2+2. Как выпускницы мехмата сделали учебное приложение для детей и покорили азиатский рынок
Александра Казило и Наталья Перельдик, кажется, знают друг друга всю сознательную жизнь: учились в московской 57-й школе, с 9-го класса сидели за одной партой, ездили автостопом по Европе. Потом вместе поступили на мехмат МГУ. После окончания университета их пути разошлись: Александра стала дизайнером в BBDO, а Наталья сделала карьеру трейдера в «ВТБ Капитал». Когда появились и немного подросли дети, девушки захотели поделиться с ними своей любовью к математике, так родилась идея сделать приложение для дошкольников Funexpected Math.
Международный запуск приложения состоялся в сентябре 2019 года, за это время его скачали 60 000 раз. App Store включил продукт в списки «Best Apps for Kids» более чем в 30 странах, «Best of September» в Китае, Тайване и Гонконге, «New Apps We Love» в Ирландии и Британии. Как за такой короткий срок приложению удалось взлететь и почему математика необходима каждому, в интервью Forbes Woman рассказали основательницы приложения.
Как пришла идея стартапа?
Александра: Мы обе с детства любим математику. Наверняка в этом на нас повлияли родители. И мы, конечно, хотели передать эту любовь собственным детям. В свое время на меня произвела очень сильное впечатление книга Александра Звонкина «Малыши и математика», в которой описан год из жизни математического кружка, который автор сделал для своих детей и их друзей. Там здорово описано, как рождаются идеи, сам процесс эксперимента, детского размышления, как в игре дети могут понять даже очень сложные вещи. Книга оказалась настолько близка мне по духу, что когда Наташин сын стал проявлять большой интерес к математике, я подарила ее ей.
Наталья: Мне книга очень понравилась. Мы поняли, что хочется что-то подобное, но в цифре. Приложений по математике для дошкольников много, но сосредоточены они в основном на умении считать и числах, а нам хотелось показать классные геометрические конструкции, научить логически рассуждать, видеть общее, экспериментировать с решениями, строить алгоритмы и много чего еще. Мы поискали такое приложение, чтобы поставить детям, но найти оказалось сложно. Так появилась идея самим его создать. Был 2017 год, я опять была в декрете, мы встречались в кафе рядом с Сашиной работой и обсуждали нашу идею. Тогда мы еще ничего не знали об игровой индустрии, не понимали, с чего начинать и как сделать приложение.
Александра: Зато мы понимали, что именно хотим сделать и что это нужно в первую очередь нашим собственным детям. Хотелось создать среду, в которой ребенок в процессе игры и незаметно для себя сможет учиться решать непростые задачи. Чтобы математические понятия были «вшиты» в саму механику игры и дети знакомились бы с ними естественно, в процессе эксперимента. Это похоже на то, как дети учатся говорить, просто находясь в языковой среде. Современные исследования показывают, что уровень развития математических навыков к возрасту пяти-шести лет точнее всего предсказывает дальнейшие успехи в школе и дальше. Funexpected Math — это игровая платформа, которая помогает детям развивать логику, пространственное и алгоритмическое мышление и, конечно, арифметические навыки в дошкольном возрасте.
Ваш продукт направлен на борьбу с математической тревожностью у детей. Многие даже не знают, что это такое. Почему вы решили взяться за решение этой проблемы?
Наталья: Термин «математическая тревожность» более устоявшийся для западного мира. Но если нет термина, это не говорит о том, что нет проблемы. Многие родители сталкиваются с тем, что маленькие дети боятся математики и испытывают негативные эмоции. Нередко это передается от самих взрослых. Наверняка вы слышали что-то вроде «Я гуманитарий, математика — не мое». Это защитный барьер.
Люди воспринимают математику как набор формул. А если ты забыл формулу, то ты ничего не знаешь. Но математика — это вообще не про формулы, а про идеи. Математические способности есть у каждого, надо просто не бояться их развивать. Откровенно говоря, очень многие взрослые некомфортно себя чувствуют с математикой. Как тогда они могут передать любовь или понимание предмета своим детям?
Все дело в страхе?
Александра: Страх блокирует ваши возможности. Если еще пару веков назад далеко не все умели читать, то теперь это является нормой, необходимым умением в современном мире. Никто сегодня не будет ставить под сомнения собственные способности и говорить, что букварь — это слишком сложно. Математические знания на базовом уровне помогают всем. Включить пространственное воображение и сориентироваться на карте, посчитать ипотеку и процент по вкладу, да просто логически мыслить способен каждый.
Где вы взяли первоначальный капитал?
Наталья: У нас были какие-то сбережения. Плюс помогли друзья и семья. До мирового запуска в сентябре этого года в продукт было вложено около $150 000. Наверняка можно было дешевле, но у нас не было опыта, что отразилось на бюджете. Сегодня, набив шишки, мы производим контент намного дешевле. Наши пробы и ошибки стоили нам денег.
Кто и за что отвечает в команде?
Наталья: Мы обе много занимаемся математической составляющей, придумываем механики и игры, общаемся с учителями, учеными в сфере математического образования и методистами. Я — CEO компании, больше занимаюсь маркетингом, документами, бухгалтерией. Александра отвечает за всю визуальную составляющую, придумывает новые форматы.
Как вы нанимали команду?
