«Агенты перемен». Как Cartier Women's Initiative объединяет женщин, которые способны изменить мир
Уинджи, мы должны были встретиться в Москве, но коронавирус изменил все наши планы. Вы сейчас в Париже, что там происходит? Как проходит у вас карантин?
Мы работаем из дома уже три недели. Сейчас запускаем глобальную виртуальную программу в рамках Cartier Women's Initiative. Она создаст много новых возможностей для объединения мирового женского сообщества, что особенно важно в ситуации, когда страдает малый бизнес. Мы хотим создать безопасное пространство для всех женщин-предпринимателей, где они могут делиться информацией о том, что происходит в их регионах и бизнесах, и рассказывать, как они с этим справляются.
Сейчас у нас около 200 участниц, с ними месяц назад мы начали проводить вебинары. Первую сессию провели с участницами из Китая, так как там уже накопился опыт, которым они могут делиться.
Как женщины реагируют на кризис? Правда ли, что они могут подстраиваться под ситуацию эффективнее, чем мужчины?
Я думаю, что женщины хорошо приспосабливаются к изменениям. Уже в первые дни пандемии среди участниц CWI было много дискуссий о переориентировании бизнеса. В нынешней ситуации есть возможность подумать о будущих серьезных поворотах. Многие предпринимательницы сейчас переводят бизнес на новые рельсы, и им важно получать релевантную информацию от коллег по рынку.
Давайте ненадолго отвлечемся от эпидемии и вернемся в прошлое. Cartier Women's Initiative существует уже 14 лет. Как все начиналось и что изменилось за эти годы?
Все началось с желания объединить ведущих предпринимательниц со всего мира, и в течение последующих лет нам удалось создать сообщество очень ярких, мотивированных и сильных женщин. Наша главная миссия — вдохновлять их, помогать им раскрывать их потенциал. За последние 4 года у нас появились дополнительные возможности: программа стипендий для участниц, сообщество, объединяющее этих женщин, а также платформа лидерства, которая способствует общению женщин-предпринимателей, создающих социально значимые проекты.
В последние 3-4 года многое изменилось в мире: #MeToo, феминизм, развитие женского бизнеса. Как это повлияло на развитие вашего проекта?
Создавать социальные изменения, быть в курсе контекста и поддерживать женщин всегда было важно для Cartier. Нам важно, чтобы у женщин было больше прав и чтобы их голоса были услышаны. За последние несколько лет появилось много других похожих программ, и это здорово, потому что воодушевить других также является частью нашей миссии.
Мы стремимся помочь женщинам-предпринимателям понять, где источники потенциального роста их бизнеса и социальных перемен, и в то же время хотим вовлечь больше людей в сообщество, которое способствует развитию мировой экономики. Для этого мы привлекаем менторов и специалистов из разных областей — от опытных социальных предпринимателей до психологов и коучей, которые на волонтерской основе помогают участницам осознать свою значимость и силу.
Расскажите, как эта инициатива связана с философией Cartier?
Дом Cartier очень дорожит своими ценностями, и я думаю, что многие из этих ценностей находят отражение в проектах, которые мы поддерживаем. В процессе анализа заявок и личности руководителя бизнеса мы обращаем особое внимание на такие качества, как независимость, новаторство, любознательность, целеустремленность и мастерство. Мы считаем, что каждый из нас может быть «агентом перемен» в мире — как личность, как корпорация, как малый бизнес.
Что вы думаете о развитии социально значимого бизнеса? Почему это так важно сегодня?
Cartier — организация, которая верит, что бизнес может быть движущей силой добра. И сила бизнеса особенно важна, потому что в некоммерческой и государственной сферах, конечно, сделано многое, но предпринимательская сфера играет неменьшую роль в социальных переменах.
Я думаю, что основная цель и природа бизнеса — это финансовая устойчивость. Таким образом, использование капитала для построения устойчивой бизнес-модели и социальных перемен является одним из основных способов обеспечения стабильности в мире. И именно поэтому в Cartier Women's Initiative, когда мы оцениваем заявленные проекты, нам важно, способна ли его основательница достичь финансовой устойчивости. Мы стремимся поддержать конкретных женщин и создать все возможности для реализации их идей, таким образом стимулируя «цепную реакцию»: каждая участница экосистемы вносит маленький вклад в глобальные перемены к лучшему.
В России большая часть благотворительных организаций и социально ответственного бизнеса создана именно женщинами. Какова ситуация в США и Европе? Как вы думаете, почему именно женщины?
Безусловно, во всем мире в благотворительности и некоммерческом секторе существует гендерный паритет. Есть много статистических данных, которые подтверждают, что женщины в этих областях сегодня более активны, чем когда-либо. Мы знаем статистику, но точно не знаем, почему так происходит. Почему женщины открывают бизнес с социальной направленностью? Чаще всего это необходимость, вызванная обстоятельствами, с которыми они столкнулись в жизни. Но это не уникальная особенность женщин: мужчины в социальном предпринимательстве поступают схожим образом.
Однако в целом в деловой жизни женщины больше обязательств, чем в жизни мужчины. И в этом смысле ключевой фактор — материнство. Очень часто женщины начинают социальный бизнес, скажем так, помимо «дневной» работы или в дополнение к уходу за ребенком. Я полагаю, что женская мотивация создает много возможностей именно для бизнеса, ориентированного на социальные перемены. Зачастую женщины пытаются решить проблемы, с которыми сталкиваются сами или которые наблюдают вокруг.
