Сменить декорации. Как новая реальность заставит нас пересмотреть старые схемы лидерства
Как твердит практически каждая статья, которую вы прочли за прошедший месяц, сейчас мы переживаем невероятные, беспрецедентные времена. Нет ничего нормального в пандемии, из-за которой обваливаются целые рынки, закрываются предприятия и рушится экономика, как это происходит сейчас. Нет ничего нормального в том, чтобы пытаться сохранить ту же производительность труда за 40 часов в неделю с собственного дивана (к тому же попутно занимаясь с детьми), как мы обычно делали с рабочих мест в офисе. И, разумеется, нет ничего нормального в том, что нас обязывают все время находиться дома, выходить только в случае крайней необходимости, например за продуктами, и надевать при этом защитные маски.
Раз сейчас ненормально абсолютно все и мир, по сути, встал с ног на голову, вполне разумно делать все не так, как мы делали раньше, в непандемической обстановке, ― а с точностью наоборот. Ведь так?
Не стремитесь впечатлять каждого. Будьте собой
Долгие годы я сушила свои курчавые, вьющиеся волосы феном. Старательно делала макияж, и для меня он был этакой боевой раскраской перед битвой с корпоративной Америкой. Я регулярно делала маникюр, отбеливала зубы и следила, чтобы у меня был полный гардероб костюмов, которые так и кричат: «уж она-то знает, что делает».
А что теперь, после вспышки этого вируса? Для своей команды я записываю ежедневные трансляции в другом образе: курчавые волосы, удобная одежда для отдыха и спорта. Действительно, сейчас не время волноваться о том, как предстать перед остальными на совещании совета директоров. Совещания руководства проходят теперь в гостиных по всему миру. Люди никогда еще не были столь восприимчивы к вам настоящей. Сейчас мы можем вернуть себе все время, которое тратили на то, чтобы «правильно выглядеть», и сосредоточиться на том, чтобы «делать правильные вещи», ― это касается и наших сотрудников, и клиентов, и семей.
Не планируйте заранее. Теперь нужно оставаться в моменте
Не знаю, как у вас, а мне постоянно говорили «планировать заранее». Задумайтесь, ведь перед учреждением компании мы годами детально прорабатываем бизнес-планы, мы начинаем планирование пенсии, как только выходим на первую работу, а про фразу «пятилетний план» я вообще молчу.
И это здорово! Я отнюдь не хочу сказать, что планирование бесполезно, так как всегда им занимаюсь и сама, ― мне спокойнее, если я знаю, что готова к любой ситуации, которая может случиться в будущем, а особенно это важно для меня как для предпринимателя. Но дело в том, что кризиса системы здравоохранения таких масштабов не мог предвидеть никто. Поэтому никто ничего на такой случай не планировал, и ситуация постоянно меняется. Сегодня реальность отличается от того, что было вчера, а завтра все будет тоже совсем иначе.
В настоящее время опасно увлекаться прогнозированием и пытаться предсказать, что будет через два, три месяца или полгода. Сегодня очень важно отмечать наши победы без опасения, что в будущем они потеряют значимость. С другой стороны, также важно избегать установок на то, что через определенное время все закончится, ― в таком случае мы просто станем вести себя не соответствующим текущей ситуации образом. Ни у кого нет магического шара для предсказаний, поэтому заставьте свой мозг свыкнуться с тем, что есть сейчас.
Не гонитесь за показателями. Сделайте шаг назад
Об этом никто не спорит, но люди волнуются по поводу множества вещей: о своем здоровье, об экономике и о положении дел в мире вообще. Компаниям сейчас некуда продвигать продукты и услуги, поэтому лучше сосредоточиться на работе с клиентами.
Сделайте шаг назад и попробуйте определить, может ли ваша компания либо продукция быть как-нибудь полезны в текущий период. Если да, делайте все от вас зависящее, чтобы давать полезную информацию. К примеру, для компаний-ретейлеров будет не лишним предоставлять свежие данные по наличию товара, а предприятиям в сфере технологий и обслуживания корпоративных клиентов очень пригодятся опыт и советы по ведению работы из дома.
Прямо сейчас людям необходима достоверная, полезная информация и рекомендации касательно того, как пережить эти времена. Если ваша компания в состоянии с этим помочь, непременно сделайте это. Но агрессивные стратегии продаж приберегите на время, когда все вернется на круги своя.
В качестве заключения ― цитата, которую я недавно нашла и которая мне очень понравилась: «Кризис не закаляет характер, а демонстрирует его». Она никогда еще не была настолько правдива, как сейчас.
Перевод Антона Бундина