К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Без предубеждений: что помогает женщинам наращивать влияние в бизнесе

Фото Getty Images
Фото Getty Images
До гендерного равенства в распределении инвестиций пока далеко, но венчурный капитал уже начал избавляться от предубеждения относительно женских стартапов. Что объединяет их основательниц?

В прошлом месяце сразу два американских стартапа, основанных женщинами, вошли в клуб «единорогов» — стартапы с оценкой выше $1 млрд. Оба проекта ориентированы на женщин в качестве клиентов и покупателей — влиятельную в США группу потребителей. В один из них, бьюти-компанию Glossier, на раунде D общим объемом $100 млн вложился известный представитель «старой гвардии» венчурного рынка фонд Sequoia Capital (среди его успешных инвестиций — вложение в Apple в 1978 году — прим. Forbes). Компания по аренде одежды для женщин Rent the Runway привлекла $125 млн от институциональных инвесторов Franklin Templeton, Bain Capital и T. Rowe Price. Значит ли это, что венчурный капитал начал избавляться от предубеждения относительно женских стартапов?

Небольшой прогресс

Статистику и причины гендерного разрыва в венчурной отрасли и сфере технологических стартапов мы подробно рассмотрели в одной из предыдущих статей. Новые цифры по итогам прошлого года говорят о небольшом прогрессе представленности женщин в венчуре и о стагнации в стартапах. 2018-й стал годом мега-фондов — «фондов на миллиард», когда все традиционные игроки формировали фонды в несколько раз крупнее, чем предыдущие, а вектор задал японский Softbank с его фондом на $100 млрд. Это привело к более крупным сделкам и завышенным оценкам стартапов. В Fortune выяснили, что все 10 самых крупных венчурных сделок 2018 года на рынке США были заключены со стартапами, основатели которых — мужчины.

Характерна разница и в размере крупнейших сделок с той и другой стороны. В десятке крупнейших сделок с основателями-мужчинами, по данным Pitchbook и Fortune, производитель электронных сигарет JUUL с раундом на $12,8 млрд, автомобильная компания Faraday Future — $2 млрд, сервис по поиску такси Lyft — $1,7 млрд, Uber — 1,25 млрд, разработчик компьютерных игр Epic Games — $1,25 млрд, снова JUUL — $1,235 млрд, коворкинг WeWork — $1 млрд, VR-cтартап Magic Leap — $963 млн, доставка продуктов из магазина Istacart — $871 млн, строительная компания Katerra — $865 млн.

 

В топе сделок с основательницами цифры существенно ниже, самая крупная — у платформы-маркетплейса для продукции независимых дизайнеров и художников Minted — в несколько раз меньше, чем самая последняя в предыдущем списке, и составляет только $208 млн. Далее идут биотехнологическая компания Humacyte — $150 млн, и интернет-магазин предметов роскоши The RealReal — $115 млн, биотех-стартап Insitro — $100 млн, сервис по организации свадеб Zola — $100 млн, женский коворкинг The Wing — $75 млн, биотехнологический проект Humacyte — $75 млн, косметическая марка Pat McGrath Labs — $60 млн, медицинская компания Nohla Therapeutics — $56 млн, финансовый стартап Defi Solutions — $55 млн. По оценке Pitchbook и All Raise, в 2018 году 482 стартапа, основанных женщинами, привлекли $2,88 млрд финансирования — это, как и годом ранее, 2,2% от $130 млрд венчурного финансирования на рынке США. Доля женщин среди основателей стартапов составляет 9,2%, говорится в вышедшем в феврале исследовании RateMyInvestor и Diversity VC.

Трудности и секреты успеха женщин, развивающих стартапы, общие для тех, кто уже вошел в круг компаний на миллиард, и кто только начинает свой путь. Вот что я заметила, прочитав истории стартапов и пообщавшись с основательницами наших портфельных компаний.

 

Страсть и личный опыт

Увлеченность своим проектом и понимание его проблематики на личном уровне обычно помогают создать компанию, вокруг которой формируется сообщество заинтересованных лояльных покупателей и клиентов. Вырастет ли она до единорога или останется малым бизнесом, зависит от многих факторов. Но в обоих случаях позволит ее основательнице чувствовать себя успешной. Ади Татарко, соосновательница Houzz, вместе со своим мужем Аланом Коэном запустила сайт для дизайнеров интерьеров, исполнителей и поставщиков ремонтных работ и их клиентов после того, как столкнулась с проблемами при обустройстве собственного дома.

