К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

It-girl: как женщине стать «своей» в мире программирования

Фото Getty Images
Фото Getty Images
«Женщина в IT — как морская свинка: и не морская, и не свинка. И не совсем программист, и не совсем женщина» — эту шутку студенты и преподаватели технических вузов смаковали и обыгрывали не один раз. Но IT-индустрия развивается колоссальными темпами: стремительно устаревают не только технологии, но и гендерные стереотипы. Какие роли играют женщины в сфере IT сегодня?

Сегодня вряд ли кого-то удивит девушка-тестировщица или project manager, хотя некоторые предубеждения по-прежнему актуальны. За время работы в IT мне повезло познакомиться со многими специалистами-женщинами, и я условно выделила четыре роли, которые они чаще всего играют в технологичном мужском коллективе.

Профи-коллега

Топ-менеджеры крупных IT-компаний не скрывают, что в их коллективах есть место гендерному неравенству. На недавно прошедшем Всемирном мобильном конгрессе руководителей IT- и телеком-компаний спрашивали: «Как по десятибалльной шкале (10 — отлично, 1 — очень плохо) вы оцениваете ситуацию с гендерным равноправием в IT-индустрии?» Управляющий директор Accenture по коммуникациям, медиа и технологиям Гарри Хефернан поставил 4 балла, директор по стратегии FTI Consulting Кэролайн Дас-Монфрайс — 3,5 балла, вице-президент AT&T Билл Хейг — 6 баллов. Иными словами, ответы топов колебались между «очень плохо» и «удовлетворительно».

С цифрами не поспоришь: гендерный разрыв по-прежнему существует. Если уж вы окажетесь первой женщиной в IT-команде, будьте готовы к проверке на профессионализм. Можно возразить, что такую проверку проходит любой новобранец, независимо от пола. Но, как справедливо и иронично замечают некоторые программистки: если мужчина-разработчик стартует с позиции джуниора, то женщина — с позиции «женщина». Ей нужно доказать, что она может ничуть не меньше, чем мужчина, и что ей по силам взяться за проект любой сложности. И заявить об этом нужно сразу же — на собеседовании.

 

В IT-коллективе, как и в любом другом, существуют негласные установки: например, что женщина не может стать высококлассным специалистом, поскольку на ней лежат семейные обязанности и забота о детях. По этой причине работодатели, отбирая кандидатов, предпочитают мужчин, даже если у женщины больше опыта.

Из-за существующих предубеждений и стереотипов многие девушки не стремятся поступать в технические вузы, считая, что в этой сфере сложно пробиться и сделать карьеру. На факультетах точных наук российских вузов по-прежнему можно наблюдать численное превосходство юношей. Например, на факультете вычислительной математики и кибернетики в МГУ женщин около 25%, в МГТУ им. Н.Э. Баумана — 20%, а в МФТИ и вовсе всего 12%.

 

Тем временем американки, благодаря своей настойчивости, уже завоевали место под технологичным солнцем и получают одни из самых высоких зарплат именно в этой отрасли. Согласно рейтингу Forbes, профессия разработчика программного обеспечения, приложений и систем программного обеспечения находится на седьмом месте среди 25 самых высокооплачиваемых профессий для женщин. Средний недельный доход на этой позиции составляет $1415. Чуть меньше получают женщины-программисты  — $1302 в неделю (десятое место в рейтинге). Самые высокие зарплаты в IT имеют женщины IT-менеджеры, которые зарабатывают $1563 в неделю (четвертое место).

Профи-друг

Считается, что коллегам-женщинам сложнее найти общий язык с разработчиками-мужчинами. Вне сферы IT распространен стереотип, что разработчики — люди особенные и настолько увлечены работой, что живут в своем собственном мире, и характер их на первый взгляд может показаться скверным: постоянная концентрация и погруженность в работу провоцируют синдромы хронической усталости и эмоционального выгорания. Но когда ты начинаешь работать с ними в одной команде, становится очевидно, что образ бородатых, суровых парней не соответствует реальности. Они действительно увлечены своим делом настолько, что и в отпуске скорее всего не станут валяться на пляже, а займутся чем-то полезным, например изучением нового языка программирования или чтением профессиональной литературы. Найти женщине общий язык с такими коллегами, может быть, не так уж просто, но и не слишком сложно. Отношения в IT-коллективе строятся так же, как и в любом другом. Чтобы влиться в мужскую команду, достаточно соблюдать три негласных правила:

— Поддерживать профессиональный уровень (не только в рамках рабочих проектов). Женщины все чаще и активнее участвуют в жизни IT-сообществ. Если в прошлогоднем опросе разработчиков Stackoverflow количество женщин было около 9%, то в этом году цифра, пусть и ненамного, но увеличилась и составила уже более 11%. Это означает, что активность  женщин в профессиональных сообществах постепенно растает.

