«Опыт и немного визионерства»: почему венчуру нужно избавляться от стереотипов и больше инвестировать в женщин
В апреле Forbes опубликовал новый рейтинг венчурных инвесторов The Midas List: в 2020 году в него вошли только девять женщин — на четверть меньше, чем год назад. Хотя, казалось бы, все это время мы наблюдали положительные тенденции на повышение гендерного разнообразия в венчурном мире.
Венчурные фонды формируют будущее, но низкая репрезентация женщин в этой индустрии вредит бизнесу. Интернет пестрит статьями о гендерном дисбалансе, сложившемся в венчуре. И это история не только про «мужской клуб» в финансовой отрасли. Проблема намного глубже и многограннее.
Инерция убивает венчур
Основное направление венчурных инвестиций — это tech-индустрия, самая передовая и динамичная отрасль, но при этом не лишенная «традиционных» взглядов. Достаточно вспомнить, как в 2017 году Google громко уволил сотрудника, утверждавшего в своем манифесте, что разница в оплате труда женщин и мужчин — это миф, а вот биологические различия, которые могут мешать женщинам делать карьеру в технологических компаниях и занимать в них руководящие должности, — якобы реальность.
Мы видим, как мужчины без женщин теряют деньги здесь и сейчас. Совместное исследование BCG и Masschallenge показало, что стартапы, среди основателей которых есть женщины, возвращают 78% инвестированных в них средств, а «мужские» проекты — 31%. Однако в 2019 году, по данным Pitchbook, стартапы, основанные женщинами, получили всего 2,7% от общего объема венчурных инвестиций, или $3,54 млрд. Для сравнения: один только Softbank в тот же период инвестировал в «провал года» — сеть коворкингов WeWork — $5 млрд.
Среди причин такой недальновидности эксперты называют моногенность венчура и стремление инвестировать в «себе подобных». Венчурные фонды ищут стартапы, которые им подходят, и не хотят расширять рамки своих представлений о рынках, продуктах и новых возможностях, что странно для индустрии, которая известна тем, что поддерживает самые смелые начинания и благодаря которой у нас сейчас есть интернет, смартфоны, социальные сети и круглосуточная доставка чего угодно.
Если ничего не изменится, мы рискуем в ближайшее время увидеть рынок товаров и услуг, которые будут отражать предрассудки тех, кто принимает решения, какой проект получит финансирование, а какой — нет, то есть мужчин-инвесторов. При том что женщины — это самая влиятельная группа консьюмеров и огромный таргет для множества индустрий: они контролируют две трети расходов домохозяйств, принимают 85% решений в отношении потребительских товаров и 75% — в отношении покупки недвижимости.
По данным Morgan Stanley, венчурные фонды упускают $4 трлн в стоимости, не инвестируя в компании, основанные женщинами и представителями различных меньшинств.
Чтобы сократить сложившийся funding gap и повысить шансы «неподходящих», но на самом деле очень перспективных стартапов на финансирование, Morgan Stanley советует венчурным фондам привлекать в ряды инвесторов больше женщин.
Какое место индустрия отводит женщинам
Конечно, в венчуре есть женщины. Их даже много. Но исследования говорят, что женщины редко принимают решения в венчурной отрасли: хотя среди аналитиков венчурных фондов США и Канады составляют 36%. А вот среди общего числа партнеров их всего 13,5% и 8,9% — среди управляющих партнеров.
По данным All Rise, в прошлом году 54 женщины стали партнерами американских венчурных фондов, в том числе Sequoia Capital, Lightspeed Venture Partners, Andreessen Horowitz. Но этот рекорд был каплей в море. Только 19 из 54 женщин получили статус генерального партнера и выше — то есть реальное право решать, во что будет инвестировать фонд.
Более того, мы практически не видим женщин среди собственно инвесторов, которые готовы вкладывать деньги в стартапы через венчурные фонды. Хотя, по данным Credit Suisse, 40% мирового богатства принадлежит женщинам. За десять лет количество женщин-миллиардеров в рейтинге Forbes выросло в 2,5 раза — с 91 до 244.
