В изоляции растет уровень угрозы домашнего насилия: что делать и куда обращаться за помощью
Статистика ведется не во всех странах, но скачок количества обращений составляет от 20% в Каталонии (Испания) и 30% на Кипре до 50% в Бразилии. В Китае около 90% случаев домашнего насилия сейчас связаны именно с изоляцией в одном помещении с агрессором из-за пандемии. Также рост случаев домашнего насилия отмечают в Италии, Германии, Индии и некоторых других странах, однако точных цифр по ним пока нет.
Во многих из этих стран полиция или правозащитные организации запускают горячие линии для людей, столкнувшихся с домашним насилием в условиях изоляции. На этой неделе такая линия появилась и в России — ее запустил правозащитный проект «Зона права». Там отмечают, что в кризисные центры по стране уже начали поступать сообщения о домашнем насилии после введения более строгого карантинного режима.
Психолог кризисного центра помощи женщинам и детям «Насилию.нет» Татьяна Орлова рассказала Forbes Woman, в какой ситуации оказались запертые с агрессорами члены семей, что государство может сделать, чтобы им помочь, а также куда и как они могут обратиться за помощью.
Кто в группе риска
В статистике «Насилию.нет» мы пока не видим резкого роста обращений — и даже наоборот, наблюдается их сокращение. Но связано это не с тем, что случаев насилия действительно стало меньше, а с тем, что жертвы находятся в изоляции вместе с агрессором и просто не могут позвонить. Или, например, они ходили на очные консультации в кризисный центр, а теперь это стало невозможно. В тех случаях, когда люди все-таки обращаются, сами ситуации более тяжелые : они могут быть связаны уже с угрозой для жизни или суицидальными намерениями у пострадавшей.
Карантин объявлен сравнительно недавно, поэтому мы пока не замечаем всех его последствий. Но весьма вероятно, что с каждым днем напряжение в семьях, где существует насилие, будет нарастать.
В группе риска оказались в первую очередь те, у кого и до режима обязательной самоизоляции были случаи насилия в семье. Теперь ситуация может ухудшиться, а насилие принять более опасные формы. Вторая группа риска — это те, у кого из-за пандемии ухудшилась жизненная ситуация:. Например, оба супруга или кто-то из них потерял работу, семья лишилась источников дохода, и крайне высок уровень неопределенности. Третья группа — это люди, страдающие психическими заболеваниями или живущие с такими людьми. В ситуации стресса у них растет тревожность, в связи с чем возможны насильственные проявления.
Насилие - повод нарушить указ об изоляции?
В указе Сергея Собянина говорится, что выход из дома возможен в случае угрозы для жизни и здоровья. А насилие — это, безусловно, и есть та самая угроза. Вопрос в том, насколько полицейские поверят словам жертвы и отнесутся с пониманием к ситуации. Мы не знаем, как полиция сейчас будет реагировать на нарушения карантина: возможно, будут стараться помочь, но есть вероятность, что, наоборот, придется столкнуться с отрицанием проблемы.
Организациии, которые помогают пострадавшим от домашнего насилия, в том числе и «Насилию.Нет», планируют в ближайшее время выступить с совместным обращением к российскому правительству. Мы хотим обратить внимание на проблему возможной эскалации домашнего насилия и призвать к разработке специальных мер поддержки и реагирования на такие ситуации. Мы надеемся, что, в первую очередь, эти меры будут касаться действий сотрудников полиции. У пострадавших сейчас меньше возможностей обратиться за помощью — они постоянно находятся под контролем агрессора. И если им удалось выйти на улицу или вызвать полицию, нельзя по-прежнему реагировать в стиле «вот когда будет проблема, тогда и приедем». Возможно, у человека только один шанс сообщить о насилии и предотвратить тяжелые последствия. Необходимо реагировать очень быстро, четко и достаточно жестко.
Мне кажется, угроза эскалации насилия в семье должна быть признана не менее опасной проблемой, чем вирус, и должен быть разработан порядок реагирования полиции на такие обращения граждан. От позиции властей в этом вопросе в большой мере сейчас зависит, как реально будет развиваться ситуация с насилием в семье.
