Мелодия успеха. Как автор саундтрека к «Ведьмаку» попала на вершину Billboard и в рейтинг Forbes
Соня Белоусова родилась в классической семье санкт-петербургских интеллигентов. Мать — врач-эндокринолог, отец — инженер. Оба очень любили музыку, и когда дочери было пять лет, отдали ее в музыкальную школу. После окончания школы, Соня поступила в Гнесинское училище в Москве сразу на два отделения: фортепиано и композиции. Но желая построить карьеру в киноиндустрии, начинающий композитор уехала в США, где окончила музыкальный колледж Беркли в Бостоне и Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Известность Белоусовой принес саундтрек к сериалу Netflix «Ведьмак», который она написала вместе с Джиона Остинели. «Наш заглавный сингл «Toss а сoin to your witcher» («Ведьмаку заплатите чеканной монетой») просто разорвал абсолютно все чарты мира. Когда мы были номер один в чарте Billboard по продажам рок-песен, мне пришлось еще раз перезагрузить страницу, чтобы убедиться в том, что я вижу!» — вспоминает Белоусова. В этом году композитор вошла в список самых перспективных молодых россиян по версии Forbes.
В пять лет вы начали заниматься музыкой. Какие ваши самые первые воспоминания об этом?
Мне всегда очень нравилось заниматься музыкой, для меня это был невероятно интересный и увлекательный процесс. В пять лет родители отвели меня в музыкальную школу, где я начала свое обучение по классу фортепиано, а в возрасте 10 лет — по классу композиции. В 8 лет я дебютировала на сцене Санкт-Петербургской филармонии, а в 13 стала обладателем премии министерства культуры за многочисленные победы, одержанные на международных конкурсах. Музыка и композиция всегда были неотъемлемой частью моей жизни.
Не хотелось вместо упражнений на пианино играть с детьми во дворе?
Меня очень захватил процесс с самого начала, поэтому мне всегда было интересно посвящать свое время именно музыке. Мои родители очень творческие, они всегда принимали активное участие в моем музыкальном воспитании и развитии. Мама в детстве играла на фортепиано, папа — на аккордеоне. Родители всегда в курсе всех музыкальных событий Санкт-Петербурга, мы вместе посещали концерты в филармонии, капелле, Мариинский театр. Поэтому с самого детства моя жизнь была наполнена музыкой.
Сколько вам было, когда вы написали свою первую мелодию?
Как только я начала играть на фортепиано, я сразу же стала сочинять. Сначала, наверное, неосознанно, а с того момента, как начала заниматься композицией уже, конечно, целенаправленно. Меня всегда завораживал мир кино и музыки к фильмам. Я с детства знала все фильмы, саундтреки. Меня всегда интересовала именно музыка к фильмам — музыка, раскрывающая сюжетную линию, историю персонажей.
Вы довольно много учились, закончили Гнесинку, после уехали в США, поступив в Беркли. Почему выбор пал на этот вуз?
Я закончила колледж им. Гнесиных в Москве по двум отделениям: композиции и фортепиано. Далее встал вопрос о том, где стоит продолжить свой творческий путь. После Гнесинки я точно понимала, что хочу писать музыку к фильмам. Лучшая в мире программа обучения музыки к фильмам — это программа Film Scoring в музыкальном колледже Беркли в Бостоне, которую я закончила экстерном за два года. Далее стало очевидно, что нужно переезжать именно в Лос-Анджелес, центр киноиндустрии. Поэтому я поступила в Калифорнийский университет, который закончила экстерном за один год. После этого я осталась жить и работать в Лос-Анджелесе.
У вас была стипендия? Как вы ее получили?
Образование в Америке дорогое, от $40 000 в год и выше в зависимости от направления и университета. У меня стояла цель получить именно полную стипендию, иначе мои родители не имели бы возможности спонсировать мое образование. Слава богу, все сложилось именно так, как я загадывала, и по результатам прослушивания я выиграла полную стипендию.
Как вы получили свое первое предложение по работе?
Сложно сказать, что было первым. Когда я переехала в Лос-Анджелес, я сразу же активно начала знакомиться с режиссерами, продюсерами, сценаристами. У меня стали появляться контакты в индустрии и поступать предложения о сотрудничестве. Сперва это были студенческие и короткометражные фильмы, далее независимые фильмы, премьеры которых проходили на крупнейших фестивалях мира — Sundance, South by Southwest, Tribeca, Каннский Фестиваль. Далее стали поступать предложения о сотрудничестве от студий. Одним из моих первых проектов был проект «Player Piano», который мы создали со Стэном Ли — основателем компании Marvel Comics и создателем популярных героев: Человека Паука, Железного Человека, Людей Икс и других. Знакомство со Стэном произошло через общего знакомого-режиссера, который и порекомендовал меня в этот проект. В рамках проекта «Player Piano» были написаны виртуозные фортепианные соло и сняты видеоклипы по их мотивам.
Как продюсеры выходят на вас?
