стола на первой групповой встрече, меня поразило, как они были молоды, как мало знали и понимали о сексе. Они ругались как сапожники, но мало что знали о своем теле, о контрацепции или о беременности. Одна девушка заявила: «Нельзя забеременеть без орального секса с парнем — это когда сперма попадает тебе в живот». А другая, беременная, заявила: «А я никогда на самом деле сексом и не занималась». Вот такое сексуальное образование они получили из фильмов, телепередач и на улицах.
Отсутствие информации о физиологии достаточно опасно. А еще хуже было то, что девушкам никто не давал совета, как правильно принимать решение относительно секса. Они не совсем понимали, что делают, а потом просто «забывали», что у них был секс. Они не знали, что имеют право на осознанное решение по этому поводу. Не умели сказать нет.