Расскажите о самой процедуре: кто может подавать заявку на Cartier Women's Initiative, что происходит после отбора и какой приз получают участницы?
Заявку на участие можно подать на официальном сайте в период с июня по август. Наши участницы — это женщины, бизнес которых находится на ранней стадии, то есть был создан от года до пяти лет назад. Стартап кандидата должен содействовать достижению хотя бы одной из целей устойчивого развития ООН. В этот список входит улучшение образование, гендерное равенство, ликвидация голода и нищеты и другие глобальные цели. При этом бизнес как минимум год должен приносить прибыль.
Заявки принимаются со всего мира, экспертное жюри от каждого из семи регионов оценивает своих представителей и определяет три лучших проекта, которые войдут в нашу программу стипендий.
Мы помогаем участницам проанализировать и оценить свои стратегии, найти компромисс между различными сценариями развития бизнеса. Еще одна часть нашей программы ориентирована на обучение самопрезентации, пичингов, общению со СМИ и инвесторами. Третий компонент работы касается планирования бизнес-стратегии. Мы подбираем каждой участнице ментора, как правило, из их отрасли, в их городе или стране, с которым на протяжении нескольких месяцев они работают над бизнес-планом. По итогу конкурса семь победительниц получают по $100 000, 14 финалисток — по $30 000, и каждая из них получает стипендию на прохождение программы обучения INSEAD Social Entrepreneurship Executive Education Programme.
С какими трудностями сталкиваются женщины при создании социального бизнеса в разных странах? Чем различаются в этом смысле США и Европа, например?
Думаю, этот вопрос надо рассматривать на двух уровнях — макро и микро. В Китае, например, много успешных предпринимательниц, но идея, что с помощью бизнеса можно создавать перемены в социуме, только приживается. Таким образом, на макроуровне в Китае наша работа больше связана с поиском ролевых моделей, которые могли бы быть примером для подражания.
В США и Европе, особенно Северной Европе, концепция социального предпринимательства гораздо более зрелая. Там много социальных компаний и в них много инвестируют. Поэтому важно, чтобы в нашей программе были представительницы разных регионов и сфер деятельности. И чтобы женщина, например, из России или Казахстана сказала себе: «Эй, а это работает!».
В России главная проблема в том, что для многих термин «социальное предпринимательство» вызывает много вопросов, и чаще такие проекты рассматриваются как благотворительность. Поэтому наша главная цель сегодня — найти женщин, мотивированных, ярких предпринимателей, и создать локальную экосистему, чтобы они могли получать поддержку от таких же активных женщин. Не говоря о том, чтобы довести их инициативу до сведения более широкой аудитории.
В этом году мы возобновляем поиск стартапов на Cartier Women’s Initiative, создателей которых мы пригласим на подготовительный воркшоп. Профессиональные бизнес-коучи и представители Cartier помогут наилучшим образом подготовиться к подаче заявок на международный конкурс. Узнать больше и зарегистрироваться можно на специальном сайте до 26 апреля.
Можете вспомнить историю участницы вашей инициативы, которая вдохновила вас лично?
Это все равно что выбрать ребенка! Но есть категория предпринимательниц, которые совершили ошеломляющий разворот в карьере. Победительница прошлого выпуска, которая раньше была стоматологом, основала центр обучения для людей с особенностями развития. У нее была дочь с особыми потребностями, а существовавшая в ее стране инфраструктура не могла их удовлетворить. И она захотела решить эту проблему для всех матерей в подобной ситуации.
В этом году одна из финалисток — юрист, которая стала работать на рынке вторичного использования текстиля. Она запустила этот бизнес, потому что была обеспокоена проблемой загрязнения окружающей среды из-за текстильной промышленности.
Мне кажется, это самое ценное — уметь подстроиться под ситуацию и обрести совершенно новые навыки. Сегодня это понадобится очень многим предпринимателям.
Forbes Woman поговорил с Мариной Росс, пока что единственной финалисткой Cartier Women's Initiative из России, о том, что ей дал конкурс и почему каждой российской предпринимательнице стоит принять в нем участие
Марина Росс, основательница HYDROP
«Участие в премии дало мне очень много. Во-первых, сильную прокачку моего бизнеса благодаря знаниям, которые я получила во время подготовки к конкурсу и обучения. Это позволило мне взглянуть на свой бизнес со всех сторон, увидеть его на 360 градусов. В операционке и текучке многие стратегические вещи упускаются из вида. Премия открыла мне глаза на собственный бизнес.
Второй бесценный подарок — огромное количество замечательных, искренних подруг по всему миру. Несмотря на то что мы были друг другу конкурентами, мы очень сплотились за это время. И до сих пор мы общаемся. Я знаю, что я могу приехать в любую страну — и там меня ждут в гости.
И третье — самое важное — это уверенность в себе, понимание того, что ты не одна борешься с этими проблемами, что с ними сталкиваются миллионы женщин в других странах. И эта поддержка, этот моральный дух позволяют мне не сдаваться даже в период кризиса. Это самое крутое, что дала мне премия Cartier Women's Initiative».