Команда проекта строила эффективное сообщество на своей платформе и достаточно долгое время не форсировала монетизацию. Во главу угла основатели ставили удобство и пользу для всех участников. В результате увлечение идеей позволило создать масштабный маркетплейс с десятками миллионов пользователей, который инвесторы оценили в $4 млрд.

Арианна Хаффингтон, бывший владелец одного успешного проекта — издания The Huffington Post, решила пересмотреть жизненные приоритеты после того, как из-за недосыпа и усталости потеряла сознание и получила травму. Она продала за $315 млн свой медиа-актив, стала меньше работать, написала несколько книг о пользе сна, а в 2016 году основала стартап Thrive Global, медиаплатформу и маркетплейс по улучшению качества жизни. За два с половиной года проект привлек $122 млн инвестиций от фондов и частных инвесторов.

 

Не замечать препятствий

Многие мои знакомые предпринимательницы из России говорят, что чувствуют себя в стартаперской среде как рыба в воде и не задумываются о преграде из-за гендерной принадлежности. В 2014 году Эллен Рубин и Лазарус Векиаридес основали стартап ClearSky Data, занимающийся дистанционным хранением данных. За четыре года ClearSky Data привлек почти $60 млн венчурного финансирования и крупных клиентов — Partners HealthCare, Massachusetts General Hospital, Nuance Communications, и Unitas Global. Еще до этого проекта Рубин запустила софтверную компанию CloudSwitch, которую затем купил один из крупнейших сотовых операторов США — Verizon.

Предпринимательница не любит обсуждать гендерные вопросы в контексте бизнеса — «какие препятствия вам пришлось преодолеть в технологическом секторе как женщине», «какой руководитель лучше — женщина или мужчина», и «самое ужасное»: «как вам удается совмещать работу и семью». Об этом она пишет в блоге своей компании по следам панельной дискуссии, где принимала участие. Более продуктивно, считает Эллен, обсуждать, как привлекать финансирование, как честно говорить сотрудникам о трудностях стартапа, а также о том, что в трудной ситуации плана B недостаточно, еще должен быть план C, D, а возможно и F.

Мариам Рофугаран родилась в Иране, в детстве мечтала стать ученым и получить Нобелевскую премию, и, переехав в США, стала единственной женщиной на потоке в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. «Прежде всего, я думала об учебе и никогда не позволяла, чтобы моя принадлежность к гендерному меньшинству на что-то влияла», — говорила Мариам в одном из интервью. Сейчас она обладатель более 200 патентов и автор многочисленных научных публикаций. Созданную вместе с братом компанию по производству чипсетов Innovent Systems удалось продать за $440 млн одному из крупнейших в мире производителей Broadcom. Их новый стартап уже привлек миллионы венчурных инвестиций.

Преодолевать ограничения

Быть настоящим бойцом и не отступать перед любыми сложностями, при необходимости проявляя гибкость и изобретательность — то, что присуще любому предпринимателю. У женщин в бизнесе могут встречаться свои особые препятствия, однако они могут выбирать свое отношение к ним и действовать. Основательница fashion-стартапа Stitch Fix Катрина Лейк делится сложностями фандрайзинга в венчурной индустрии. На одной из конференций она слушала инвестора, который рассказывал, что не любит проводить обсуждения в душном офисе, предпочитая послушать стартаперов дома в джакузи, за кружкой пива. «Я всегда чувствовала, что я независимый человек, который может сражаться в любой битве при любых условиях, и могу достичь успеха самостоятельно, но это выглядело действительно системным препятствием», — вспоминает Катрина. Также есть информация о том, что один из участников совета директоров ее компании, представитель венчурного фонда, был исключен из совета из-за неподобающего поведения. Но уже в 2017 году Катрина звонила в знаменитый колокольчик на открытии торгов биржи NASDAQ в честь IPO своей компании.

Для основательницы компании по анализу генетических тестов 23andMe Анны Войжитски трудный день настал, когда она получила предписания американского регулятора FDA (Агентство Министерства здравоохранения и социальных служб США — прим. Forbes) о приостановке продвижения своих инструментов анализа рисков заболеваний. Коллеги вспоминают, что это было воспринято с большой стойкостью и нацеленностью на улучшение тестов и возвращение их в оборот. Часть из них в итоге удалось отстоять, по другим работа продолжается. Инвесторы оценивают компанию в $1,7 млрд. По словам Анны, в детстве она никогда не слышала о том, что женщина должна делать только что-то одно, или чего-то не должна делать. Прозрачность и честность в окружении помогли ей самой вырасти в лидера с такими же качествами и устремлениями, считает предпринимательница.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+