К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Не только общение: как вице-президент Facebook создает торгового конкурента eBay

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Деб Лиу считает, что социальные сети — это будущее электронной коммерции

В бизнес-школах говорят, что предприниматели должны употреблять то, что сами производят. Деб Лиу перенесла этот принцип на более высокий уровень.

В ноябре 2017 года вице-президент Facebook Marketplace благодаря своей же разработке продала свою стиральную машину. На днях она отхватила чугунные сковородки у местного продавца. «Они очень дорогие в магазинах, но на Facebook Marketplace я получила отличную скидку», — гордо говорит она.

Как менеджер высшего звена Facebook Лиу могла легко себе позволить купить сковородки по любой цене. Но на платформе Marketplace она наглядно показала, как она работает. «Многие пользователи нашей соцсети говорят о том, что им стало гораздо легче покупать и продавать благодаря этому сайту», — рассказывает Деб Лиу, сидя в офисе штаб-квартиры Facebook в Менло-Парке.

 

Лиу так восторженно отзывается об использовании Marketplace, что вдохновила собственных троих детей продавать их старые игрушки на сайте, используя таблицу Excel. На полях Excel можно ввести рекомендуемую розничную цену, продажную цену и прибыль. В субботу ее дети сделали фотографии трех старых кукол и игр и внесли данные в таблицу, а Лиу связывалась с покупателями, чтобы организовать передачу товаров. «Им так нравится заниматься этим на Marketplace», — говорит Лиу, которая помогает детям рассчитать прибыль с каждой продажи.

Сын Лиу заполняет таблицу, перечисляя те игрушки, которые он собирается продать на Facebook Marketplace.
Сын Лиу заполняет таблицу, перечисляя те игрушки, которые он собирается продать на Facebook Marketplace.·Фото DR

Никакой платы за пользование, только реклама

 

Платформа Marketplace, запущенная в октябре 2016 года, менее, чем за полтора года заняла важное место на Facebook. Это третья закладка сверху слева, сразу же под Newsfeed и Messenger; в приложении она занимает место, которое ранее принадлежало Messenger.

По словам пресс-секретаря Facebook, около 550 млн человек из 51 страны используют платформу для торговли каждый месяц, а поисковые запросы увеличились в три раза за 2017 год. Ни сейчас, ни в будущем Facebook не планирует взимать плату с продавцов. Также как и в других разделах сайта, деньги поступают от рекламы. Команда Лиу проверяет рекламные объявления, но «требуется некоторое время», прежде чем они распространят их среди всех пользователей.

Недавно на Marketplace был запущен раздел по продаже автомобилей и аренде квартир, и готовятся к запуску еще некоторые разделы. Этот бизнес пока еще не принес того уровня доходов, который Лиу ранее сделала на Facebook, запустив приложение по установке рекламы. Оно стало одним из самых быстро развивающихся и прибыльных видов бизнеса Facebook.

 

Нынешний Marketplace позволяет Лиу продвинуться дальше и расширить те границы, к которым она стремилась, делая свою карьеру на eBay и PayPal. «Я отказалась от всех моих других проектов, фокусируя все внимание на этом, — говорит она в отношении своих других функций на Facebook. — Я всегда была увлечена коммерцией и тем, как коммерция связывает людей».

Marketplace создает очевидную серьезную проблему для таких площадок как Craigslist и eBay, которые столкнулись со снижением уровня продаж. Поскольку Facebook это, прежде всего, сайт социальных сетей, вы можете гораздо больше узнать о покупателе или продавце, чем на Craigslist. И несмотря на более, чем 20-летний опыт eBay в продажах с аукционов, Facebook превосходит его по количеству пользователей: на eBay было зарегистрировано около 170 млн активных пользователей в третьем квартале 2017 года, тогда как на Facebook в тот же самый период было уже более 2 млрд пользователей.

Но платформы Marketplace, вероятно, не существовало бы, если бы не Лиу.

Как все начиналось

Три года назад она провела первые переговоры с Марком Цукербергом и Шерил Сэндберг относительно создания раздела Facebook, где люди смогут продавать и покупать вещи. Поддерживая девиз Facebook «Двигайся вперед с максимальной скоростью», она отложила в сторону стратегию, чтобы посмотреть, как люди уже ранее обменивались товарами в фб-группах.

 

Хотя и возникали некоторые сомнения относительно продажи товаров на этом сайте, мамы использовали «группы» для продажи детских игрушек и одежды, и Лиу увидела это на собственном опыте. «Я сама являюсь частью этих групп», — говорит она.

Она поручила небольшой команде инженеров обратиться к отдельным группам и предложить их реструктурировать так, чтобы администраторы могли загружать продукты и разделять данные по ценам, описаниям и местоположению.

Это облегчило поиск предметов и позволило команде Лиу увидеть, что люди продают и покупают, чтобы, в конечном итоге, начать рекомендовать продукты. Они работали с разделом «Группы» таким образом в течение полутора лет, проверяя свою концепцию, прежде чем создать отдельную платформу.

Старый новый Marketplace

 

Если Цукерберг относился настороженно к электронной торговле, то у него были для этого веские основания. Первоначально Facebook внедрил модуль под названием Marketplace в 2007 году, где пользователи могли публиковать коммерческие объявления и вакансии, но этот раздел так и не стал популярным и его закрыли в 2014 году.

Помимо того, что новая площадка Marketplace растет, она еще имеет возможность изменить представление о традиционной роли Facebook. «Мы разговаривали со многими пользователями Facebook, и они согласились, что новая площадка сделала бы соцсеть более полезной», — говорит Лиу.

«Полезно» — это не то слово, которое можно обычно ассоциировать с тем временем, которое мы проводим в социальных сетях Цукерберга. Но для тех, кто живет в странах с формирующимся рынком, эта платформа может стать источником средств к существованию. Многие небольшие предприятия в таких странах, как Бразилия, уже совершают большую часть своих сделок через платформы Instagram и WhatsApp.

В будущем Лиу желает расширить полезность Marketplace, включив машинное обучение и компьютерный анализ. Ее команда работает над тем, чтобы с помощью средств Facebook можно было распознавать предметы, например, при наведении камеры на трехколесный велосипед ребенка. Имея такой инструмент, уже не потребуется печатать название или описание предмета.

 

Facebook уже использует данные, загружаемые на Marketplace, для тренировки своих алгоритмов визуального поиска для корректной идентификации продуктов. Такие усовершенствования должны улучшить средства поиска и рекомендации продуктов, в тех случаях, когда вы не можете определиться с выбором. В качестве примера: «Мы знаем, что у вас есть ребенок, и мы показываем вам некоторые продукты рядом с вами, — говорит Лиу. — Мы знаем, что вы искали детскую кроватку».

Более интеллектуальная платформа Marketplace могла бы отвлечь людей от eBay, Craigslist и даже от Amazon, и до тех пор, пока она следит за тенденциями в мире Facebook и за рекламными объявлениями на этом сайте, ее не постигнет такая же судьба, как ее предшественника, в ближайшем будущем.

Перевод Натальи Танюк

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+