Кризисные центры на карантине
Государственные кризисные центры после объявления режима самоизоляции ограничили работу и перестали принимать людей не в остром состоянии, когда нет очевидной угрозы для жизни. Однако проблема в том, что пострадавшие часто недооценивают, преуменьшают угрозу, а когда насилие начинается, уже не могут никуда обратиться. К тому же московский кризисный центр принимает только людей с пропиской и большой пачкой документов. Сейчас их собрать нереально. Жертвами домашнего насилия вообще чаще оказываются именно люди без прописки — как более уязвимые и незащищенные. На мой взгляд, было бы правильно сейчас изменить правила приема и дать возможность любому, кому дома угрожает опасность, переждать период обязательной самоизоляции в безопасном месте. Также для этой цели можно было бы использовать городской гостиничный фонд. По-хорошему, мне кажется, надо отселять агрессоров, а не жертв с детьми, но это не слишком реально в нашем обществе, где декриминализованы побои и нет закона против домашнего насилия.
К кому обращаться за помощью
Если человек сталкивается с насилием прямо сейчас, есть несколько некоммерческих организаций, которые продолжают работать в режиме онлайн и готовы оказать психологическую и юридическую помощь. Это наш центр «Насилию нет», Консорциум женских неправительственных организаций и «Зона права».
Как помочь себе, если вы изолированы в квартире с агрессором
Подумайте, есть ли у вас возможность не жить в период карантинных мер на одной территории с агрессором. Возможно, есть не самые комфортные и привычные варианты расселения, но если они есть — стоит выбрать именно их. Не поддавайтесь на уговоры и жалобы: если уже отселенный агрессор во время карантина просится обратно, ни за что не пускайте его.
Если вариантов нет и вам придется жить вместе весь период самоизоляции, постарайтесь снизить угрозу.
Стоит помнить, что нападки агрессора — это не конфликт между вами, а его реакция тревоги. Он пытается справиться со своей паникой за счет агрессии по отношению к вам. Поэтому выяснения, что именно вы сделали не так и попытки сделать так, как хочет агрессор, ни к чему не приведут. Также не помогут ваши оправдания и извинения. Не стоит тратить на это силы и время.
Чтобы облегчить ситуацию для себя, в случае психологического насилия, вы можете попробовать снизить уровень тревоги у абьюзера. Фактически вы можете попробовать взять на себя родительскую роль и успокоить его внутреннего паникующего ребенка. Агрессор в панике, потому что увеличилась неопределенность, нет личного пространства, проблемы с работой и деньгами, приходится одновременно работать и воспитывать детей? Вдруг вы знаете, как помочь ему пережить эти трудности? Как это можно сделать на практике:
- Часто помогает проговаривание чувств: «карантин, и правда, тревожная ситуация», «да, это ужасно злит, что приходится делать все одновременно», «понимаю, как тебе сейчас тяжело» и так далее;
- Можно рассказать ему о его сильных сторонах и качествах, за которые вы его уважаете; вспомнить о его успехах; сказать, что и с этими трудностями вы вместе постепенно разберетесь;
- Вспомнить, какие занятия из доступных снимают у него тревогу: кто-то играет в компьютерные игры, кто-то смотрит сериалы, кто-то занимается спортом - и предложить этим заняться.
Если ничего из вышеперечисленного не срабатывает и в вашу сторону направлены потоки психологической агрессии, нужно думать о способах защитить и поддержать себя:
- Помните, что вы ни в чем не виноваты, вы хороший человек и с вами все в порядке;
- Представьте внутри себя безопасное место, внутреннее пространство, где вы неуязвимы и где вы сможете укрываться, когда на вас выливается агрессия;
- Позвоните на горячую линию одной из работающих профильных организаций и поговорите с психологом;
- Поговорите с друзьями и родственниками о происходящем, попросите о поддержке.
Если партнер использует физическое насилие, пьет или употребляет наркотики, при первых же признаках нарастания напряжения вызывайте полицию.