В индустрии я уже давно и на данный момент счастлива иметь возможность сотрудничать с киностудиями Universal, Lionsgate, Paramount, Netflix, Amazon, Blumhouse и другими. Мой агент занимается всеми моими рабочими вопросами, все предложения идут через него. После невероятного успеха саундтрека к «Ведьмаку» предложений много. Я работаю с одним из крупнейших агентств в индустрии музыки к фильмам — Evolution Music Partners. Когда композитор приобретает определенную репутацию и признание в рамках индустрии независимого кино, агенты уже сами выходят на него. В этот момент композитор становится интересен агентству как клиент.
На каких условиях заключается соглашения с агентством? Какой процент идет агентству от гонорара, который получает автор музыки?
Тайна! А если серьезно, то не могу разглашать в связи с конфиденциальностью договора.
Как происходит процесс написания музыки к конкретному фильму?
Все очень индивидуально и зависит от проекта. Чаще всего композитор вовлекается в процесс на этапе постпродакшн, когда материал уже отснят. Например, «Романовы» — ТВ-шоу, над которым я работала в прошлом году, от девятикратного обладателя премии Эмми Мэттью Вайнера — над этим проектом я стала активно работать уже на самом последнем этапе, когда была готова финальная версия монтажа. Мэтт просто обожает Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева, и задачей было создать классическую оркестровую палитру, саундтрек, вдохновленный русскими тонами. Так был написан концерт для фортепиано с оркестром, в котором я также выступила солистом, и концерт для домры с оркестром.
В случае с «Ведьмаком» все было иначе. Музыка для этого эпического фэнтези подразумевала создание масштабной оркестровой палитры. В рамках этого проекта я также выступила в роли композитора и продюсера песен. Поскольку нам нужно было написать песни необходимые для съемок и танцы для постановки хореографии, мы начали работать еще до начала съемок, в октябре 2018 года. Прочитав сценарий, я сразу поняла, что хочу принимать участие в создании этого удивительного и увлекательного мира. На начальном этапе любого проекта я очень люблю писать тематические сюиты, вдохновленные именно сценарием. Я создаю звуковой холст, который далее начинаю развивать при работе непосредственно с монтажом. Это помогает организовать музыкальный материал в контексте целого фильма или шоу. Так еще до начала работы над монтажом было написано более 30 минут музыкального тематического материала для главных персонажей. А в сумме около 1,5 часа музыки, если считать все тематические сюиты, танцы и варианты песен. Для каждой песни было написано от пяти до семи вариантов, которые варьировались по жанру — от средневекового до современного, был даже и рэп вариант! Необходимо это было для того, чтобы представить продюсерам жанровое разнообразие и найти правильный баланс именно для нашего шоу. А непосредственно с апреля 2019 мы стали работать уже с монтажом. Далее было создано около восьми часов материала — музыка, песни, фольклорные танцы и мотивы. Мы сотрудничали с солистами-виртуозами и ансамблями над записью музыки, актерами и сценаристами над созданием песен, записывали уникальные средневековые инструменты. Работа над проектом заняла около года.
Что вы делаете, если результат не нравится режиссеру?
Композитор должен быть очень хорошим психологом, тонко чувствовать и понимать, что говорит режиссер или продюсер. Поэтому перед началом работы всегда происходит разговор, во время которого обсуждаются идеи, общее стилистическое направление, музыкальное оформление. Композитор должен уметь правильно понять задумку режиссера и «перевести» его слова в музыку. Проблема может возникнуть тогда, когда режиссер либо не может объяснить, либо композитор неправильно трактует замысел. Такие случаи иногда возникают, и это абсолютно нормально, это часть рабочего процесса. Когда музыка написана, режиссер и продюсеры приходят к нам в студию, где мы вместе просматриваем фильм или шоу уже с музыкой, написанной для него. Какие-то сцены получают одобрение сразу, и мы отправляем их на этап оркестровки и подготовки партитур для записи, где-то нужна доработка. Композитор продолжает работать до того момента, пока работа не будет полностью одобрена режиссером, продюсерами и студией.
Саундтрек к «Ведьмаку» вы написали в соавторстве с Джиона Остинелли. Как работать в тандеме?
