Тандем на миллион: 4 истории успешного бизнеса, который построили подруги
Каршеринг Belkacar
Год основания: 2016
Основатели: Екатерина Макарова, Елена Мурадова, Лориана Сардар
Выручка за 2018 год: 1,4 млрд рублей
Предпринимательницы познакомились во время учебы на MBA в Калифорнийском университете в конце 2006 года. После окончания обучения Лориана Сардар уехала работать в Милан. Пожив там, она прониклась идеей каршеринга, который в Италии процветал, и однажды поделилась своим восторгом с подругами. Идея перенести эту бизнес-модель в Москву пришла Екатерине Макаровой, когда она была в гостях у Елены Мурадовой: подруги сидели на кухне и обсуждали возможные идеи для проектов, чтобы участвовать в акселераторе Сколково. Чтобы заняться бизнесом вместе с подругами, Сардар вернулась в Москву.
У основательниц Belkacar не было предпринимательского опыта, поэтому и страхов перед созданием бизнеса тоже не было. Пока они готовились к запуску и искали инвестора, занимали деньги у знакомых и родственников. «Даже у бывших мужей», — смеется Сардар. В бизнес они вложили $260 000 собственных средств, причем на первых порах деньги тратились по принципу «у кого сколько есть», так что теперь невозможно установить размер инвестиций каждой. А вот зоны ответственности они разделили сразу, прописав все в учредительных документах. Макарова занимается маркетингом, IT и поддержкой клиентов, Мурадова — b2b -продажами, контрагентами и юридическими вопросами, Сардар — GR и финансами, отношениями с инвесторами и операционным блоком. Чтобы привлечь необходимую сумму на запуск бизнеса, предпринимательницы составили внушительный список потенциальных инвесторов, с которыми Сардар встречалась и пыталась вдохновить своей бизнес-идеей, которая до сих пор была нова для российской столицы. Но потенциальные партнеры не видели в каршеринге перспектив. «Когда число инвесторов, с которыми я встречалась, перевалило за 150, я перестала их считать», — вспоминает Сардар. Упорство предпринимательниц было вознаграждено в 2016 году: им удалось привлечь € 2,1 млн от швейцарского инвестиционного фонда Bryanston.
На момент запуска автопарк Belkacar состоял из сотни машин Kia Rio, сегодня у сервиса более 4300 автомобилей разного класса.
Предпринимательницы отмечают, что совместный опыт работы над проектами во время обучения на МВА позволил им понять, что строить бизнес вместе будет комфортно. Несмотря на это, периодически между ними возникают разногласия, решить их получается путем переговоров. «Стараемся убедить друг друга. Это как в браке: если у людей единые ценности, то договориться можно», — делится Мурадова. «Нас многое связывает, друзьям не скажешь «ничего личного, просто бизнес», — признается Лориана Сардар.
Школа английского языка Easy speak
Год основания: 2005
Основатели: Екатерина Аверкиева и Мария Шибина
Выручка за 2018 год: 61 млн рублей
Екатерина Аверкиева искала в Москве детский сад для своего ребенка, но ни один ее не устраивал. «Тогда я приняла твердое решение — создать свой», — делится предпринимательница. Чтобы набраться опыта, она начала посещать различные мероприятия, где руководители репетиторских центров и школ рассказывали о своих проектах. Координатором одной из таких встреч была Мария Шибина. Аверкиева попросила Шибину о личной встрече, в конце которой женщины поняли, что отлично ладят друг с другом. Это знакомство положило начало и дружбе, и совместному бизнесу, с концепцией которого они определились не сразу. Идея запуска детского сада вскоре была отвергнута, предпринимательницы начали с организации семинаров для родителей, а через два года решили создать школу английского языка.
Денег на запуск бизнеса у Аверкиевой и Шибиной не было, помощь приходила от друзей — один из них предоставил помещение под офис, первым преподавателем стала подруга, а группа учеников сформировалась из шестерых знакомых. Маленькое помещение, днем служившее офисом, вечером превращалось в класс. Других сотрудников у предпринимательниц не было, они сами мыли пол, обзванивали потенциальных клиентов, проводили пробные уроки.
Свои деловые отношения предпринимательницы на бумаге не прописали. «Мы начинали бизнес без юридических документов, на доверии друг другу и нереальном энтузиазме», — вспоминает Аверкиева. Она отвечает за связи с общественностью, найм и обучение сотрудников. Шибина взяла на себя управление финансами и продажи. Прибыль будут делить пополам, решили они. «За все это время у нас никогда не было больших разногласий по бизнесу, мы отлично общаемся и дружим. Я действительно согласна с фразой «бизнес с друзьями лучше не строить», но для нас она не работает», — признается Шибина.
