«Деньги не имеют для меня никакого смысла, если я не получаю удовольствия от работы». Карьерные советы президента Microsoft
Кристина Тихонова — спикер первого международного форума Forbes Woman Day о гендерном равенстве в бизнесе, политике, обществе, мире.
Кристина Тихонова родилась на Украине. Когда девочке было три года, семья переехала в Таджикистан, а после — в Сибирь. Отец — физик-ядерщик, а мать — учитель русского языка и литературы.
Школу окончила в Саяногорске — в 1993 году это была единственная золотая медаль в городе. Чем заниматься после школы, Тихонова не представляла. «Последний учебный год для меня был полон метаний. Я даже думала стать геологом, сидеть у костра и петь песни по вечерам, все это мне представлялось в романтическом ключе», — вспоминает она. Родители настояли на том, что нужна «нормальная профессия, которая будет приносить деньги», поэтому она поехала поступать в Финансово-экономический университет (ФИНЭК) в Санкт-Петербург. Для поступления на факультет финансовых, кредитных и международных экономических отношений ей было достаточно сдать математику, с которой, по словам Тихоновой, у нее никогда не было проблем. После окончания университета в 1998 году она прошла конкурс в одну из компаний «большой четверки», а затем перешла к одному из клиентов — Mitsui and Co. (Япония), офис которого помогала открывать. Поскольку компания в то время выводила на российский рынок высокие технологии своего партнера NEC, Кристина быстро поняла, что технологии и то, как они меняют жизнь люде, — это по-настоящему интересно. В 2005 году ее пригласили в Nokia Networks, где Кристина проработала более 10 лет и прошла путь до генерального директора, а затем, добившись роста бизнеса и повышения России до статуса региона Восточная Европа, возглавила его. Занимала управленческие позиции в таких компаниях, как VEON, ESW Capital. С 15 марта является генеральным директором «Microsoft Россия».
Кто ответственен за вашу карьеру?
Самое главное, с чего должен начать каждый человек, — осмыслить свою жизненную позицию, задать себе вопрос: кто ответственен за ваше развитие и за вашу карьеру?
Берете ли вы ответственность за свою карьеру или перекладываете ее на начальника, коллег или же семью, которая якобы вам мешает? Можно иметь 10 менторов, но они вам не помогут, если вы сами не захотите получить пользу. Понимать, что именно вы сами, а не кто-то другой, ответственны за свое развитие и карьеру, — это фундаментальный и основополагающий принцип.
Что первично?
Часто люди гонятся за должностью, но не думают об опыте, который могут получить. Конечно, нужно ставить долгосрочные цели, понимать, кем вы хотите стать и куда двигаться дальше в перспективе. Но при этом нельзя привязываться к карьерным целям как к финальной точке — скорее продвижение по службе является естественным следствием того опыта, который вы получаете, и успехов, которых вы добиваетесь. Фокусируйтесь на том, что вы делаете в настоящем, и добивайтесь результатов, потому что тогда вас точно заметят.
Охота к перемене мест
У всех разные карьерные стратегии. Моя заключается в том, чтобы максимально получать опыт в той компании, в которой вы находитесь, до тех пор, пока это возможно. Бессмысленно прыгать с места на место, пока есть возможность развиваться там, где вас уже знают и где вам не нужно тратить время на онбординг. Сегодня многие молодые люди меняют место работы каждые полгода-год, вне зависимости от того, каких результатов они достигли. Им предложили более высокую зарплату и должность — и они уходят. В такой ситуации человек фокусируется на карьерном росте и не выстраивает свою карьеру на основании прочного фундамента из опыта и своих профессиональных достижений.
Не бойтесь вызовов
В любой ситуации, даже в условиях неопределенности, есть решение. Просто не всегда мы это решение видим — и тут важно понимать, что то, что мы его не видим в данный момент, не означает, что его нет. Но если верить, не бояться, экспериментировать, то рано или поздно методом итераций, проб и ошибок вы это решение найдете. Если руководитель умеет действовать только по шаблону, то он первый кандидат на замену искусственным интеллектом. Еще одна ловушка отсутствия вызовов — это попадание в зону комфорта, и если это происходит с руководителем, то и вся организация впадает в стагнацию. В английском языке есть такой термин complacency (приятная самоудовлетворенность). Мне кажется, что эта complacency — враг развития.
Вовремя почувствовать потолок
В 2005 году я переехала из Санкт-Петербурга в Москву. На одном из совещаний я заметила, что начальник, приехавший из японского офиса, во время моего выступления просто смотрел в стену и делал вид, что меня не существует. В тот момент я поняла, как себя чувствуют женщины в Японии. Тогда же я поняла, что дальнейшего карьерного роста в японской компании NEC Corporation у меня не будет — это потолок (на тот момент я уже была аккаунт-директором, что было практически невероятно для моих японских женщин-коллег, которые по уставу компании не могли в Японии занимать должность выше ассистента). В японских компаниях с большой историей пока сохраняется довольно традиционная культура: если посмотреть на гендерное распределение, то количество женщин на руководящих позициях там составляет всего 5%. Глобально по миру — 24%.
