«Невозможно быть хорошей для всех»: карьерные советы главы Kraft Heinz Россия
Мэри Гукасян родилась в Ереване, в возрасте четырех лет переехала вместе с семьей в Краснодар, где жила в частном секторе. Мама — врач, папа — ювелир, половина города знала ее семью. В шестом классе Гукасян пошла в клуб интернациональной дружбы, который вела преподаватель английского языка. Эта встреча во многом определила ее судьбу. Учительница настолько понравилась школьнице, что девочка решила уйти в лицей, где работал преподаватель. У лицея был договор с Кубанским государственным университетом, согласно которому на факультет иностранных языков можно было поступить с одним экзаменом, поэтому выбор был предопределен. Но довольно быстро разочаровавшись в профессии преподавателя, Гукасян решила стать переводчиком, и перевелась на платное направление. Правда, примерить на себя роль учителя все-таки пришлось — на первой работе она преподавала бизнес-английский для секретарей-референтов. А позже и сама устроилась секретарем-референтом в компанию ALGRO, где прошла путь до заместителя директора филиала в Санкт-Петербурге. Северная столица закалила Гукасян: переехав в Санкт-Петербург в 25 лет, она сменила пять квартир, прежде чем найти подходящую, ночевала в офисе, вдобавок ее обокрали. В 2005 году она перешла работать в Nestle и перебралась в Москву. В 2013 году Гукасян пригласили в Danone в качестве управляющего директора дивизиона, в компании она доросла до позиции вице-президента по продажам. С 2016 года является генеральным директором Kraft Heinz Россия, в ее подчинении 1120 человек.
1. Будьте готовы к последствиям своих решений
Я училась на платной специальности, модной по тем временам. На четвертом курсе меня отчислили: я сдала все экзамены, но отец не заплатил за следующий год. Дело было так: навещая родственников в Ереване, я познакомилась с молодым человеком и влюбилась. Начался наш роман: я закрывала сессию экстерном и уезжала в Ереван. Папа всем этим был жутко недоволен: какая любовь, учиться надо! Он поставил ультиматум: если я уеду в очередной раз, то он не оплатит мое обучение. Я не думала, что он всерьез, но мой папа всегда держит слово. Эта ситуация закалила мой характер, и я поняла, что за свои поступки нужно отвечать.
Я не стала отчаиваться: продолжила ходить на лекции в университет, уже неофициально, и нашла свою первую работу, кстати, по объявлению в газете. Накопив немного денег и продав крутой в свое время Pentium 86, я сама оплатила последний год обучения. Мне удалось договориться с деканом, чтобы он зачел год за два. Условие, которое я выполнила, было очень простым: я получила стопку бегунков и за два месяца должна была сдать 24 экзамена и зачета за четвертый курс и выйти на диплом со своим потоком. Я очень упрямая. Если я ставлю себе цель, то найду любые способы ее достичь.
2. Доводите все до конца
Когда бросаешь дело на полпути, появляется чувство неудовлетворенности и ощущение того, что ты чего-то не можешь. Лучше довести дело до конца, пусть даже результат окажется отрицательным, ― но ты будешь знать, что сделал максимум.
3. Не стесняйтесь никакой работы
Не нужно стесняться: «А вдруг у меня не получится, вдруг я недостаточно хорош?» Это как перед выступлением: вы очень нервничаете, переживаете, но, если вы об этом никому не скажете, то никто и не узнает.
4. Ищите гармонию
Каждый должен жить в гармонии с собой. Часто езжу в командировки, много работаю, но я вышла замуж за человека, который принимает и разделяет мой ритм жизни. В этом мы гармоничны. Что касается понятия work-life balance — мне оно видится как что-то выдуманное. Очень важно найти свой баланс, свой ритм. Я всегда работала 24 на 7 ― потому что мне это было нужно, я видела в этом смысл. Последние три года я делаю все, чтобы не работать по выходным. Если вдруг возникает что-то экстренное, то, конечно, я решаю проблему вне зависимости от дня недели. Но есть традиция, которой я не изменяю. Каждое воскресенье после того, как мы укладываем дочь, я завариваю чай, открываю компьютер и смотрю, что произошло за выходные, планирую работу на неделю вперед, на это у меня обычно уходит три-четыре часа.
5. Больше читайте и будьте любознательны
Важно получить образование, но не так важно какое ― любое! Что такое образование? Это общий уровень знаний, кругозор, который определяет вас специалистом в той или иной области. Сейчас образование можно получить дистанционно. Интернет сокращает время, потраченное на то, чтобы чему-то научиться, проапгрейдить себя, это очень ценно. Немного завидую теперешним двадцатилетним: когда мы учились, не было интернета, соответственно, и таких возможностей, как сейчас, не было.
Очень важно читать. Больше читайте. Именно чтение расширяет кругозор и развивает воображение. Начав заниматься управлением в бизнесе, я поняла, насколько важно уметь что-то представить в своей голове ― создать отправную точку в воображении, от которой вы будете отталкиваться, решая бизнес-задачи.
У меня есть такая черта, как любознательность: я читаю книги, разговариваю с людьми, вникаю в любые процессы своей команды ― мне до всего есть дело.
6. Поддерживайте связи
Я бы рекомендовала общаться, поддерживать связи. Больше знакомьтесь и общайтесь с новыми людьми, развивайте эти отношения. Нельзя переобщаться или недообщаться с человеком: любая коммуникация всегда пойдет на пользу.
7. Мы разные и не должны быть одинаковыми как по шаблону
Я никогда не ставлю себе рамок в подборе людей: у каждого есть свои сильные черты, достоинства. Под каждую задачу нужны разные люди с разным набором компетенций и навыков. Как говорит один из моих коллег, есть летчики, а есть танкисты. Летчики — это люди, которые помогут сделать стремительный прорыв, а дальше должны пойти танкисты, которые укрепят позиции и будут работать на поддержание стабильности.
8. Люди всегда буду вас сравнивать
Приходя на место босса в уже устоявшийся коллектив, прежде всего нужно понять, что вас в любом случае будут сравнивать с предыдущим начальником. Я не борюсь с ветряными мельницами, невозможно быть хорошей для всех, это нужно понять и принять. Я очень стараюсь быть руководителем с человеческим лицом, я много разговариваю с людьми. Не нужно пытаться всех изменить ― все люди разные: должны быть летчики, должны быть танкисты. Важно, чтобы руководитель видел, куда идет компания, почему она должна идти именно в этом направлении, и каким образом она должна достигнуть цели.