Сегодня у Аверкиевой и Шибиной две школы в Москве, за 13 лет работы через них прошло 40 000 учеников.
Выездное ресторанное обслуживание Cоrso Catering
Год основания: 2014
Основатели: Виктория Стрекалина (Екатерина Цепляева присоединилась позднее)
Выручка за 2018 год: 128 млн рублей
Виктория Стрекалина и Екатерина Цепляева познакомились на фестивале сноубордистов BGV Fest на Южном Урале в Миассе, недалеко от их родного Челябинска. Вернувшись домой, они продолжили общаться. Оказалось, что они не только имеют общее увлечение, но и обе работают в сфере услуг. Стрекалина — в кейтеринговой компании, Цепляева — в агентстве по организации торжеств в Европе. Обе мечтали о своем бизнесе, не имея предпринимательского опыта. В результате Цепляева открыла свадебное агентство в Челябинске, а Стрекалина, переехав в Москву, запустила вместе с партнером Corso Catering. Через полгода Цепляева покинула Челябинск и свой свадебный бизнес и присоединилась к подруге, став совладельцем компании. Она взяла на себя обязанности по развитию бренда, в то время как подруга-сооснователь выполняла функцию гендиректора компании. Они отмечают, что начало совместной работы было позитивным, но со временем они стали отдаляться друг от друга, из подруг превращаясь в просто партнеров по бизнесу. «На любых мероприятиях, будь то день рождения подруги или поход в кино, мы обсуждали только работу. Мы договаривались на вечеринках обсуждать личное, а работу в офисе. Но вскоре все снова возвращалось в прежнее русло», — вспоминает Цепляева.
В начале 2019 года Цепляева решила покинуть компанию, продав свою долю Стрекалиной, — бизнесу она предпочла дружбу. «Мы не фиксировали договоренности на бумаге, все они были устными, но мы их выполнили. Сейчас я, конечно, серьезнее отнеслась бы к заключению деловых отношений», — говорит Стрекалина.
Сегодня среди клиентов Corso Catering такие компании, как «Яндекс», «Сбербанк» и MasterCard, за время работы кейтеринг обслужил более 1500 мероприятий.
Сеть студий маникюра Skynails
Год основания: 2015
Основатели: Анастасия Павлова, Александра Кузнецова
Выручка за 2018 год: 89 млн рублей
Прежде чем начать бизнес, девушки дружили четыре года — познакомились еще в школе, оказавшись в общей компании. Предпринимательницы вспоминают, что все вокруг говорили, что бизнес с друзьями лучше не строить, но это их не останавливало. Будучи студентками второго курса университета, они решили открыть в Москве салон красоты с невысокими ценами. Целевой аудиторией основательницы видели молодых девушек от 16 до 30 лет.
19-летние предпринимательницы не понимали, как строить бизнес — не оговаривали размер долей, не задокументировали кто и за что ответственен. «Из-за этого возникало очень много ссор и недопониманий: каждый вмешивался в сферу ответственности другого и пытался сделать что-то лучше. Думаю, это основная причина, из-за которой разваливаются многие партнерства, а люди отказываются строить бизнес вместе», — вспоминает Анастасия Павлова. В открытие первого салона она вложила 700 000 рублей, а ее напарница обязалась вернуть ей 50% этой суммы в случае, если бизнес прогорит, — такова была устная договоренность. Прибыль Павлова и Кузнецова делят пополам.
Первые полгода с момента запуска были самыми сложными — предпринимательницам приходилось работать по найму, чтобы на что-то жить. Кузнецова устроилась администратором в другой салон красоты, а Павлова продавала цветы в ночных клубах. Они вспоминают, что в то время практически перестали дружить — отношения стали натянутыми и о совместном времяпрепровождении речи и быть не могло. Личные отношения и, как следствие, бурные эмоции мешали работе. «Нам повезло — мы сработались», — говорят они. В 2018 году у них появился третий партнер. «Когда мы решили развивать франшизную составляющую, стало ясно, что на это направление нужен специальный человек. Так в нашу команду пришел Владимир Волосатов. И, честно говоря, это очень облегчило весь процесс принятия решений, нам втроем гораздо проще прийти к правильному умозаключению», — признается Анастасия Павлова.
Сегодня Skynails — это 7 студий в Москве и 1 в Санкт-Петербурге, из них пять работают по франшизе. В Москве высокая конкуренция на рынке бьюти-услуг, поэтому предпринимательницы нацелены на экспансию в регионы. В их планах — выйти на международный рынок. «К счастью, в Европе и США наша индустрия абсолютно не развита», — говорит Павлова.