Общее дело: что мешает развивать социальный бизнес в России
Через семь лет 10 млн человек в России могут остаться безработными, об этом говорят результаты исследования консалтинговой компании Boston Consulting Group. Основной удар на себя возьмет сфера обслуживания, в которой больший процент сотрудников — женщины. К счастью, произойдет это не завтра, а значит, есть время найти альтернативные варианты дальнейшего развития и освоить не очень популярный в нашей стране вид предпринимательства — социальный, который идеально вписывается в концепцию будущего рынка труда.
Новая форма бизнеса
Термин «социальное предпринимательство» все чаще звучит в обществе и привлекает к себе внимание со стороны бизнеса. В европейских странах доля предприятий социальной сферы в секторе малого и среднего предпринимательства составляет в среднем 2,6%. В России этот показатель едва достигает 1%. И если на Западе, в США и странах Азии соцпредпринимательство — обыденная, действующая бизнес-модель, то у нас она ассоциируется с людьми с «протянутой рукой».
Соцпредпринимательство держится на трех китах:
— B2C — розничные клиенты,
— B2B — компании,
— государственные гранты.
В России наиболее развиты грантовые истории, когда средства поступают от государства, фондов и заинтересованных компаний. В то время как в США это лишь одно из направлений деятельности в общей экономике страны, к которому мы еще не дошли.
С чего начать
Согласно исследованию комитета по развитию женского предпринимательства «Опора России», в России 35% предпринимателей — женщины. Именно в малом бизнесе акцент делается на идее развития социального предпринимательства: образовательные проекты, репетиторство, домашние кондитерские, салоны красоты. По факту в России до 90% социального бизнеса и образовательных проектов запускают и развивают женщины.
Женский подход к ведению бизнеса значительно отличается от мужского, в первую очередь, в психологическом плане. Мужчина, выбирая нишу, делает расчеты, анализирует рынок, строит мощные прогнозы на будущее. Женщина воспринимает бизнес как увлечение, которое, как ребенок, требует постоянного внимания, заботы и работы по его совершенствованию.
Прекрасная половина человечества оценивает бизнес на уровне чувств, эмоций, интуиции. Женщин пугают вопросы, связанные с цифрами и анализом, хотя есть понимание, что эти знания необходимы для успешного движения вперед, но зачастую на старте они не знают, с чего начать. С одной стороны, есть дело, которое доставляет удовольствие, есть желание развиваться и продвигать свою идею, с другой — стоп-факторы, тормозящие процесс.
Можно выделить несколько основных барьеров, которые встают перед предпринимателем:
— нехватка знаний и отсутствие практики ведения бизнеса;
— сложности финансирования: мало банков готово вкладываться в только что созданные предприятия без оборота, а потребительский кредит выдается с достаточно высокой процентной ставкой, варианты с альтернативными источниками финансирования возможны не для всех;
— ведение бухгалтерского учета: есть стереотип, что налоги — это сложно, долго и дорого, поэтому многие остаются в рамках «серого» рынка, но уже сейчас в государстве есть колоссальные возможности официальных патентов, налоговых льгот, которые позволяют оптимизировать финансы бизнеса;
— подбор надежной команды: частному предпринимателю с ограниченными финансами практически все приходится делать самостоятельно, либо искать нужных специалистов, которые могут за относительно невысокие деньги помочь решить вопрос.
«Современные реалии бизнес-среды позволяют решить каждый из этих барьеров: найти финансовую поддержку от государства или частного лица, пройти поддерживающие курсы для молодых предпринимателей, собрать хорошую команду или найти надежного партнера, а также почувствовать поддержку со стороны близких», — убеждена основатель компании «Маманонстоп» Евгения Лазарева.
Психология женщин устроена таким образом, что через отрицание и сложности они приходят к принятию и действиям. Во многом это связано с тотальной ответственностью, присущей слабому полу.
Бизнес от личной жизни отличается масштабом и территорией влияния. Женщина выходит за рамки дома и вступает в большую игру, в которой нужно знать правила, уметь находить необходимую информацию, а также способы удержания себя на плаву. На данный момент в нашей стране есть организации и проекты, помогающие женщинам входить в бизнес-среду, адаптироваться к ней, продвигать идеи в массы, бороться со стереотипами: открытие бизнеса — страшно, сложно, неподъемно, дорого.
Поддержка существует как на уровне образовательных проектов, так и со стороны государства. Например, платформа «Деловая среда» — совместная инициатива Минэкономразвития России и Сбербанка.
Социальное предпринимательство — сектор рынка, который занимает промежуточное положение между государственным, частным и общественными секторами. Для нашей страны успешное ведение подобного бизнеса во многом зависит от поддержки основного правящего органа — государства. Поэтому крайне важна его позиция и поддержка в данном вопросе.
В Министерстве экономики создана рабочая группа развития малого и среднего предпринимательства в России, одним из блоков в проекте является женское предпринимательство. Ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей Анна Палагина отмечает, что сейчас социальное предпринимательство выделено как отдельная категория бизнеса, которая может использовать все льготы, субсидии и компенсации на всевозможные затраты. «Нужно сокращать присутствие государства в реальной экономике, вовлекая туда частный бизнес и предпринимательство. За счет этого развивать социальные проекты в нашей стране. Огромное количество государственных функций может быть передано в этот сектор в рамках госзаказа: финансирование детских домов, домов престарелых, образовательных проектов. Тогда это будет лучшей формой поддержки», — уверена она.
Чтобы оказать помощь социально незащищенным слоям населения (СНСН), государство может использовать два основных способа осуществления социальных инвестиций: напрямую (гранты, пособия и так далее.) и через поддержку социальных предпринимателей. Поддержка социальных предпринимателей, нацеленных на создание социального эффекта и устойчивой бизнес-модели, как правило, более эффективна и показывает более высокий возврат на социальные инвестиции, чем прямая поддержка СНСН. Это подтверждает тот факт, что государство заинтересовано в развитии соцпредпринимательства как отдельной бизнес-модели. Оно видит потенциал в нем и готово помогать в развитии достойных инициатив, основной аудиторией и движущей силой которых являются женщины-лидеры.
У России колоссальный потенциал для развития социального предпринимательства. Люди, работающие в этом секторе бизнеса, фундаментально меняют и решают болезненные вопросы общества. Хочется верить, что в ближайшем будущем мы будем видеть все больше структурированных бизнесов соцпредпринимателей на федеральном уровне. Будут создаваться инвест-фонды и появлятся венчурные инвесторы, готовые развивать социальное предпринимательство в нашей стране.