Когда в начале 2018 года Реджина Кинг появилась на сцене в ходе церемонии награждения «Золотой глобус», чтобы получить премию за лучшую женскую роль второго плана, актриса не ограничилась простыми словами благодарности. Она отвлеклась от своей награды и решила поднять вопрос на злобу дня — о борьбе за абсолютное равенство возможностей между мужчинами и женщинами в Голливуде и в любой другой сфере вообще.
«Я понимаю, что теперь могу влиять на ситуацию. Мы здесь также собрались с еще одной целью: сделать мир лучше для тех, кто ни на что повлиять не может. Настал мой черед заявить о себе и использовать свой авторитет во благо остальных. В нашем деле нельзя быть просто актером», — заявила тогда Кинг.
Несколько месяцев спустя, в сентябре, выступая с речью на церемонии награждения «Эмми» похожие соображения о расовом и гендерном равенстве высказала актриса Мишель Уильямс: «В следующий раз, когда женщина, — а особенно небелая, ведь на каждый доллар, заработанный белым мужчиной, она зарабатывает 52 цента, — говорит вам о том, что ей нужно для успешного выполнения работы, прислушайтесь к ней и поверьте».
За прошедший год на волне популярности начавшейся в 2018-м кампании #TimesUp женщины в индустрии развлечений выступают с подобными призывами все чаще и чаще. Это понимают все, от ведущих местных новостей до тех, кому приходится жить в Голливуде под вспышками камер папарацци, — и без репетиций играют важную роль в происходящих переменах, а также в формировании повестки дня.
Фатима Госс Грейвс, президент и генеральный директор Национального центра юридической помощи женщинам (National Women’s Law Center), говорит о «появлении правозащитного движения за равенство полов, стимулирующего изменения в образовании, искусстве, бизнесе и политике».
Что касается новых общественных движений и инициатив, год действительно выдался крайне насыщенным. Темнокожие женщины Голливуда формируют для поддержки нового поколения творческих личностей негласные круги наставничества. В мае олимпийская медалистка Эллисон Феликс рассказала миру о том, насколько мала помощь со стороны Nike беременным спортсменкам. Бренд уже начал решать вопрос и пересмотрел политику декретных отпусков, отменив штрафы и расширив социальный пакет. В качестве одного из самых свежих примеров можно привести интернет-кампанию #MeTooVoter (англ. «я тоже голосую»), запущенную в прошлом месяце основательницей проекта #MeToo Тараной Берк вместе с такими правозащитными организациями, как Национальный центр юридической помощи женщинам (National Women’s Law Center), Национальный альянс домашних работников (National Domestic Workers Alliance) и «Справедливость для женщин-мигрантов» (Justice for Migrant Women). Новую кампанию поддержали знаменитости вроде Саманты Би и Алиссы Милано. Цель инициативы — призвать избранных лидеров вести политику по искоренению сексуальных домогательств и насилия, в то время как избиратели привлекаются к контролю проводимой работы.
Во многих случаях активизм принимал очень волнующие обороты. В декабре, например, актриса Габриэль Юнион покинула телешоу America’s Got Talent, как поговаривают, из-за «слишком африканской прически». Из заголовков новостей тема превратилась в предмет широкого обсуждения касательно дискриминации из-за кудрявых волос и того, насколько важно принимать свои природные особенности. Джейн Фонда, актриса и соосновательница Женского медиацентра (Women’s Media Center), в сентябре переехала в Вашингтон, чтобы сосредоточиться на борьбе с глобальным потеплением. Многие свои протесты на Капитолийском холме она заканчивала в наручниках. Будучи арестованной, она даже приняла награду от Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA). В июне актриса, писательница и телеведущая Бизи Филиппс давала показания в Конгрессе против запрета абортов в Луизиане и ряде других штатов и рассказала о собственном опыте аборта в возрасте 15 лет.
Филиппс поделилась с Forbes: «Сейчас не время молчать и сидеть сложа руки. В наше время и в нашей политической обстановке все больше артистов считают необходимым участвовать в общественной жизни, а не оставаться в стороне из страха потерять работу или нарваться на чью-то месть».
Для актрисы и танцовщицы Дженны Деван, которая в этом году пережила громкий развод, пользоваться своим влиянием — значит не обвешивать себя ярлыками и учить этому остальных. В новой книге «Изящная ты: как жить лучшей жизнью каждый день» она объясняет, как ей удалось услышать свой внутренний голос в индустрии, подгоняющей всех под один шаблон.
Деван подчеркивает: «Вот-вот настанет время, когда на пути к успеху женщины смогут, наконец, быть кем только захотят и перестанут притворяться кем-то другим».
В апреле теннисистка Серена Уильямс объявила об учреждении собственного венчурного фонда Serena Ventures, который будет инвестировать на ранних этапах развития в компании, возглавляемые женщинами и темнокожим населением. На данный момент фонд профинансировал более 30 стартапов. На конференции Forbes «30 до 30» в 2019 году актриса София Буш рассказывала публике об инклюзивном салоне красоты Detroit Blows, который она основала вместе с Нией Бэттс. Благотворительное подразделение компании, Detroit Grows, инвестирует в женское предпринимательство.
«В нашем салоне рядом сидят женщины, которые исторически вместе в одном салоне никогда не сидели. Мы создаем среду, где нет разделения по статусу или каким-либо другим признакам. Для нас это важнее всего», — объясняет Буш.
Несмотря на то, что к концу прошлого года тенденция набрала нешуточные обороты, в 2020-м предстоит преодолеть целый ряд новых препятствий и вызовов, не говоря уже о президентской гонке, в ходе которой мы еще не раз услышим о самых громких персоналиях Голливуда. В частности, предстоящей весной Бизи Филиппс готовится выступить на слушании Верховного суда США в Луизиане по новому закону, который обязывает закрывать клиники, где делают аборты. Но ни сама актриса, ни ее коллеги впредь молчать не намерены, после того как заявили о своих взглядах.
«Мы нацелены на победу, но она придет не сразу, — признает Филиппс. — Необходимо учитывать и принимать во внимание то, что ключевым аспектом будет упорство. Именно благодаря ему станут возможны перемены на благо всех женщин».
Перевод Антона Бундина