 

— Быть частью команды: смешанные команды работают более эффективно — люди с различным восприятием способны под разными углами смотреть на проблемы, генерировать более креативные идеи, создавать успешные продукты. Поэтому соблюдение баланса ролей в команде имеет большое значение как со стороны женщин, так и со стороны мужчин.

— Быть надежным другом: на поле межличностных взаимоотношений на первый план выходят простые человеческие качества, такие как взаимовыручка, доверие и, что немаловажно, чувство юмора. А эти качества не зависят от принадлежности к определенному полу и индивидуальны у каждого человека.

Профи-мама

Проводя параллель между отношениями в коллективе и взаимоотношениями в семье, можно выделить определенную аналогию, связанную с ролью мамы. Конечно, роль «мамы» в мужском коллективе не должна сводиться к постоянной опеке или шефству над неприспособленными к жизни коллегами и примирению конфликтующих сторон. Речь идет об определенном авторитете, об отношении со стороны коллектива, которое появляется, когда все сомнения в профессионализме развеяны в пух и прах, когда к вам придут за помощью или советом, не только с техническими задачами, но и с эмоциональными вопросами.

Результаты исследования Кембриджского университета показали, что женщины демонстрируют более высокую эмпатию, чем мужчины. Максимальный балл теста на уровень эмпатии (EQ) составляет 80. Средний балл у мужчин составил 40, а женщины в среднем получили 50 баллов. Что еще раз подтверждает, что они в большей степени способны понимать состояние других и ставить себя на место другого человека. При этом такое отличие не обусловлено генетически, а причины не могут объяснить даже сами ученые.

Профи-босс

Считается, что разнополые команды более продуктивны и успешны. Даже среди стартапов более прибыльны те, в которых преобладают менеджеры-женщины. Но с собственниками-женщинами картина иная. Так, лишь 7% венчурного капитала в США идет на развитие бизнеса, принадлежащего женщинам. И это не только в Америке, но, например, и в Китае. Когда основательница торгового сайта Sugarlady.com Шао Йилеи искала инвестиции, венчурный капиталист засыпал ее вопросами: «Мне нравится ваш проект. Но вы уверены, что сможете работать 16 часов в сутки и шесть дней в неделю, как мужчина? Сколько лет вашему ребенку? Сколько времени вы, будучи матерью, будете отсутствовать, оставаясь дома?» В итоге деньги Шао Йилеи не получила. Хотя по всему было видно, что она может вести проект на высоком профессиональном уровне: китайская предпринимательница получила диплом в сфере компьютерных наук Принстонского университета и много лет работала в нью-йоркском офисе Goldman Sachs.

 

Это не единичный случай, когда сдерживающим фактором карьерного роста становится пол. По данным исследования «Женщины на рабочем месте» от Lean In и McKinsey & Company, на каждых 100 мужчин, повышенных до руководящих должностей, приходится только 79 повышений среди женщин.

Если вы собственник или руководитель технологичной компании и к тому же у вас гуманитарный бэкграунд, будьте готовы встретить предвзятое отношение, и не только со стороны инвесторов. Вполне возможно, что вы не раз прочитаете в глазах коллег-мужчины немой вопрос: «Руководитель? А что женщина может понимать в IT?» Как показывает опыт самых влиятельных женщин в индустрии — Джули Свит из Accenture, Митчелл Бейкер из Mozilla, Мариссы Майер из Google, Кэрол Бартц из Yahoo и многих других, лучший способ развеять сомнения — это профессионализм.

Справедливости ради нужно сказать, что в крайности впадают не только мужчины: одна руководительница крупной компании даже в Facebook добавляла в друзья далеко не всех менеджеров и специалистов. Ее цель понятна — создание трудовой дисциплины. Никто не вступал с ней в сетевые дискуссии, не «лайкал» посты, никто вообще не знал никакой другой стороны ее жизни, кроме рабочей. Такой подход может показаться радикальным, но в нем есть рациональное зерно, и он работает не только для женщин, но и для мужчин. Сотрудник, который позиционирует себя как грамотный специалист и профессионал и умеет держать дистанцию, когда этого требует работа, банально не даст повода для сексистских замечаний или косых взглядов даже в самой консервативной компании.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+