Семейный альбом: как изменился портрет российского домохозяйства с середины 1990-х годов
На основе данных «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ » за период с 1994 по 2015 год ведущий научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Яна Рощина оценила, как поменялись показатели социально-экономического положения более 4 000 домохозяйств и показатели человеческого капитала в этих семьях.
За рассматриваемый период доля семей с детьми снизилась с почти 47% до немногим более 32%. Доля неполных семей при этом возросла на 4,5 процентных пункта до 21% (максимум этого показателя пришелся на 2006 год, когда он почти достиг четверти от всех семей в выборке). Зато с 23 до 29% выросла доля домохозяйств, в которых представлены три поколения – то есть родители с детьми, бабушки и дедушки.
Фактор бедности
Как пишет автор исследования, многодетность в России оказывается «фактором бедности». В 1994 году душевой доход в семье, где есть один, два и три и более ребенка, составлял 88, 81 и 60% от душевого дохода в семье без детей, соответственно. К 2015 году эти три показателя составили уже 79, 63 и 48%.
Больше детей
Доля детей, живущих в домохозяйствах из шести и более человек, выросла к 2015 году почти на 4 процентных пункта до 17,6% — при практически неизменной доле таких домохозяйств в выборке. В 2010–2015 года медленно росла доля семей с более чем одним ребенком среди семей с детьми, хотя при этом в целом в выборке доля бездетных семей увеличивалась, пишет Яна Рощина.
Образованные родители
Вырос уровень образования родителей, в первую очередь, речь о доли матерей с высшим образованием: она составляла 19% в 1994 году, а в 2015 достигла 34%. Среди отцов показатель увеличился с 17 до 18,5%. Большая часть детей проживает в домохозяйствах, где родители не имеют высшего образования, хотя доля таких детей снизилась за 20 лет с почти 70% до 55%. Если брать в расчет еще и старшее поколение (то есть бабушек и дедушек), то около 60% детей живут в домохозяйствах, где ни у кого из взрослых нет высшего образования, – двадцатью годами ранее таких было более 70%.
Неработающие матери
В 1994 году работали 63% матерей, 9% находились в декрете или отпуске по уходу за ребенком. К 2015 году эти доли изменились и достигли 56 и 12%, соответственно, – то есть доля матерей, у которых работы нет, выросла. Доля детей, проживающих с работающим отцом, также снизилась – но прежде всего за счет увеличения с 19,5 до 26% доли тех, кто живет вообще без отца.
Хорошие школы
Вырос охват детей в возрасте до 6 лет дошкольными учреждениями – с 66% в 2010 году до 71% в 2015 году. Среди детей от 6 до 15 лет в 1994 году школу посещали более 97%, в 2015 году – немногим больше 90%. Для детей 16-17 лет цифры в 2006 и 2015 году составили, соответственно, 48 и 59%.
Дети чаще посещают хорошие школы – гимназии или школы с углубленным изучением каких-то предметов, если происходят из более обеспеченных или менее многодетных семей. Например, 30% детей самых богатых родителей (пятая, наиболее высокая группа по уровню дохода) учатся в гимназиях и школах с углубленным или профильным преподаванием каких-то предметов, а среди детей самых бедных родителей (первая группа) таких всего 7,5%. В обычной средней школе учатся более 84% детей из бедных домохозяйств и 60% — из наиболее обеспеченных.