Именно инвесторы являются источником средств для венчурной индустрии. Как отмечают эксперты Pitchbook и All Rise, состоятельные женщины готовы направить часть своих средств в венчурные фонды, если поймут, что им рады. Однако это вряд ли произойдет быстро, потому что индустрии необходимо коренным образом изменить паттерн чисто мужского образа.
От каких стереотипов нужно избавиться венчуру
Если в венчурном сообществе ― среди инвесторов и партнеров фондов, экспертов отрасли ― будет больше женщин, имеющих право принимать решения, это изменит индустрию к лучшему и позволит фондам получить дополнительные средства в управление. Но для этого венчуру нужно избавиться от стереотипов, которые схожи с теми, что опутали и рынок классических инвестиций.
1. Женщины эмоциональны ― и это плохо
В книге о гендерных стереотипах Тереза Хастон изучила 32 исследования о влиянии гендера на принятие решений. Выяснилось, что женщины чаще мужчин используют аналитический подход и более склонны обращаться к статистическим данным. Множество других исследований не выявили разницы в стилях мышления мужчин и женщин.
В венчурной индустрии женщины не совершают импульсивные покупки: они все время изучают рынок, тестируют продукт, общаются с экспертами, следят за метриками. Чтобы принять лучшее решение об инвестировании, нужно учесть все вводные, аналитику, опыт, а затем добавить немного визионерства — представить мир, каким он должен быть, — и вложиться в это.
Именно сочетание рационального подхода и ощущения сопричастности к формированию будущего делают венчур отличной точкой приложения инвестиционных талантов женщин.
2. Женщины не умеют принимать риск
Это не так. Женщины зачастую начинают свои стартапы в совершенной непредсказуемости и великолепно умеют справляться с кризисными ситуациями.
Нельзя путать риск и импульс. Риск в предпринимательстве — это не безрассудство, а, как правило, хорошо спланированное действие, активная деятельность, связанная с преодолением неопределенности: когда выбор сделать необходимо и есть возможность количественно и качественно оценить как вероятность достижения предполагаемого результата, так и неудачи и отклонения от цели.
3. Женщины не любят венчур
Да, некоторых женщин смущает, что они не слишком хорошо разбираются в технологической повестке. Но когда я рассказываю, чем занимаюсь, у абсолютного большинства собеседниц загораются глаза. И в этот момент статистика перестает быть набором цифр, сухо говорящих о том, что в 56% компаний, которые инвестируют в венчурные фонды, женщины занимают должности с правом принятия решений. Я вижу искренний, живой интерес.
Ведь венчурные инвестиции — это не только про деньги и прибыль, но еще и про смыслы, стоящие за венчуром как явлением: мы работаем с основателями компаний, которые хотят изменить мир.
4. Женщины инвестируют только в «женские» отрасли
Интересы женщин-инвесторов по отраслям не ограничиваются потребительскими товарами: женщины инвестируют абсолютно во все сферы, которые считают перспективными, — медицину, предприятия, финтех, SaaS, AI и другие. И пока стереотипы говорят, что женщины предпочитают более безопасные инвестиционные сделки, на деле 71% женщин — венчурных инвесторов вкладывают средства в ранние проекты стадии А. На втором месте с показателем 61% — проекты на стадии Seed (посевные инвестиции).
5. Женщины менее эффективны на работе
Это миф, порожденный мужчинами, которым часто просто неловко давать женщине сложные задания, подключать ее к изнурительным мозговым штурмам или в запале выругаться с ней рядом. Причина, конечно, уважительная, но на самом деле для женщин глубоко обидная. Получается, женщинам говорят: «Ты ― слабое звено».
Мы ориентируемся на Мэри Микер, Кэти Су, Нису Леюнг, Дженни Ли, Бэт Сайденберг Линн и других женщин-инвесторов, вошедших в новый The Midas List. Пусть пока в этом рейтинге мужчин в десять раз больше, чем женщин, я уверена, что мы сможем эффективно строить будущее, только соединяя благосостояние и наши таланты независимо от пола.