Темные лошадки: почему женщинам так сложно выйти на работу после декрета
Традиционно вопросы инклюзии и разнообразия в бизнесе рассматриваются в отношении возраста, пола, состояния здоровья, расы или национальности. А вот появление детей и обязательств по уходу за ними как будто ничего не меняет. Считается, что это личное дело каждого, а любые улучшения условий труда для родителей воспринимаются как дискриминация, пусть и позитивная. По мнению многих, в России государство и так гарантирует немалое количество преимущественных прав и привилегий для родителей, особенно в первые годы после рождения ребенка, что порой приводит к напряжению в отношениях с коллегами.
Стоит ли опасаться дополнительных привилегий?
Для ответа на этот вопрос обратимся к результатам двух исследований. Первое — опрос, проведенный консалтинговой компанией «СелфМама», которая помогает женщинам совмещать карьеру и материнство. Этот опрос подтвердил, что отдельные инклюзивные практики компаний оправданы, например, деловые взаимодействия между работодателем и сотрудницами в период отпуска по уходу за детьми и проявление готовности оптимизировать условия труда под новый ритм жизни.
Второе — исследование, проведенное Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Оно показывает, что эта тема нуждается в тонком подходе, поскольку необходима работа с непродуктивными предубеждениями, которые могут процветать в компании. Никто, включая самих родителей, не может достоверно спрогнозировать, как появление ребенка отразится на их продуктивности, приверженности компании и вовлеченности. Однако сложившиеся усредненные ожидания сами во многом формируют перемены, навязывая родителям определенные роли. Матери чаще пытаются вписаться в эти нормы, а отцы — выпутаться из них. Но, как показывает исследование, эти усредненные ожидания отличаются даже в компаниях одной отрасли, одного города. Это подтверждает, что организация может осознанно корректировать сложившиеся предубеждения для поддержки инклюзии и разнообразия.
Вот два примера усредненных ожиданий о балансе и конфликте между работой и семьей. Предполагается, что деловые и семейные обязательства как будто конкурируют за ресурсы человека: силы, время, интерес, здоровье. В этом ожидании заложен стереотип о четкой границе между рабочей и семейной жизнью, о необходимости выбора приоритета. Альтернативные ожидания предполагают, что положительные моменты семейной жизни меняют работу сотрудника к лучшему: обогащают новыми навыками, знаниями, полезными знакомствами, наполняют положительными эмоциями, улучшают репутацию в глазах партнеров и клиентов. А увеличение затрат на уход за членами семьи повышает персональную заинтересованность сотрудника в результатах своего труда. Главный стереотип этого ожидания — сотрудники сами догадаются о таких возможностях взаимообогащения ролей. То есть родители — на самом деле темные лошадки в бизнесе.
Карьерные притязания и возможности: чего хочет сотрудник?
В своем опросе компания «СелфМама» обратилась к женщинам с детьми из городов-миллионников. Их расспросили о карьерных планах в условиях отпуска по уходу за ребенком. В России сотрудницы в связи с рождением ребенка получают право на серию непрерывных отпусков общей продолжительностью до 1165-1186 дней. Сотрудник может внезапно даже для себя оформить оплачиваемый больничный и ранее начала отпуска по беременности и родам. Возможность такого длительного отсутствия — яркий пример позитивной дискриминации, которая может привносить напряжение в рабочие отношения.
В опросе участвовали более 700 женщин от 25 до 45 лет. Большинство получили высшее образование (97%). У 90% опрошенных было не более двух детей. Возраст младшего ребенка почти у 60% опрошенных не превышал двух лет. Участницы опроса занимали разные профессиональные должности: топ-менеджмент, руководители подразделений, менеджеры среднего звена, рядовые сотрудницы, предприниматели и фрилансеры.
В исследовании карьерные притязания сравнивались с действительным выбором сотрудников. Большинство женщин, находясь в отпуске по уходу за ребенком, понимали, что точно хотят вернуться к работе. Всего 8% опрошенных не выразили карьерного или предпринимательского интереса, частично из-за совмещения родительских обязательств с учебой или в связи с планами о расширении семьи. Однако 31% опрошенных отметили, что хотели бы выйти к новому работодателю. Кроме этого, 27% участниц опроса стремились к самозанятости, фрилансу или предпринимательству. Всего 34% опрошенных признавали желание вернуться к текущему работодателю, но на вопрос о графике работы только 20% опрошенных признавали готовность полной занятости.
