К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Настоящий «self-made»: Netflix выпустил мини-сериал о первой женщине-миллионере в США

Netflix
Netflix
Кинообозреватель Forbes Women Юлия Шампорова анализирует, насколько актуальным получился сериал о Мадам Си Джей Уокер, самостоятельно запустившей в начале XX века производство средств для волос и вставшей в один ряд с Рокфеллером и Фордом

«Сестры, поговорим о волосах» — с таким призывом обращается к прохожим темнокожая корпулентная женщина. В руках у нее много баночек со средством для роста волос, предназначенного специально для «цветных» женщин. Так мы знакомимся с Сарой Бридлав, будущей первой женщиной-миллионером в США. Дело происходит в американском Сент-Луисе в 1908 году.

Сара сдирает кожу на костяшках пальцев, стирая чужое белье за гроши. Одновременно она переживает очень тяжелый разрыв с мужем, и на нервной почве у нее начинают выпадать волосы. «У меня с волосами были отношения Каина и Авеля: я родилась свободной — прошло два года после отмены рабства. К семи годам осиротела, в четырнадцать вышла замуж, в пятнадцать забеременела, в двадцать овдовела», — продолжает Сара, роль которой исполняет обладательница «Оскара», блестящая Октавия Спенсер. Свой грустный рассказ героиня ведет для постепенно собирающихся вокруг нее женщин, таких же, как она, бедных, темнокожих, работящих.

На беду или на счастье, в дверь Сары стучит уличная продавщица косметики, Адди Монро, которая предлагает свое изобретение: средство для роста волос. Этот момент изменил жизнь нашей героини — она нашла свою страсть. Сара Бридлав восхищена эффектом средства и хочет работать вместе с Адди, продавая ее товар, но та предпочитает, чтобы косметику представляли мулатки — женщины с более светлой кожей. «Даже в самом лучшем наряде ты выглядишь так, как будто только что с плантации», — говорит ей Адди.

 
Мадам Си Джей Уокер
Мадам Си Джей Уокер·Scurlock Studio/Wikipedia

Через некоторое время Сара перебирается в Индианаполис со своим новым мужем Си Джеем Уокером и начинает собственное производство косметики для волос. С этого момента перед нами разворачивается история успеха Мадам Уокер. Но успех этот омрачен неверностью, многочисленными предательствами, разочарованиями и кознями конкурентов, а также не всегда правильными поступками. Однако ничто из этого не может сломить одержимую своим бизнесом Сару.

Новый мини-сериал Netflix, в котором всего четыре эпизода, снят очень просто, без изысков и претензий. Главное здесь сценарий, который показывает нам жизнь Мадам Си Джей Уокер без прикрас. Как, впрочем, и ее саму — со всеми недостатками, слабостями и ошибками. Сериал поднимает очень много важных вопросов о женщине в бизнесе, обществе и семье, что, без сомнения, делает его ярким феминистским высказыванием. Мы видим, как Сара просто «взрывает» мужской мир Штатов начала XX века, врываясь в него силой, несмотря на яростное сопротивление его представителей и молчаливое смирение их жен.

 

«Как Америка будет относиться к нам всерьез, если мы позволим нашим женщинам превзойти нас?» — говорит Вашингтон, председатель Национальной бизнес-лиги темнокожих (исключительно мужчин), где Сара буквально выскакивает на сцену, чтобы выступить перед собравшимися. Темнокожие мужчины, борющиеся за свои права и мечтающие о братском восприятии со стороны белых американцев, как-то не подумали, что этих прав заслуживают и женщины.

«Как Америка будет относиться к нам всерьез, если мы позволим нашим женщинам превзойти нас?»

В мире темнокожих американцев, многие из которых еще застали рабство, Сара просто белая ворона, при всей парадоксальности такой формулировки. Мужчины не чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы пустить ее в свой круг: их заботит мнение белых, чужое осуждение, патриархальные устои. Инвесторы, которых бизнесвумен приглашает к сотрудничеству, обращаются с вопросами к ее мужу, который отвечает за рекламу компании. Они не представляют, что женщина может возглавлять свое дело.

