К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Полный пенсион: как петербурженка открыла сеть бесплатных кафе для пожилых людей

Фото DR
Фото DR
Александра Синяк открыла ресторан чешской кухни, но не смогла заставить себя брать деньги с пожилых посетителей. Теперь вместо традиционного ресторанного бизнеса у нее сеть благотворительных кафе, которые ежедневно кормят более 1,5 тыс. пенсионеров

По специальности Александра Синяк — актриса драматического театра и кино, но ни в театре, ни в кино ей поработать не удалось. В 2013 году, на последнем курсе факультета театрального искусства Балтийского института иностранных языков и межкультурного сотрудничества, она родила дочь — на 28-й неделе, весом чуть больше килограмма. Врачи давали мрачный прогноз: если не начать реабилитацию, девочка не сможет ни ходить, ни видеть. Зарабатывать нужно было сразу — о театральной карьере и речи быть не могло. Первым бизнесом Синяк стала компания «Лимовояж», которая занималась организацией вечеринок на лимузине. Каждое мероприятие приносило ей до 15 000 рублей чистой выручки, проводить их удавалось по два-три в неделю. Больших первоначальных инвестиций этот проект не потребовал: лимузин брали в аренду, а в штате работал один-единственный человек — сама Синяк, которая совмещала роли ведущей и бармена. Этим бизнесом она занималась год, а потом уже раскрученным проектом стала управлять ее команда (сейчас это ведущий, бармен и фотограф), Синяк лишь получает 15% от стоимости каждого мероприятия.

Ресторанная жизнь

В 2014 году Синяк позвали на должность арт-директора в клуб Red Club, и через три месяца она стала генеральным директором. Клуб успешно развивался, каждый вечер полная посадка. И вдруг 31 декабря, когда все столики были забронированы, вот-вот должны были прийти гости, в клубе выключили свет. «Я звоню в управляющую компанию и слышу: «Александра, у клуба долг по коммунальным услугам 3,5 млн рублей», — вспоминает Синяк. — Это был мой просчет — согласившись стать генеральным директором, я не проверила документы, полностью доверилась менеджерам клуба». Следующие полгода все, что зарабатывал клуб, шло в счет погашения долга. В какой-то момент денег все равно не хватило, и в 2015 году проект пришлось закрыть, Синяк лишилась работы.

Следующий ресторанный опыт тоже закончился печально. Вместе с приятелем Синяк взяла в аренду новое кафе, вывела его на окупаемость и в момент, когда заведение должно было начать приносить прибыль, она попросила мужа оставить работу и помочь ей в новом деле. Муж откликнулся на просьбу, но очень скоро между ним и арендодателем произошла ссора — из-за ревности, и супруги снова остались без средств к существованию. На тот момент реабилитация дочери стоила 2500 рублей в день, нужно было быстро что-то предпринимать. Синяк вместе с мужем начала работать в такси, получая 7000-8000 рублей в день, а параллельно они развивали пивные магазины под брендом «В гостях у Синяка». «Мы договаривались с собственниками, которым трудно было сдать площади в аренду, что за месяц-два делаем в помещении ремонт, раскручиваем его как пивную точку и продаем уже готовый бизнес за 150 000-200 000 рублей, — рассказывает Синяк. — Выгода арендодателя была в том, что он потом получал арендаторов за 30 000 рублей в месяц». Так супруги открыли в Петербурге четыре точки, которые работают и сейчас, правда, каждая — уже под другим названием.

 

Пусть дедушка поест бесплатно

В январе 2017 года Александра Синяк и Евгений Гершевич затеяли новый проект. Они взяли в аренду кафе «Чешский домик». Как выяснилось позже, снова с задолженностью по коммунальным услугам. Правда, речь уже шла не о миллионах: выплатить нужно было 360 0000 рублей, на что у супругов-предпринимателей ушло полгода. «Два раза — на одни и те же грабли, и снова — из-за доверчивости», — признает Синяк. Как только долг погасили, вздохнули — теперь можно работать на себя. Но все снова изменилось, когда в кафе зашел дедушка и заказал бизнес-ланч. Брать с него деньги было неудобно, и муж с женой, посоветовавшись, решили сказать ему, что у них акция: всем пенсионерам обеды бесплатно. Пожилой человек обрадовался и начал приходить каждый день. Правда, все-таки пытался оплатить обеды — оставлял по 200 рублей, но ему напоминали об акции, и он уходил довольный. История продолжалась до тех пор, пока Евгений Гершевич, который работал в кафе официантом, не сломал ногу и не попал в больницу. В тот день его замещала девушка — об «акции» она ничего не знала и взяла с пенсионера деньги. С тех пор тот больше не приходил в кафе, а предприниматели схватились за голову: ситуацию надо было как-то исправлять. Решили повесить на двери кафе объявление: «С 12:00 до 16:00 ресторан приглашает малообеспеченных людей пенсионного возраста и ветеранов на бесплатные обеды». Надеялись, придут те, кто проживает по соседству, и среди них будет тот самый дедушка. Настрой был самый оптимистичный. Казалось, на бизнесе бесплатные обеды для нескольких пенсионеров не сильно скажутся: много ли надо пожилому человеку — тарелка супа, второе и компот. Себестоимость такого обеда составляла 80 рублей. Но иллюзии разрушились, как только Синяк рассказала об акции на своей странице «В Контакте». На следующее утро она увидела, что ее объявление перепостили 10 0000 раз. В первый день, а это было 21 ноября 2017 года, в кафе пришла одна бабушка. На следующий день — она же, но уже с подружкой. На третий день бабушек было четыре, а дальше число желающих пообедать в «Чешском домике» росло в геометрической прогрессии: через шесть дней посетителей-пенсионеров стало 32. Бабушки и дедушки приезжали со всех районов Петербурга, и в декабре, то есть через месяц после запуска акции, в день кафе готовило обед на 250 пенсионеров.

