«В регионах с этим гораздо хуже». Гендиректор BlaBlaCar о сексизме и дискриминации женщин
В четверг утром на своей странице в Facebook гендиректор сервиса поиска попутчиков BlaBlaCar в России Ирина Рейдер сообщила, что ее позвали на Первый канал в качестве эксперта, но затем отозвали приглашение, потому что она — женщина. По словам Рейдер, редактор программы объяснил ей отказ следующим образом: «Хороший юрист — это мужчина. Или автомобильный эксперт — мужчина, но не женщина».
Первый канал обвинения в дискриминации отвергает. Как сообщила Forbes, его официальный представитель Лариса Крымова, в сюжете программы действительно два корреспондента — молодой человек и девушка — планируют продемонстрировать «мужской и женский подход» к экономии. «При этом девушка советуется с мужчинами-экспертами, а молодой человек — с экспертами-женщинами, — рассказала Крымова. — Поскольку девушка планирует экономить на поездках, ей предстоит разговаривать с представителем сервиса поиска попутчиков (да, по задумке этого сюжета, а не из-за гендерного неравенства, он должен быть мужчиной). А молодой человек в свою очередь планирует пообщаться с представителем сервиса, помогающего найти подработку «на час». И этим экспертом (тоже не из-за гендерных предпочтений) будет женщина. Так что в сюжете запланировано полное равенство полов».
34-летнюю Ирину Рейдер представили сотрудникам парижской штаб-квартиры BlaBlaCar в сентябре 2018 года. Ее пригласили возглавить российское подразделение после 4-лет работы в Uber, а затем, после поглощения компании, в «Яндекс.Такси». Там Рейдер отвечала за развитие регионов и работу с водителям и управляла командой из 200 человек. Объясняя свое решение принять предложение о новой работе, Рейдер говорила, что ей не хватало атмосферы стартапа, к которой она привыкла, работая в Hipclub — проекте по бронированию туров, который она основала и которым управляла до ухода в Uber. «У меня есть большой предпринимательский опыт, который я получила во время развития своего проекта, и опыт корпоративной работы в быстро развивающихся технологических проектах. А поскольку BlaBlaCar является и стартапом, и технологическим продуктом — этот опыт пришелся кстати», — вспоминает Рейдер.
Прежде, чем принять решение о ее назначении, руководство штаб-квартиры спросило у ее будущих подчиненных, какое впечатление она на них произвела при знакомстве, и только тогда утвердило ее кандидатуру. Так Рейдер встала во главе команды из 20 человек, вместе с которыми ей предстояло укреплять позиции компании на рынке, к тому моменту уже признанного для него ключевым — в 2017 году Россия стала крупнейшим рынком по числу пользователей BlaBlaСar. Осенью 2018 года компания начала эксперимент с платной подпиской — не без страха за лояльность клиентов. На сегодня у BlaBlaCar более 20 млн пользователей в России, сервисом ежедневно пользуется более 100 тысяч человек. В январе 2019 года компания начала работать с регулярными автобусными перевозками — за первые четыре месяца ее партнерами стали более 200 операторов.
Forbes Woman попросил Ирину Рейдер рассказать о своем отношении к конфликту с Первым каналом:
«Не могу сказать, что я раньше подвергалась дискриминации, но если говорить про сексизм в разных его проявлениях, то в последнее время сталкиваюсь с этим все чаще. Может, потому что, чем выше ты поднимаешься по карьерной лестнице, тем глубже погружаешься в «мужскую» среду. В том числе я стала больше ездить по регионам России, а с этим там гораздо хуже. Но случай с Первым каналом меня откровенно удивил и возмутил. Я окончила физтех и прекрасно знаю, что нельзя из частного случая делать общее заключение, поэтому не делаю выводы о всей политике Первого канала. Говорю о конкретном эпизоде, который произошел со мной в контексте программы «Доброе утро». Казалось бы, эпизод, если можно так сказать, незначительный, но неприятный. Решила рассказать о нем своей аудитории в Facebook. И он привлек такое больше внимание. Очевидно, потому что оказался болезненным для общества. Значит проблема существует и о ней нужно говорить. Надеюсь, люди примут случившееся к сведению и вся эта шумиха приведет к позитивным переменам. Для меня в этой ситуаций нет личной обиды или претензий к Первому каналу. Я не восприняла ее на личный счет. Мы в BlaBlaCar всегда будем рады поделиться своим опытом. Меня удивило объяснение Первого канала. Мы знаем, что они обратись к нам с запросом получить экспертизу BlaBlaCar. Мы знаем, что после того, как редактор выяснил, что директор BlaBlaCar девушка, а спикеров-мужчин в компании нет, то они решили поменять формат сюжета. Но даже новый формат все равно основывается на гендерных стереотипах. То, что они делают акцент не на экспертизе, а на половой принадлежности эксперта — это и есть сексизм.
Основатель научно-исследовательской компании «Лаборатория трендов» Елена Пономарева считает, что произошедшее с Ириной Рейдер обнажает несколько проблем:
«Первая проблема — гендерное неравенство сохраняется. Что не удивляет, если вспомнить выводы доклада The Global Gender Gap Report 2017, согласно которому о равноправии мужчин и женщин в мире можно будет говорить не ранее, чем через 100 лет. Хотя регулярно происходят локальные «взрывы», привлекающие внимание к этой теме. Вторая проблема — непрофессионализм части журналистов. Будем надеяться, что редактор Первого канала выразил свое мнение по поводу стереотипов, а не позицию канала в целом. В целом, эта история еще раз доказывает, что имея в штате грамотного PR-менеджера, компания имеет возможности привлекать к себе внимание и усиливать личные бренды первых лиц. Информация из поста Ирины на «Фейсбуке« стремительно разлетелась по интернету, компания получила информационный повод, не воспользоваться которым было бы неразумно. И Ирина, и компания оказалась в выигрыше за счет «привязки» к актуальной теме. Если бы Ирина промолчала в ответ на отказ редактора, ничего этого не было бы. Не знаю, было ли изначально спланировано превращение поста Ирины в PR-кампанию или это была ее личная инициатива поделиться с обществом, но задумка удалась».