«Какой уважаемый чернокожий работает на свою жену? Скоро и корсет начнешь носить, мужчине нужно что-то свое, особенно цветному», — говорит отец Си Джея. Ему, бывшему рабу, непонятно, как можно быть в подчинении у женщины. Надо сказать, что и сам Си Джей мучается: есть здесь и чувство унижения, и зависть, и желание быть первым, и осознание того, что он менее талантлив, чем Сара.

 

Как в очень многих семьях независимо от расы и национальности, где у мужа больше свободного времени и меньше совести, чем у жены, он быстро заводит любовницу. «Я мужчина, а ты не женщина, ты мне больше не готовишь, забыла про свои обязанности, забыла про своего мужа»,  — бросает Си Джей ошарашенной Саре, когда та узнает об измене.

Ее муж устал соревноваться с компанией мадам Уокер, устал от того, что не получает должного внимания и лавров, что не он принимает важные решения. На что Сара как бы говорит и себе, и мужу одновременно: «Не возвращайся к тому, что тебя сломило. Забирай свои вещи и уходи!»

Надо сказать, что впоследствии Си Джей очень пожалеет о своем решении, и судьба его сложится крайне неудачно: бизнес прогорит, с новой женой они быстро разведутся. Он будет просить о возвращении, обращаясь к Саре с горькими признаниями: «Годами мне не нравилось, что меня звали «мистер Мадам Си Джей Уокер», но оказалось, что не быть твоим мужем еще хуже». Но будет уже поздно.

«Я хочу, чтобы мой бизнес был как у Карнеги, Форда и Рокфеллера вместе взятых»

Сара не только разрушает представление о месте женщины в обществе и семье темнокожей Америки начала прошлого века, но и борется с объективизацией женщин, а также с предрассудками, что чем светлее кожа у «цветных» женщин, тем якобы лучше. Она решительно отказывается от того, чтобы ее продукцию представляли европеизированные светлокожие метиски, и ставит на упаковки косметики свой портрет.

Многосерийный фильм, сделанный по заказу Netflix, основан на книге «В своей стихии», написанной прапраправнучкой Сары Алейлой Бандлз. Без сомнения, идеализированный и подогнанный под рамки киносценария, образ Мадам Уокер, тем не менее, подкупает искренностью и страстностью в отношении к своему делу и к правам темнокожих женщин.

 

У Сары свой подход к тому, как нужно вести дела и руководить бизнесом. В фильме есть небольшой, но яркий эпизод: добившись успеха, бизнесвумен поселилась в поместье по соседству с Рокфеллером и однажды случайно встретила его в парке, когда торговые представители устроили забастовку перед ее домом из-за непопулярного решения, которая Сара хотела принять, расширяя свой бизнес. Рокфеллер дает ей простой совет: уволить всех, кто не согласен с ее действиями, — ведь добиться успеха можно только без оглядки на чужое мнение. Мадам Си Джей возвращается в дом и… соглашается с требованиями протестующих. Она говорит, как любит их и как ценит их вклад в общее дело. Эта небольшая сцена очень много говорит и о самой героине, и о разнице в управлении и подходах к подчиненным — в женском и мужском воплощении.

В средстве для волос Сара видит возможности для эмансипации женщин, для их выхода за рамки семьи и тяжелого малооплачиваемого труда. Она хочет, чтобы темнокожие женщины, которые приходят к ней за услугами или за работой, изменили свою жизнь и мир вокруг. И то, как широко она мыслит, как не боится выражать самые, казалось бы, неправдоподобные мечты и идеи — залог успеха и секрет того, как Мадам Си Джей Уокер смогла построить свою империю и изменить мир, в котором жила. Ведь на вопрос о том, как далеко она хочет пойти, она всегда отвечала: «Я хочу, чтобы мой бизнес был как у Карнеги, Форда и Рокфеллера вместе взятых».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+