К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Время женщин. Как компании заботятся о сотрудницах и что им это дает

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Гендерный дисбаланс не выгоден экономически, поняли российские работодатели и начали активно с ним бороться. Кто-то предоставляет женщинам-руководителям бесплатный клининг-сервис на дом, кто-то открывает в офисе салон красоты, а кто-то оказывает материальную поддержку в период декретного отпуска

Казалось бы, с наступлением ХХI века цели феминизма «за» — равные права, доходы и возможности — были достигнуты. Многие женщины встали во главе международных корпораций, министерств (в том числе силовых), заводов и фабрик, но вместе с тем мировая статистика гласит — гендерный дисбаланс все еще есть. Лишь 25% руководящих позиций в бизнесе занимают женщины, и еще меньше — 22% — в правительствах и парламентах стран, по данным исследования McKinsey. Несмотря на то, что Россия является глобальным лидером по количеству женщин на руководящих позициях (47% против 25% в мире), каждая пятая женщина в стране в деловой жизни подвергается дискриминации по гендерному признаку (21%), гласят данные Thomson Reuters.

Чтобы решить вопрос гендерного дисбаланса, в штате Калифорния, США, в начале осени приняли закон, который обязывает все корпорации штата включить в совет директоров по меньшей мере одну женщину к концу 2019 года, а к 2021 году — не меньше двух, если совет директоров состоит из пяти человек, и не меньше трех, если из шести. Уклониться от исполнения закона не получится — нарушителям грозит штраф от $100 000 до $300 000. Движущим фактором в принятии этого закона стал отчет банка Credit Suisse, согласно которому корпорации, управляемые женщинами, менее склонны к рискованным бизнес-стратегиям и быстрее приносят прибыль. Исследования PwC, BCG, McKinsey также доказывают, что у компаний с женщинами во главе ряд показателей выше, в том числе и финансовых. В России аналогичных законопроектов нет, но вопрос гендерного равновесия активно обсуждается как в правительственных кругах, так и в обществе. Тренд на женское лидерство, безусловно, идет из западных стран, где этот вопрос стали освещать еще десять и более лет назад, и за это время подтвердилась финансовая обоснованность его развития, считает Ирина Механик, руководитель по корпоративным коммуникациям региона CEEMEA, лидер WLF комитета «3М Россия».

Конечно, включить женщину в совет директоров компании или дать ей высокую должность, чтобы поставить галочку в графе «решить гендерную проблему» — мало, и высоких результатов компании не принесет. С сотрудницами нужно работать — развивать в них лидерские качества, к тому же многие женщины сами отказываются от возможности продвинуться вверх по карьерной лестнице — они боятся, что новая нагрузка ударит по личной жизни, либо просто не уверены в собственных силах. Некоторые работодатели забывают тот факт, что женщине не просто воспользоваться правом на декретный отпуск так, чтобы он не отразился на ее карьере. Невнимание к этой проблеме в итоге приведет к гендерному неравенству и ограничит развитие компании.

 

Многие работодатели понимают, что игнорирование гендерной проблемы негативно скажется на их бизнесе и внедряют программы по развитию женского лидерства. По словам Веры Соломатиной, директора по персоналу SAP CIS, наиболее популярны среди таких программ те, которые ориентированы на помощь в преодолении так называемого «стеклянного потолка», когда женщина достигает определенного уровня в своей карьере и не может расти дальше, и поддержка первого шага в профессиональной деятельности, часто невозможного из-за различных предрассудков в обществе. Также существует много дополнительных программ, которые влияют на повышение вовлеченности сотрудников: помощь в адаптации при выходе из декретного отпуска, поддержка одиноких матерей с детьми, получение дополнительного образования, перепрофилирование и другое.

Forbes Woman опросил российские компании и представительские офисы зарубежных корпораций в России, чтобы выяснить, какие программы для женщин развивают они.

 

Бургер Кинг

Два года назад в «Бургер Кинг Россия» запустили специальную программу для сотрудниц, многие из которых отказывались от повышения (например, от назначения на должность территориального управляющего ресторанами) в страхе не справиться с домашними обязанностями из-за увеличения нагрузки на работе. Одна из мер для решения этой проблемы — предоставление директорам ресторанов и территориальным управляющим ресторанами услуг клининга на дом раз в месяц: пока служба уборки убирает их квартиру, стирает и гладит вещи, сотрудницы могут посвятить время себе и своей семье. Также они могут воспользоваться услугой домашнего мастера. Корпоративный психолог в рамках тренинга проводит консультации и семинары для них. В рамках программы проходят различные тренинги и посттренинговая поддержка.

