К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как за каменной стеной. Зачем женщины объединяются в бизнес-сообщества

Фото Mauricio Santana / Getty Images
Фото Mauricio Santana / Getty Images
Для успешного построения карьеры женщинам необходимо не только стать частью мужской сети профессиональных контактов, но и строить собственные сообщества — только «для своих»

Нетворкинг, то есть построение связей для развития и взаимопомощи, сегодня считается одним из ключевых рычагов для карьерного роста. Но для многих все попытки заняться этим заканчиваются неловким обменом визитками с такими же «поклонниками» построения связей. Оказывается, большинство руководителей терпеть не может нетворкинг. Среди наиболее раздражающих факторов отмечают бессмысленные разговоры с малознакомыми людьми, очевидное всем участникам желание что-то получить взамен и ощущение, что у них нет ничего общего с окружающими. Но когда этот пугающий процесс разложен на составляющие элементы, напрашивается логичный вопрос: а туда ли мы все ходим? Где найти сообщества, где у участников действительно много объединяющих тем? Один из советов, который можно дать женщине-профессионалу, — стать частью женской сети контактов.

Не объяснять очевидного

Многие мужчины уверены, что в их компаниях нет проблемы гендерного неравенства, а женщины помешались на #metoo и феминизме. Так считал и бывший инженер Google Джеймс Деймор, автор нашумевшего «манифеста» об отсутствии дискриминации в ИТ-индустрии. В манифесте он назвал разницу в оплате труда женщин и мужчин мифом, программы по достижению равенства — профанацией, а проблему сексизма — явно преувеличенной.

Основное преимущество полностью женских сообществ в полном отсутствии артефактов, которые никогда не испытывали на себе дискриминации. Меньше всего для конструктивного разговора о том, как реагировать на дискомфортные ситуации и ломать стереотипы, нужен собеседник с тезисом: «Уж не знаю, где вы там работаете, у нас такого нет».

 

Не поймите меня неправильно, вовлечение мужчин в диалог о гендерном неравенстве — ключевой шаг к изменениям. Именно поэтому организация «ООН-женщины» запустила движение HeForShe, вовлекая мужчин в борьбу за равенство полов. Несмотря на это, иногда нам просто нужна эмоциональная разрядка, безопасное место, где можно откровенно обсудить свои трудности и задать неудобные вопросы, не отвлекаясь на доказывание наличия проблемы. Создание платформы для открытого диалога и взаимной поддержки — основная цель большинства женских профессиональных организаций.

Почувствовать себя своей

«Lady and gentlemen» («Дама и господа») — так начинает каждую встречу один из наших внешних партнеров: в комнате я и коллеги мужского пола. Я слышу эту фразу на протяжении года, и каждый раз она меня укалывает. Этим, казалось бы, безобидным обращением наш партнер подчеркивает, что я немного выбиваюсь из общего тренда. В своем ежегодном отчете «Женщины на рабочем месте» компания McKinsey называет это «феноменом единственности» (the only phenomenon). Оказывается, 40% женщин на руководящих позициях все еще Onlys: единственные женщины в команде, в менеджменте, в совете директоров. Как отмечено в отчете, речь идет не только о нелепых фразах партнеров: Onlys значительно чаще сталкиваются с микроагрессией, недоверием к их способностям и с невозможностью делиться личными переживаниями с коллегами. Как результат, они в 1,5 раза чаще недовольны своей работой и думают об увольнении.

 

Встречи с другими женщинами-профессионалами позволяют избавиться от «комплекса единственности». Они помогают почувствовать себя частью чего-то большего, не стараясь подстраиваться и оставаясь собой. Как результат, женский нетворкинг повышает уверенность в себе, заряжает энергией, оптимизмом и обоснованным желанием свернуть горы.

Получить конкретные советы

Но все же нетворкинг — это про взаимовыгодные отношения, а не коллективные обнимания и «успешный успех». Вот пара более прагматичных аргументов «за». В своем исследовании автор книг и психолог Шон Ахор обнаружил, что участие в американских конференциях для женщин (проводятся в четырех штатах) повышает вероятность карьерного продвижения в течение следующего года в два раза, а вероятность роста компенсации более чем на 10% — в три. Качественно составленная программа, мотивирующие спикеры и ролевые модели, новые связи и поддержка, конкретные советы для решения специфических для женской карьеры проблем — вот факторы, повышающие шансы на рост после участия в подобных событиях.

Для самых практичных мой последний довод: многие женские карьерные организации предлагают эксклюзивные гранты и займы на обучение и развитие бизнеса своим постоянным членам. Самая узнаваемая из них — Professional Women’s Network с филиалами в 29 городах мира и 600 событиями в год. Организация покрывает значительную часть расходов на получение Executive MBA в INSEAD — одной из самых престижных бизнес-школ мира. Для получения стипендии нужно быть не только выдающимся профессионалом и лидером, но и состоять в клубе не менее полугода к моменту подачи заявки. Учитывая, что стоимость обучения колеблется от €80 000 до €120 000, €100 годового взноса становятся лучшей инвестицией, которую можно сделать для своего светлого (и свободного от образовательных кредитов) будущего.

 

Начать с малого

Если, несмотря на силу всех перечисленных аргументов «за», высокая концентрация женщин в помещении вас пугает так же, как мужчин в советах директоров, предлагаю начать с малого.

Карьерный успех женщины во многом определяется наличием у нее «группы поддержки» — 3-4 подруг из разных сфер деятельности, выяснили ученые из Калифорнийского университета, исследовавшие силу нетворкинга для успешности студентов программ MBA. Вне зависимости от пола важную роль для быстрого карьерного роста играла развитая сеть контактов. Но женщинам для получения руководящих должностей оказались особенно важны «малые группы поддержки»: студентки с таким кругом общения по окончании программ MBA перешли на роли с компенсацией и ответственностью, в 2,5 раза превышающей компенсацию своих однокурсниц. Ученые объяснили это возможностью обменяться мнением по некомфортным темам, которые невозможно адресовать более широкому кругу: обсудить наличие дискриминационных практик в компании, выбрать правильную реакцию на неподобающее поведение коллег, понять, как отвечать на вопросы про декрет во время интервью, и т. д.

Топ-менеджеров в известных бизнес-школах учат создавать такие группы поддержки на курсах по развитию лидерства. Манфред Кедс де Врис, профессор по лидерству в школе Insead, отмечает, что всем руководителям без исключения нужен такой «стратегический совет» вне работы. В него необходимо собрать людей, которые помогут поставить амбициозные цели, поддержат в трудные моменты, будут готовы открыто спорить и давать честную обратную связь. Мой личный стратегический совет собирается дважды в год и состоит из четырех участниц: фешен-фотографа из Шанхая, снимающего для рекламных кампаний Michael Kors, Dior и Chanel, менеджера ведущей консалтинговой компании с прорывными техническими проектами и двух серийных предпринимателей, трансформирующих рынок недвижимости Москвы. Эта группа помогает мне определить траекторию моего движения по жизни: от запуска новых проектов до смены места работы. Так что я всем советую начать создавать свою группу поддержки прямо сейчас — она сможет существенно поддержать вас на карьерном пути.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+