Не переламывайте себя
Иногда культура просто не совместима с вашими ценностями. Для меня имеет огромное значение, какая культура в компании, какие ценности. У меня был один короткий, но очень интересный опыт работы в полностью виртуальной американской компании ESW Capital. Там я получила ценный для себя урок: если ценности компании не совпадают с вашими личными, то лучше не переламывать себя. В фирме был механистический подход к управлению людьми, отсутствовало понимание ценности человеческого капитала, креативности. В качестве примера одной из таких менеджерских практик: составлялся рейтинг каждого сотрудника по еженедельным показателям, на основании которого менеджер должен был увольнять сотрудников с низким рейтингом и нанимать новых. С моими принципами это никак не резонирует, потому что я верю в человеческий потенциал. Людям нужно создавать комфортную, безопасную среду, и тогда они могут генерировать идеи и достигать своего максимума. Сотрудники не должны жить в постоянном страхе, что их скоро уволят. Я не могла идти на компромисс сама с собой и поняла, что деньги не имеют для меня никакого смысла, если я не получаю удовольствия от работы.
Сохраняйте свою индивидуальность
Важно быть настоящей, не притворяться кем-то другим. Многие пытаются надеть маску, потому что стесняются быть собой. Но именно когда люди являются самими собой, они нравятся окружающим. Тем не менее на начальном этапе карьеры важно иметь ролевые модели. Для женщин их очень не хватает. За 22 года у меня было 16 руководителей, из них только одна женщина — Эрика Эрдош. Именно она стала для меня определенным образцом поведения. Мужчина-руководитель, какой бы он ни был прекрасный, не может быть ролевой моделью для женщины. Например, если в какой-то сложной ситуации мужчина взял сигару и задумчиво закурил, то для меня такое поведение будет просто противоестественным. Сейчас есть интернет, YouTube, и можно видеть множество примеров прекрасных женщин. Ориентируясь на успешных людей в вашей среде, вы как художник, который поначалу копирует технику других мастеров, со временем вырабатываете свой собственный неповторимый стиль.
Только являясь самим собой, вы генерируете максимум энергии и способны заряжать людей. Уровень энергии — это ключевой показатель для руководителя после эмоционального интеллекта. Сегодня для меня такой ролевой моделью является финансовый директор Microsoft Эми Худ. Она очень позитивная, энергичная и при этом прямолинейная.
Живите полной жизнью
Существует миф, что женщине нужно выбирать между семьей и работой. Многие говорят: «Мне пришлось выбрать семью», подразумевая, что это помешало им сделать карьеру, которую они бы хотели сделать. Я в такие моменты думаю: «А я тоже выбрала семью, но при этом я выбрала и работу, и хобби». Поэтому если человеку действительно интересно развиваться и делать карьеру, такой аргумент приводить просто стыдно, потому что есть масса примеров женщин, которые все это прекрасно совмещают. У нас с мужем трое детей, при этом я 12 лет занимаюсь йогой, бегаю, занимаюсь вокалом. Другое дело, когда человек и не хотел бы делать карьеру — тоже нормально, просто не надо этого стесняться, мы все разные. В любом случае для меня жить полноценной жизнью — значит брать энергию из всех возможных сфер, тогда вы сможете ей делиться.
Начните с себя
Если вы хотите выстроить доверие в команде и чувствуете, что вам его не хватает, вы должны начать доверять первыми. Это сложно, но это единственный путь что-то изменить. Люди так устроены, что хотят, чтобы изменился кто-то другой — муж, жена, подчиненные, начальник. Но единственное, на что мы реально можем повлиять, это на нас самих — свои собственные установки и поведение, как следствие этого меняется окружающая действительность. Для меня это всегда работало.
Забудьте о мультизадачности
Во всем важна концентрация. Я стараюсь не увлекаться многозадачностью. Если я буду разговаривать с человеком и одновременно писать сообщение, то польза от такого общения что для меня, что для этого человека будет минимальна.
Многие говорят: «Мне не хватает общения с семьей». Но здесь важнее качество, а не количество. Если вы проведете три часа сидя рядом с ребенком на диване и смотря телевизор, то качество такого общения практически нулевое. Лучше провести час за разговором, когда ничто другое не имеет для вас значение, не отвлекаясь ни на какие внешние факторы.
Главная задача руководителя — растить людей
Если вы хотите, чтобы сотрудники вас поддерживали, то они должны чувствовать, что и вы их поддерживаете в первую очередь. Я, как руководитель, стремлюсь к тому, чтобы у меня были сильные преемники. Чтобы люди через пару лет были готовы занять мое место. С одной стороны, так компания сможет мне предложить сделать следующий шаг, потому что я уже вырастила себе замену, с другой — людям будет интересно работать, потому что у них есть осязаемая перспектива. Как говорил один из моих руководителей: «Я должен работать над тем, чтобы сделать себя ненужным». Такая модель работает как для вас, так и для ваших сотрудников.