Без учета этих расходов ресторан каждый месяц должен был платить 70 000 рублей за аренду, 35 000 рублей — за коммунальные услуги, и еще 100 000 рублей составляла зарплата двух поваров и бухгалтера. Поток пенсионеров рос день ото дня, а посадочных мест было всего 30. Обычные посетители перестали ходить в кафе на бизнес-ланчи, так как места в нем были всегда заняты.

 
Фото DR

Помощь из ниоткуда

Супруги стали брать банковские кредиты — один на сумму 800 000 рублей был оформлен на мужа, другой — на друзей. Последним даже пришлось пообещать отдать собственную квартиру — на тот случай, если проект провалится, и Синяк и Гершевич не смогут погасить заем.

Однажды в кафе позвонил менеджер компании Romaxfood (поставщик продуктов в ресторанную отрасль) и предложил грузовик продуктов: их хватило на три дня. Тогда Синяк решила просить «народной» помощи: разместила «В Контакте» объявление и оставила номер своей банковской карты. Люди начали помогать — на карту приходило по 3000-4000 рублей в неделю, хотя ситуацию это не спасало.

Однажды повар вышел в зал и объявил, что обеды готовить не из чего. Синяк в отчаянии подняла руки и произнесла: «Ну что я делаю не так? Дайте мне кто-нибудь 20 килограммов курицы, и я подумаю, что делать дальше».

 

Вскоре открылась дверь кафе, на пороге появился мужчина. «Где я могу найти Синяк? — спросил он. — Я привез 20 килограммов курицы».

Переломный момент

В августе 2018 года кафе было решено закрыть — бабушки возвращались с дач, в кафе их приходило все больше и больше. Пенсионеры звонили и спрашивали, продолжает ли «Чешский домик» давать бесплатные обеды. За последние дни августа Синяк и ее подчиненные получили до 400 таких звонков. Стало ясно, что если придет ровно такое же количество человек, кафе их просто физически не вместит. Пришлось экстренно искать новое помещение, им стало соседнее здание площадью 110 кв. м, почти в два раза больше «Чешского домика». Раньше в здании располагалась шиномонтажная мастерская, то есть кроме стен в помещении ничего не было — ни кухни, ни даже туалета. Новый ресторан пришлось строить с нуля и снова просить о помощи людей в интернете. Желающих оказалось много — заведение, которое получило название «Добродомик», было построено за 55 дней. На открытие пришло 336 человек. После этого события еще больше людей узнали об акции, каждый день в «Добродомик» приезжали новые посетители. Денег на еду не хватало.

Через три недели после открытия нового кафе наступил переломный момент — о Синяк и ее проекте сняли ролик для одного из каналов на YouTube. После этого деньги благотворителей на карту начали поступать практически каждую минуту. К тому времени у супругов накопились долги перед партнерами — около 200 000 рублей. Благодаря пожертвованиям рассчитаться с ними удалось за один день. А с некоторыми поставщиками, например с Romaxfood, предприниматели продолжили сотрудничать, договорившись о покупке продуктов с 20-процентной скидкой и с отсрочкой платежа на несколько месяцев.

Сейчас в новом кафе 50 посадочных мест, за день удается накормить 600-700 пенсионеров. Себестоимость одного обеда снизилась до 55 рублей, а от благотворителей в неделю поступает около 100 000 рублей.