По словам, Татьяны Тиуновой, директора Департамента людей в «Бургер Кинг Россия», за время существования программы ее прошли более 300 участниц. Она оказала положительное влияние на бизнес-показатели, например, удалось уменьшить издержки — директора ресторанов, которые прошли программу, более продуманно стали рассчитывать количество заказываемой продукции, планировать вывод сотрудников на смены, сократилась текучесть кадров. Сейчас бренд внедряет программу и для офисных сотрудников компании.

«Билайн»

В «ВымпелКом» («Билайн») три года назад создали проект BeeFREE, благодаря которому у сотрудниц есть возможность работать удаленно несколько дней в неделю. По словам Натальи Альбрехт, исполнительного вице-президента по управлению персоналом, организационному развитию и поддержке ПАО «ВымпелКом», данный формат особенно востребован у женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком. Гибкий график позволяет сохранить доход и соблюдать баланс между работой и личной жизнью. Причем пользуются этим форматом как женщины, так и мужчины, которые берут на себя заботу о ребенке и дают возможность супругам полноценно строить карьеру.

 

Согласно данным компании, 54% офисных сотрудниц —женщины. Более половины из них работают на BeeFREE. А внутренние опросы показали, что 76% сотрудников выбрали «ВымпелКом» в качестве работодателя благодаря этому проекту. Кроме того, 97% руководителей отмечают, что эффективность работы после запуска проекта не снизилась, а 15% из них — что эффективность даже выросла.

КРОК

Сотрудницы этой компании при уходе в отпуск по уходу за ребенком получают материальную поддержку от работодателя. Те, кто нуждается в перезагрузке, могут взять отпуск на полгода — этот бонус предоставляется специалистам, которые работают в компании больше 5 лет. В офисе есть салон красоты для сотрудников компании, где по специальным ценам можно сделать стрижку, маникюр или косметологическую процедуру. Также в компании проводят мероприятия для детей сотрудников, а с помощью партнерских программ предоставляют скидки на детские товары. По словам Полины Хабаровой, HR-директора КРОК и главы Офиса трансформации, с помощью таких программ повышается уровень вовлеченности персонала в работу, что в результате оказывает позитивное влияние на бизнес.

В компании существует комитет Women Leadership Forum, работа которого направлена на создание специальных программ для развития женского лидерства. По его инициативе, например, в 2017 году запустили программу для будущих мам и молодых отцов: рабочий день для беременных женщин (начиная с 22 недели беременности) сократили до 7 часов, а у мужчин есть возможность оформить пять выходных дней в течение трех месяцев после рождения ребенка (вместо трех, положенных по закону).

Сбербанк

Более 75% сотрудников Сбербанка — женщины. В компании есть несколько программ, ориентированных на женщин, а некоторые из них будут актуальны и для мужчин. Например, программа «Сбербанк для детей и родителей», в рамках которой дети вместе с родителями могут участвовать в образовательных мероприятиях онлайн и офлайн, проходящих в игровой форме. Образовательные мероприятия направлены на развитие конструктивных отношений между ними и на получение компетенций, которые востребованы в XXI веке. А сотрудницам, которые только вышли из декрета, предлагают частично-удаленную работу и работу на неполный день. У будущих мам тоже есть своя программа — для них организуются встречи с коллегами, у которых уже есть опыт материнства, и внешними экспертами: педагогами, психологами и специалистами по детскому развитию.

KFC

В корпорации разработали программу Heart Led Women, которая направлена на развитие лидерских качеств женщин через волонтерские проекты, и имеет несколько направлений. Сотрудницы компании могут стать менторами и наставниками для подопечных подростков из детских домов, организовывать волонтерские группы, инициировать и воплощать собственные волонтерские проекты, проводить семинары и мастер-классы. «В каждой из практик волонтер может добиться успеха, только применяя лидерские компетенции, в том числе, способность мотивировать и вдохновлять других, стратегическое мышление и эмоциональный интеллект», — объясняет генеральный директора KFC в России и СНГ Раиса Полякова. По итогам внутреннего опроса KFC, 78% волонтеров смогли получить продвижение на работе благодаря развитию новых навыков, 100% отметили значительный прогресс в развитии лидерских компетенций.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+