«Женщин чаще перебивают». Как защищать свои интересы на рабочем месте
Ее книга «Хорошие девочки не добиваются успеха в бизнесе» стала бестселлером по версии New York Times, а сама Лоис является президентом Corporate Coaching International. Недавно доктор Франкел опубликовала новую книгу из серии «Хорошие девочки»: Nice Girls Don't Speak Up or Stand Out («Хорошие девочки не дают отпор и не выделяются»), в которой собраны практические инструменты и сценарии, позволяющие ориентироваться в трудных ситуациях и более эффективно защищать себя.
У нас была возможность пообщаться с доктором Франкел и получить практические советы, как начать общаться более эффективно. Самое приятное, что ее советы не подразумевают, что вы станете кем-то, кем вы не являетесь. На самом деле, она учит женщин, как найти настоящую себя и жить в полную силу.
Что вдохновило вас написать книгу «Хорошие девочки не дают отпор и не выделяются», новую работу в вашей серии «Хорошие девочки»?
Я написала эту книгу по двум причинам. Во-первых, когда люди подходили с комментариями после моих выступлений, чаще всего они говорили о моделях общения, которые я описываю в своих книгах. Они постоянно говорили: «Хотела бы я, чтобы ты шептала мне на ухо, когда мне нужно что-то сказать». Я долго думала об этом и наконец поняла: «А может быть, я смогу шептать тебе на ухо, если напишу эту книгу!»
Когда я начала писать эту книгу, я поняла, что текст не ложится на бумагу и было бы намного лучше, если бы читатели могли услышать мои слова. А потом в голове словно лампочка загорелась, и я подумала: «Неужели я запишу аудиокнигу?»
Я позвонила издателю. Я сказала: «Я знаю, что обещала вам написанную книгу, но я думаю, что этот текст нуждается в том, чтобы быть услышанным, а не написанным». Именно это мы и сделали. Сначала мы выпустили аудиокнигу. Она вышла в январе 2020 года.
Вторая причина, по которой я написала «Хорошие девочки не дают отпор и не выделяются», заключается в том, что люди просили меня порекомендовать им книги по общению. Я находила книги на разные темы, например, о том, как вести переговоры или писать заголовки, но я не смогла найти ничего об уверенности в себе. Я не смогла найти что-нибудь, что свело бы все воедино. Я искала что-то, что стало бы универсальным учебником по общению, поэтому его я и написала.
С какими барьерами и препятствиями женщины обычно сталкиваются, когда они защищают свои интересы?
На ум приходят три фактора.
Первый — это умение ясно и точно выражаться. Женщины склонны использовать больше слов, чем необходимо. Чем больше слов вы используете, тем больше вы смягчаете свой посыл, осознанно или неосознанно. Я думаю, что женщины не хотят показаться слишком жесткими или резкими, поэтому они добавляют много слов, а в процессе размывают свой посыл.
Вторая проблема — это общение с мужчинами, которые их постоянно перебивают. Мы знаем, что мужчины перебивают женщин намного чаще, чем женщины перебивают мужчин. Кстати сказать, в Верховном суде проводили исследования, которые показали, что мужчины-судьи Верховного суда перебивают женщин-судей Верховного суда чаще, чем наоборот. Каждый раз, когда вас перебивают, вы или чувствуете, что вам нечего ответить, и соглашаетесь, или сдерживаетесь [и безуспешно пытаетесь договорить]. Это безусловно проигрышная ситуация.
Третья проблема — это переговоры. Женщины годами говорили, что они знают, что, когда они ведут переговоры как мужчины, жестко и прямолинейно, их оскорбляют. Затем появились исследования, где говорилось: «Вы правы. Людям не нравится, когда вы ведете переговоры как мужчина».
Так мы узнали, что женщинам на самом деле нужно чаще апеллировать к отношениям внутри организации, а не использовать переговорные тактики, характерные для мужчин. Сейчас, в условиях удаленной работы, когда вы не видите собеседников, вероятность того, что один человек завладеет разговором, еще выше.
Женщины часто говорят, что им трудно быть услышанными на встречах, особенно в онлайн-формате. Что женщины могут сделать, чтобы их голоса были услышаны?
Есть пара вещей, которые вы можете сделать. Во-первых, нужно выступать второй или третьей. Те, кто выступают в начале, воспринимаются более уверенными в себе, чем те, кто выступают в конце. Другая причина, почему стоит делать именно так, в том, что чем дольше вы ждете, тем больше хороших идей выскажут другие, или люди покинут встречу до вашего выступления, особенно если вы их не видите. Я не говорю, что стоит быть первой выступающей, потому что я считаю, что если вы всегда будете первой, будете бросаться с места в карьер, то люди станут считать вас назойливой или решат, что вы пытаетесь лезть вперед.
Когда вы говорите, не думайте, что всегда нужно высказывать свое мнение. Если у вас есть мнение, выскажите его, но не разбрасывайтесь словами беспричинно. Высказаться можно, задав вопрос или подтвердив то, что сказал кто-то другой, особенно то, что сказала другая женщина, это называется усилением сказанного. Например: «Знаешь, Мелоди, я не могу не согласиться с тем, что ты сказала. У меня был подобный опыт, и я могла бы поддержать движение в этом направлении». Задайте вопрос, ответьте на вопрос, уточните, убедитесь, что чужой голос услышан. Есть много способов проявить себя на встрече.
Во-вторых, если после вашего выступления никто не комментирует то, что вы сказали, и все просто продолжают обсуждение, позвольте следующему человеку высказаться, а затем скажите: «Знаете, я не получила никакой обратной связи по поводу этой идеи. Я просто хотела бы знать, подходит она нам или нет?» Когда вы просто отказываетесь от своей идеи, кто-то другой может сказать то же самое, и ему достанутся все лавры.