Дорогое удовольствие

Проект уникальный, признают рестораторы, но заниматься подобной благотворительностью — дорогое удовольствие. «Риски у такого ресторана огромные, — говорит основатель ресторанов «Мясо&Рыба» Сергей Миронов. — Он убыточен по целому ряду причин. Во-первых, деньги идут на благотворительность. Во-вторых, ресторан «тратит» свои посадочные места. И в-третьих, заведение, где кормят малоимущих, хуже привлекает обеспеченных гостей. К сожалению, определенные стереотипы в нашем обществе есть — вряд ли человек, услышав, что где-то кормят пенсионеров, захочет поесть именно в этом месте».

 

«Подобный проект лучше развивать в отдельно выделенном объекте, риски в этом случае минимальны, — прокомментировали в пресс-службе ГК «Шоколадница». —  Если же давать благотворительные обеды в уже работающем заведении, постоянного посетителя это может смутить — увидев вдруг большое количество людей, гость может подумать, что кафе сейчас закроется на спецобслуживание и он не успеет доесть свой обед».

Многие рестораторы так или иначе заняты благотворительностью, но не в такой степени, замечает Миронов. В частности, его компания делает проект для детских домов, причем региональных, так как московские, по его мнению, получают достаточную поддержку. Волонтеры привозят ребят из разных городов в Москву на соревнования, экскурсии и другие мероприятия, а ресторан организует для них обеды. В «Шоколаднице» также поддерживают детей — подростков с ограниченными возможностями и воспитанников интернатов. Для них компания устраивает бесплатные обеды и ужины в праздники — в День Победы, Рождество, День защиты детей и почти каждую неделю присоединяется к разного рода городским детским мероприятиям.

Добро в каждом городе

Идею бизнеса у Синяк пытались купить. После открытия «Добродомика» ей позвонили из одной петербургской компании и спросили, сколько нужно денег, чтобы создать сеть кафе для пенсионеров в Петербурге. Предпринимательница назвала сумму — 18 млн рублей. «Мы дадим вам эти деньги, но вы отстранитесь от проекта, передав его нам», — предложили ей. «С тех пор я начала скептически относиться ко всем бизнесменам, — рассказывает Синяк. – Поэтому, когда узнала, что со мной хочет встретиться певец и бизнесмен Эмин Агаларов, насторожилась. Впрочем, он сразу вызвал к себе доверие, поскольку много рассказывал про своего отца, и его желание помочь пожилым людям казалось искренним». «В прошлом году отец прислал мне видео об открытии «Добродомика» в Санкт-Петербурге, — рассказывает Агаларов. — Меня сразу тронула и заинтересовала эта идея. Я связался с создателями проекта, а затем, когда был с сольным концертом в Питере, заехал в кафе лично, все посмотрел. Это революционный проект и действительно необходимый для нашего общества».
Встреча с Агаларовым произошла в декабре 2018 года, а уже 22 октября этого года «Добродомик» открылся в Москве на его деньги. На этапе запуска бизнесмен вложил 10 млн рублей, а чтобы поддерживать работу заведения, он будет вкладывать в него 3,5 млн рублей ежемесячно. Площадь московского кафе составляет 211 кв. метров, в нем 69 посадочных мест, в день его посещает около 800 человек. «Следующий «Добродомик» мы планируем открыть в моем родном городе Баку», — говорит Агаларов.

Еще один «Добродомик» появился четыре месяца назад в Оренбурге — благодаря усилиям местной предпринимательницы. Формат сотрудничества Синяк называет «благотворительной франшизой» — без роялти и паушальных взносов. «Если человек в регионе хочет открыть кафе «Добродомик» в своем регионе, то мы рассказываем, какое нужно помещение, как найти поставщиков и сотрудников-волонтеров, помогаем в привлечении финансирования», — объясняет она. Синяк сама приезжала и в Москву, и в Оренбург, чтобы настроить работу местных заведений. Она надеется, что новые кафе будут появляться в разных городах и дальше финансирование обеспечат благотворители, которые перечисляют деньги в Фонд помощи пожилым людям «ДоброДомик» (его Александра Синяк создала вместе с мужем, чтобы развивать проект). Также любой человек, посетивший кафе утром или вечером, становится участником благотворительного проекта — все деньги, вырученные от заказов обычных посетителей, идут на организацию бесплатных обедов для пенсионеров. Правда, на платных завтраках, ужинах и вечерних банкетах пока пытаются зарабатывать только в Москве и Оренбурге, где средний чек в «Добродомиках» составляет 400 рублей. А вот в Петербурге, когда число пенсионеров достигло 700 человек в день, от коммерческих планов на время пришлось отказаться. «У нас по вечерам бабушки и дедушки поют, танцуют и проводят творческие вечера, — рассказывает Синяк. — Но вот-вот мы откроем новое, более просторное кафе и тоже начнем зарабатывать».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+