Правозащитники выпустили доклад об ухудшении ситуации с домашним насилием в России
Семь российских правозащитных организаций — «Зона права», Центр помощи пострадавшим от домашнего насилия «Анна», Консорциум женских неправительственных объединений, «Правовая инициатива», сеть взаимопомощи женщин «Ты не одна», центры «Сестры» и «Китеж» — направили в Совет Европы доклад о ситуации, которая сложилась с домашним насилием в России в период длительной самоизоляции. Об инициативе сообщается на сайте «Зона права». Forbes Woman ознакомился с текстом доклада и собрал самые важные факты.
Статистика насилия
В докладе организации представили данные о количестве случаев обращения с жалобами на домашнее насилие, начиная с марта. Все они в этот периол столкнулись с резким ростом числа обращений. Так, в Консорциум женских неправительственных объединений обратились 353 раза. В организации отмечают, что количество обращений в мае удвоилось по сравнению с обычными показателями за месяц. В центре «Сестры» рассказали о 481 обращении от жертв насилия по электронной почте, поступивших с марта по май включительно, при том как за весь последний год обращений всего было 316. Сотрудники центра подчеркивают, что «большинство обращений было напрямую связано с увеличением насилия в семье».
На горячую линию ценра «Анна» за этот же период времени поступило 8 682 звонков с жалобами на насилие в семье. «69,5 % женщин, позвонивших на «горячую линию», отметили, что во время самоизоляции ситуация дома ухудшилась. К тому же 3,8% женщин сказали, что у них в первый раз инциденты домашнего насилия произошли именно в период строгой изоляции», — сказано в докладе.
В организацию «Ты не одна» апреле обратились 1 352 пострадавших, а в мае — 2 038 при обычном среднем количестве в 500-700 обращений ежемесячно.
«В апреле и мае 2020 года количество запросов на оказание юридической помощи в связи с домашним насилием увеличилось на 100%, при этом наблюдается повышенная частота случаев сексуального насилия, например, изнасилований в браке. Во всех случаях обратившиеся страдали от хронического насилия в семье, которое длилось много лет и усилилось в период карантина», — сообщают в «Правовой инициативе». На Северном Кавказе две партнерские организации «Правовой инициативы» сообщили о резком росте количества обращений за помощью в апреле и мае 2020 года.
Также в докладе есть данные Псковского независимого социального женского центра, в котором заявили о росте числа обращений в период самоизоляции на 200%. Всего случаев обращения за помощью независимо от способа связи в марте, апреле и мае во все предоставившие свои данные организации вместе было 13 238.
Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова в начале мая в интервью заявила, что, по информации представленной НПО, с 10 апреля 2020 года количество зарегистрированных случаев домашнего насилия выросло более чем в два раза (с 6 054 в марте 2020 года до 13 000 в апреле 2020 года)
При этом, отмечают правозащитники, согласно статистике, опубликованной Министерством внутренних дел, количество случаев домашнего насилия, зарегистрированное властями в апреле 2020 года, сократилось на 9% по сравнению с апрелем прошлого года. Две недели назад в МВД также сообщили о сокращении случаев домашнего насилия в первом квартале 2020 года на 13% по сравнению с прошлым годом.
Новые преграды
НКО обращают внимание на то, что на самоизоляции жертвам домашнего насилия стало гораздо сложнее обращаться за помощью, поскольку агрессор постоянно находился рядом с ними. Из-за этого жертвы не могли позвонить на «горячии линии», а также обратиться в полицию. «К тому же падение доходов привело к повышению тревожности и дестабилизации эмоционального состояния людей, что могло стать одной из причин увеличения домашнего насилия», — говорится в докладе.
В центре «Анна» рассказали, что в отсутствии четких указаний от властей о возможности нарушенить режим строгой изоляции в случае домашнего насилия некоторые женщины боялись покидать свои дома и бежать от агрессора, поскольку думали, что тем самым они нарушили бы карантинный режим. «Более того, в некоторых случаях агрессоры угрожали женщинам звонком в полицию», — сообщили в центре.
Также, по словам прредставителей правозащитных организаций, во время пандемии возникли новые проблемы с эвакуацией пострадавших. «Эвакуация жертв стала сложнее, ее откладывали, потому что водители такси не могли получить спецпропуска. Более того, из-за карнтинных мер некоторые убежища и кризисные центры были вынуждены закрыться на время, и не могли принимать новых постояльцев», — объясняют они.
«Отсутствие всеобъемлющей государственной политики, направленной на предупреждение насилия в семье и защиту жертв, еще больше ухудшило ситуацию, поскольку часто женщины не знали, где искать помощи, или не имели возможности получить эту помощь», — резюмируется в докладе.
Чатботы и консультации в соцсетях как способ адаптироваться к непривычным обстоятельствам
Чтобы помочь жертвам домашнего насилия обратиться за помощью, несмотря на постоянное присуствие рядом агрессора, НПО стали использовать новые способы для связи с пострадавшими. Например, в «Анне» завели специального чатбота с несколькими доступными сценариями оказания помощи. По этому же пути пошел и проект «Ты не одна»: его сотрудники создали в Viber чатбота с исчерпывающей информацией о специалистах в конкретном регионе, убежищах, НПО, журналистах и с инструкциями о том, как действовать в различных ситуациях.
В центре «Сестры» начали проводить консультации в социальных сетях. Также в соцсетях работала и «Зона права.
«Китеж» стал работать с гостиницами, чтобы обеспечить убежищем пострадавших. Центр предоставил убежище 35 женщинам. Консорциум женских неправительственных объединений, в освю очередь, во время самоизоляции предоставлял женщинам бесплатные консультации юристов.
Что касается реакции властей на сложтившуюся проблему, в организациях пришли к следующим выводам: «Власти начали признавать проблему домашнего насилия в целом и ее возможное обострение в связи с режимом строгой изоляции. Это является положительным сдвигом в их восприятии домашнего насилия. Однако реакция властей кажется спорадической, а ее эффективность еще предстоит оценить. Представлятся, что в отсутствии всеобъемлющего законодательства в отношении домашнего насилия, власти оказались не в состоянии обеспечить понастоящему эффективную защиту пострадавших на всей территории России».
Что можно сделать?
Правозащитники подчеркивают, что несмотря на снятие режима самозоляции, женщины все еще сталкиваются с тяжелыми формами домашнего насилия, ставшего результатом пандемии. При этом их обращения за помощью в полицию по-прежнему часто игнорируются, несмотря на то, что НПО отмечают ужесточения форм физического насилия.
В правозащитных организациях предлагают властям принять следующие меры, чтобы по время пандемии обеспечить жертвам доступ к помощи и правосудию:
- Обеспечить достаточную вместимость убежищ и наличие организаций, временно используемых в качестве убежищ (например, гостиницы)
- Публично осуждать домашнее насилие и распространять информацию об имеющихся службах помощи на федеральном и региональном уровнях
- Давать указания офицерам полиции своевременно реагировать на сообщения о фактах домашнего насилия и обеспечивать безопасность пострадавших
- Не наказывать жертв домашнего насилия в случаях нарушения ими правил карантина
- Сосредоточить внимание на незамедлительном реагировании на заявления о домашнем насилии, что подразумевает оказание содействия в получении медицинской, психологической и юридической помощи, а также на обеспечении безопсности жертв.