Наталья: Найти хороших специалистов в стартап двух молодых мам, которые ничего не смыслят в ИТ, было непросто. Все нам говорили, что среди миллиона приложений нас просто не заметят. Хороших разработчиков хотят все, и мы пытались сделать все, чтобы один из них выбрал нас. Спрашивали и у знакомых, и хедхантеров. В результате нам просто повезло. К нам присоединились сразу и разработчик, и аниматор.
Пробный запуск был в январе 2019 года. Расскажите про то, как все начиналось
Александра: Предзапуск — это очень стандартная вещь. После того как написан первый вариант игры, его тестируют в двух-трех странах, чтобы понять, как ведет себя пользователь, как улучшить продукт, какие маркетинговые каналы работают. У нас была Ирландия и Канада. Ирландский рынок оказался слишком маленьким, выбрали мы его тоже во многом из-за нашей неопытности. Позже мы открылись в России.
А сейчас в скольких странах пользуются вашим приложением?
На данный момент более 60 стран.
В сентябре вы вышли на глобальный рынок. Популярным приложение стало в Азии, в первую очередь в Китае. Как вы думаете, почему?
Наталья: У них математика считается очень важным навыком для детей. В Европе, например, больше внимания уделяется эмоциональному интеллекту, развитие математических навыков отходит на второй план.
В Азии другая система образования и воспитания. Насколько важна математика, заметно и по успехам на международных олимпиадах, где китайцы занимают лидирующие позиции.
Помог и App store, который очень позитивно отнесся к нашему продукту и стал продвигать нас на азиатском рынке как лучшее приложение, так оно попало в списки «Best of September» в Китае, Тайване и Гонконге, «Best of October» в Южной Корее. Это взаимовыгодное сотрудничество, Apple хочет видеть у себя хороший продукт.
Кстати, в России к нам тоже очень позитивно отнеслись, у нас сильные традиции математического образования. С момента мирового запуска у нас более 60 000 скачиваний, на Азию приходится 60%, на Америку — 20%, на Россию — 15%.
А как вы адаптируете приложение под аудиторию?
Александра: Когда мы работаем над играми, мы стараемся сделать так, чтобы ребенку сразу было понятно, как играть и не требовалось много объяснений. Приложение рассчитано на нечитающих детей. Но тем не менее в приложении есть и текст, и аудио. Мы локализуем их на разные языки. Текст в приложении на самом деле для родителей, чтобы в случае каких-то затруднений у ребенка ему помогли.
C точки зрения адаптации приложения под конкретного ребенка — сложность задач подстраивается под ребенка по результатам его игры. Одна из задач — сделать так, чтобы родитель мог завести разные аккаунты для разных детей. Ведь уровень сложности для трехлетнего и шестилетнего ребенка совершенно разный.
Вы нацелены на довольно узкую категорию детей от трех до семи лет. При этом ВОЗ рекомендует детям дошкольного возраста как можно меньше времени проводить перед экраном. Сколько в день нужно пользоваться вашим приложением, чтобы был какой-то прогресс?
Наталья: 15 минут в день вполне достаточно. Здесь важно не количество, а качество. Можно 15 минут «мочить» монстров, а можно над чем-то подумать. Мозг так устроен, что ему нужно сконцентрироваться на чем-то, а потом необходимо время на обработку информации. Поэтому, задумавшись над какой-то новой задачкой в течение совсем небольшого времени, ребенок может идти играть, его мозг все равно будет продолжать работать. Многие родители хотят получить от ребенка сразу правильный ответ, но ответ как раз не так важен, ребенка может осенить и через две недели. Развиваться скачками совершенно нормально.
С какими трудностями вы столкнулись на запуске?
Наталья: Самое сложное, что мы не знаем культуру страны, куда приходим. Например, у нас в России активно обсуждается подготовка к школе, родителей она очень сильно волнует. Во Франции нет такой проблемы у родителей, считается, что этим полностью занимается сад. В Европе и США большое внимание уделяется тому, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса обучения. В Азии этому меньше уделяют внимание, на первый план выходят другие вещи.
Да даже в мелочах, в интерфейсе. У нас красный цвет имеет скорее негативный смысл, например, неправильный ответ. В Китае, наоборот, красный ассоциируется с хорошим.
Александра: Некоторые вещи зашиты даже в сам язык. Например, названия числительных в итальянском и немецком языке строятся по-разному: у итальянцев (как и у русских) порядок повторяет арабскую запись чисел (23 — двадцать три), а у немцев порядок обратный (то есть три и двадцать). В результате немецким детям сложнее дается сложение двузначных чисел в уме, чем итальянским. Слова, которыми в корейском языке обозначаются части целого, помогают носителям языка легче усваивать дроби, чем, например, англоговорящим.
Какие у вас планы?
Наталья: Мы хотим развивать продукт, учитывая последние научные исследования, сотрудничать с учеными и преподавателями по всему миру. Например, мы начинаем совместную работу с Университетским колледжем Лондона. Также мы стали сотрудничать с Дором Абрахамсоном, профессором когнитивных наук Калифорнийского университета в Беркли. Он занимается очень интересной областью — обучение детей математике через осязание и крупную моторику.
Александра: Также разрабатываем новые форматы внутри приложения. Очень хотим привлечь к работе над приложением и русских преподавателей. И, конечно, сейчас мы занимаемся продвижением. Хотим, чтобы родители о нас узнали. Пока наших вложений в маркетинг достаточно для привлечения аудитории, но, как только начнем масштабироваться, мы будем готовы привлекать инвестиции.