На момент опроса 40% участниц продолжали не работать. К прежнему работодателю вернулись 30% опрошенных, но не все из них вышли на полный рабочий день. 18% участниц сменили работодателя. 13% респондентов реализовали намерение о самозанятости, фрилансе или предпринимательской деятельности, при этом некоторые из них совмещали альтернативную форму заработка с работой по найму.
На первый взгляд полученные наблюдения поддерживают стереотип о невыходе на работу сотрудника после длительного отсутствия и затягивании им возвращения к трудовым обязательствам. Среди факторов, повлиявших на притязания участниц опроса безусловно выделялся возраст младшего ребенка. Участницы предпочитали оставаться в отпуске до достижения ребенком хотя бы двухлетнего возраста. Однако более весомым фактором оказались деловые взаимодействия между работодателем и сотрудницами в период отпуска по уходу за детьми. Они повышали вероятность возвращения к рабочим обязательствам в 1,35 раза, а проявление готовности оптимизировать условия труда под новый ритм жизни — в 2,39 раза. Возраст матери, город проживания, доход, количество детей и наличие высшего образования никак не помогали предугадать выбор. Выходит, что работодатель действительно способен повлиять на решение сотрудника вернуться на прежнее место работы.
Рамочное мышление: чего хочет бизнес и как этого достичь?
Почему одни сотрудники встречают положительное отношение, а другие сталкиваются с барьерами? Исследование ВШМ показало, что бизнес в процессе реализации инициатив в отношении персонала сталкивается с тремя версиями усредненных рамочных ожиданий.
Первая рамка делает ставку на уровень приверженности сотрудников. Компании, которые ограничиваются этой рамкой, ценят каждого сотрудника за уникальность и значимость знаний, навыков, компетенций, поэтому более других заинтересованы в досрочном выходе из отпуска каждого родителя. Обычно сотрудницы отвечают взаимностью, для них работа — это карьера. Но им не всегда хватает смелости и осознания повышения их ценности для компании в связи с новой ролью.
Вторая рамка подчеркивает важность предсказуемости. Компании, которые смотрят на сотрудников сквозь нее, ожидают качество и производительность труда, презентеизм, помещая затраты на персонал в строку расходов. Такие компании наименее заинтересованы в удержании сотрудников, чем сильно проигрывают, упуская выгоды, связанные с разнообразием. Считается, что при необходимости сотрудникам легко найти замену в связи со стандартизацией должностных инструкций и высокой конкуренцией среди соискателей на рынке труда. Для персонала такая работа — просто способ заработка. Главная проблема работников с обязательствами по уходу за детьми в данном контексте — дискриминация, которую называют «наказание за материнство (отцовство)». Дискриминация проявляется в выраженном или скрытом принижении, различии в оплате труда и распределении ресурсов и возможностей в коллективе. Дополнительные варианты позитивной дискриминации могут не пройти общественное одобрение. В сложившихся условиях более полезными оказываются практики, которые легко распространить на весь персонал. Например, компания может перенести все обучающие мероприятия на рабочее время. Или повысить заинтересованность непосредственных руководителей в скорости адаптации сотрудников после длительного отсутствия, независимо от причины абсентеизма. Таким образом, сотрудники будут охотнее возвращаться к работодателю из-за удобства и поддерживающей среды.
Третья рамка наименее распространена. Она позволяет вовлечь сотрудников с высокой предпринимательской ориентацией и людей, для которых работа — призвание. Таким компаниям важно создать условия для восстановления сотрудником собственного баланса ролей. Например, можно помочь освоить навыки управления стрессом, поддержать сотрудника в поиске опоры у единомышленников, в установлении полезных деловых связей. А гибкость организационных условий труда и обучения уже обычно и так в наличии.
Таким образом, сценарии развития карьеры сотрудника после отпуска ухода за ребенком и то, какую пользу он может принести компании, во многом зависят от самого работодателя, и он может влиять на этот процесс, продумывая эффективные стратегии поддержки работников с детьми и выстраивания отношений в коллективе.