Третий прием звучит довольно очевидно, но он особенно актуален, если вы участвуете в онлайн-встречах: речь идет о том, чтобы стать заметной. Речь идет о том, чтобы позволить людям увидеть, кто вы есть, потому что, если вы не участвуете в обсуждении, не участвуете в нем активно, считайте, что вы и не были на собрании.
И помните, что вам нужно готовиться к каждому выступлению. А всякий раз, когда вы открываете рот, — это и есть выступление. Это возможность продать свой бренд. Так что отдавайте себе отчет в том, как вы говорите.
Женщины часто беспокоятся, что их посчитают самовлюбленными, если они будут рассказывать о своих достижениях. Как женщинам продемонстрировать свою значимость естественным образом?
Первым делом, скажем, примерно за шесть недель до оценки личной эффективности сотрудников я бы отправила своему руководителю письмо с перечислением моих главных достижений за последний период. Можно написать просто: «Я знаю, что вам сейчас нужно оценить многих сотрудников», или «Я знаю, что вы очень заняты», или «Я знаю, что людям обычно не нравится этот процесс, поэтому я подготовила краткий отчет, который мог бы вам сейчас пригодиться». Это кодовая фраза для «Я хочу оказать вам услугу». Затем назовите три-пять главных достижений. Не ждите, что начальник вспомнит все ваши достижения.
Во-вторых, я бы исключила из своей речи фразу «не за что» и заменила бы ее на «спасибо, что обратили внимание». Мы часто слышим комплименты и испытываем неловкость, однако гораздо лучше сказать: «Я признательна вам за обратную связь», чем «Ой, это ерунда». Это достойный ответ, и вы даете понять собеседнику, что вы гордитесь тем, чего добились.
Когда вы начнете говорить, постарайтесь подкрепить свои достижения цифрами, потому что цифры выглядят приятно. Если вы скажете, например: «Рада сообщить, что совместными усилиями моя команда и я осуществили этот проект, сэкономив 13% бюджета», то это не прозвучит резко, это прозвучит уверенно: вы привели цифры и сослались на факты.
Когда вы представляетесь, постарайтесь сделать это содержательно. Вам нужно заготовить краткую речь и сделать ее ясной. Если возможно, используйте цифры. Так ваш собеседник получит повод высказаться, а ваши слова станут более конкретными.
Как можно дипломатично выразить несогласие?
Есть превосходная техника, которую я очень вам рекомендую. Она называется «противопоставление» и работает даже в беседе со старшими коллегами. Вы противопоставляете то, что вы бы не хотели, чтобы второй человек подумал, и то, что вы хотите, чтобы он подумал.
Скажем, вы попросили меня дать интервью, а я не могу этого сделать. Я не отвечу вам просто: «У меня нет времени» или «Я думаю, что это немного повредит моему бренду». Помните, чем меньше слов вы используете, тем сильнее ваш посыл. Вы не всегда в этом заинтересованы. Поэтому в случае с противопоставлением используйте несколько лишних слов. Например: «Я не хочу, чтобы вы считали, будто ваша работа неважна, потому что мне она кажется чрезвычайно важной. Однако я сейчас работаю над идеей книги, и это занимает все мое время». Насколько лучше вы почувствуете себя после этого?
Применяйте те же правила в случае разногласий с вашим руководителем. Например: «Я не хочу возражать против того, что вы сейчас сказали, потому что это во многом справедливо. Однако я хотела бы прояснить один момент, потому что я думаю, что позднее это приведет к недопониманию». Это способ не соглашаться, не создавая неприятного впечатления.
Можете ли вы посоветовать какие-либо приемы, чтобы говорить кратко, когда вас застали врасплох и у вас нет времени на подготовку?
Есть три приема, и вы уже поняли, почему я постоянно использую цифры. Дело в том, что, когда я нумерую пункты, вы прислушиваетесь к каждому, и это и мне помогает выстраивать мысль. Когда я заканчиваю говорить о третьем пункте, я знаю, что я закончила свой ответ.
Во-первых, вы можете сказать: «Давайте я порассуждаю вслух». Мне так часто приходилось делать это со сцены, когда слушатели задают мне вопрос, о котором я раньше никогда не думала, и я знаю, что не смогу дать ясный связный ответ. В таком случае люди не ожидают безупречный ответ.
Во-вторых, вы можете сказать: «Знаете, я бы хотела еще немного об этом подумать. Мы можем передать слово кому-то другому, а потом вернуться ко мне?»
В-третьих, можно сказать: «Знаете, я не хотела бы дать ошибочный ответ. Мне нужно проверить некоторые данные. Поэтому давайте я это сделаю, а потом вернусь к вам сегодня же».
Какие новые убеждения, особенности поведения или привычки изменили вашу жизнь к лучшему за последние пять лет?
Я бы сказала, что эти изменения связаны с перфекционизмом. Они связаны с отказом, настоящим отказом от веры в то, что я когда-либо буду совершенна. Я думаю, что отчасти это связано с работой Брене Браун, «Дары несовершенства», и я действительно могу примириться с ситуациями, в которых я оказываюсь неидеальной. Это не делает меня менее хорошим человеком, это делает меня более человечной.
Чтобы достичь этого, я в том числе развила в себе чувство юмора в отношении своих слабостей. Например, однажды я стояла на сцене, а у меня тогда было так много выступлений, что я просто забыла, где я была. Я говорила вступительную речь и думала, что нахожусь в Джексонвилле, штат Флорида, но когда я сказала это, все засмеялись. Я осмотрелась и подумала: «Вот черт, я в Хьюстоне». Но вслух я сказала: «Я работаю в штате растерянности!» Я просто посмеялась над собой.
Перевод Натальи Балабанцевой