Очень здорово! Наша первая совместная работа была над фильмом Дэвида Мамета Two-Bit Waltz, для которого требовалась очень разнообразная, разножанровая музыка — от electropop, bluegrass до классического виртуозного фортепиано. Джиона как-то мне позвонил и спросил, интересно ли мне было бы сделать этот фильм вместе. Предполагалось, что это будет скорее одноразовое сотрудничество, но поскольку у нас очень разные бэкграунды, разные музыкальные вкусы и восприятие, оказалось, что мы очень хорошо дополняем друг друга в нашем творческом процессе. Работа композитора все время протекает в студии — 24 часа 7 дней в неделю в темном помещении. Вдвоем работать намного веселее, рождается больше новых и неожиданных идей в процессе, и финальный результат намного креативнее. Я могу предложить какую-то идею, которую Джиона начнет развивать совершенно в другом направлении, о котором изначально я бы даже и не подумала. И наоборот. К тому же у нас в студии огромное количество инструментов, и таким образом мы можем разделить, кто будет записывать какой инструмент. Например, вселенная «Ведьмака» — это огромный мир, населенный разнообразными существами. Это люди, ведьмаки, эльфы, гномы, монстры, драконы, что подразумевает разнохарактерную и разноплановую музыку. Специально для нашего саундтрека было создано большое количество уникальных инструментов, многие в единичном экземпляре. Инструменты приехали из России, Армении, Венгрии, Португалии, Бразилии, Китая, Малайзии, Эмиратов, Америки. Джиона и я лично исполнили и записали партии более 60 инструментов: начиная с колесной лиры и арфы и заканчивая рамочными барабанами и гонгами. Я думаю, после «Ведьмака» я официально перешла в ранг мультиинструменталистов!
Сколько времени уходит на работу?
Сроки всегда максимально сжатые, и на работу будет уходить ровно столько времени, сколько и выделено. Например, у нас было около трех недель на создание музыки для самых начальных эпизодов «Ведьмака». За это время нужно было написать час музыки, проработать все необходимые изменения в связи с комментариями шоураннера и студии, оркестровать, подготовить партитуры, записать, сделать микс, и доставить финальный продукт на dub stage — финальный микс. Это огромное количество работы. Для последних эпизодов у нас была неделя. Поэтому важно уметь писать музыку очень быстро и иметь слаженную команду.
Несколько лет назад Голливуд потрясла волна #MeToo. Сталкивались ли вы с харрасментом?
#MeToo — это замечательное и очень важное движение. Я непосредственно с харрасментом не сталкивалась. Но, по случайности, как раз когда движение #MeToo стало активно распространяться, у нас вышел фильм «M.F.A.» при участии Франчески Иствуд, в котором активно затрагивается и рассматривается эта проблема. Я рада, что мне посчастливилось участвовать в таком проекте. Этот фильм был замечательно принят огромным количеством фестивалей — мы были хедлайнерами фестиваля South by Southwest и номинировались на главную премию фестиваля, а саундтрек лидировал в рейтинге «10 Лучших Саундтреков 2017» по версии журнала Taste of Cinema.
Сильно ли подкосил коронавирус индустрию? Как это сказалось на вашей работе?
Очень сильно, потому что все съемки приостановились, соответственно, приостановились все проекты. Мы все очень надеемся, что с середины лета съемки возобновятся. Но, даже несмотря на вирус, этот год продолжает быть для меня невероятно насыщенным. В январе мы выпустили саундтрек альбом к «Ведьмаку», который стал феноменально успешным коммерчески — он моментально ворвался в топ-чарты по всему миру, возглавил чарт Топ саундтреков в iTunes, лидировал в чартах Billboard и горячей десятке поп и рок-альбомов в каждой стране мира. А наш заглавный сингл «Toss а сoin to your witcher» («Ведьмаку заплатите чеканной монетой») просто разорвал абсолютно все чарты мира. Когда мы лидировали в чарте Billboard по продажам рок-песен, мне пришлось еще раз перезагрузить страницу, чтобы убедиться в том, что я вижу. Более того, альбом только что преодолел рубеж в 100 млн прослушиваний. Я до сих пор просто не могу поверить в эти цифры и безумно благодарна команде Netflix и лейблам Milan Records и Sony Masterworks за доверие и всю проделанную работу, а также, конечно, нашим фанатам за их любовь, поддержку и потрясающее творчество. Многочисленные каверы «Toss а сoin to your witcher» в самых разных стилях и жанрах не перестают меня удивлять и радовать!
Помимо этого, у меня наконец-то появилось время для подготовки к нашему шоу в Кракове (Kraków Film Music Festival), которое запланировано на следующий год. Этот фестиваль является одним из крупнейших в мире фестивалей музыки к фильмам, и мы невероятно рады выступить там в следующем году с полным оркестром, хором и солистами-виртуозами перед аудиторией свыше 20 000 человек. Также мы активно обсуждаем и готовим полные концерты музыки из «Ведьмака» в разных странах мира. Для этого необходимо сделать аранжировки и оркестровки большого количества музыки. В рамках партнерства с Netflix, Kraków Film Music Festival и лейблами Milan Records и Sony Masterworks, мы только что презентовали два студийных концерта с моими эксклюзивными фортепианными аранжировками музыки из «Ведьмака». Поэтому я как работала с утра до вечера, так и работаю.
Поступали ли вам предложения из России?
Моя карьера строится на американском рынке. Все мои проекты сосредоточены именно здесь, и предложения поступают исключительно от американских киностудий. Однако, я с удовольствием готова рассмотреть интересные предложения, в том числе из России.
Как часто вы бываете в России?
Получается не чаще раза в год на новогодние праздники повидаться с близкими — вся семья живет в Санкт-Петербурге, а друзья в Москве.